Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей
В настоящее время необходимо признать, что период становления мировой юстиции в России несколько затянулся. И выражается это прежде всего в неоправданно замедленном решении организационных вопросов.
По истечении 7 лет функционирования мировых судов в России все еще не создан орган, который смог бы аккумулировать и анализировать информацию о мировых судьях, а также на основе анализа прогнозировать, координировать и направлять деятельность созданного института судебной власти.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ не в состоянии решить стоящие перед мировой юстицией задачи в полном объеме. Сведениями о финансировании деятельности мировой юстиции в субъектах РФ Судебный департамент не располагает, так как в соответствии с действующим законодательством решение вопросов материально-технического обеспечения деятельности мировых судей осуществляется органами государственной власти субъекта самостоятельно.
С другой стороны, едва ли можно было бы уличить Судебный департамент в посягательстве на самостоятельность власти субъектов, если бы через управления (отделы) Судебного департамента или республиканские, краевые, областные подразделения были запрошены сведения о фактическом финансировании мировых судей, в том числе на обеспечение безопасности, повышение квалификации, информатизацию и другие наиболее важные направления жизнедеятельности. Анализ полученной финансовой информации в совокупности с судебной статистикой позволил бы взглянуть на реальное состояние дел в мировой юстиции, на федеральном уровне обозначить проблемы, наметить меры к их преодолению, выработать стратегию по отношению к мировой юстиции, одним словом, сделать то, к чему направлено настоящее обобщение собранной от регионов информации.
Органы Судебного департамента на региональном уровне в гораздо большей мере, чем центральный орган, повседневно связаны с мировой юстицией. Вместе с республиканскими, краевыми, областными судами они принимают региональные законы и другие нормативные акты, направленные на создание и функционирование мировых судей. До создания соответствующих служб по организации деятельности мировых судей практически все организационные вопросы решались управлениями (отделами) Судебного департамента.
И в настоящее время, как показал анализ информации, этот государственный орган выполняет в регионах организационные мероприятия - от прямо прописанных в законе до продиктованных необходимостью, зачастую выходящих за пределы законных полномочий.
При этом увеличение объема работы в управлениях (отделах) не повлекло ни дополнительного финансирования из федерального бюджета, ни выделения дополнительных штатных единиц для решения задач мировой юстиции.
Несмотря на сложную правовую природу института мировой юстиции, обусловленную двойственностью положения мирового судьи (с одной стороны, это суд субъекта Федерации, с другой - суд общей юрисдикции) требуется, наконец, законодательное решение вопроса организации деятельности мировых судей. На первоочередную необходимость решения этого вопроса указали председатели судов и руководители управлений Судебного департамента республик Татарстан, Тыва, Дагестан, Алтайского, Хабаровского краев, Камчатской, Свердловской областей и многих других*(1).
В нормах Федерального закона РФ "О мировых судьях в Российской Федерации", к сожалению, нет понятия организационного обеспечения деятельности мировых судей. В Законе (с учетом внесенных изменений и дополнений) указано лишь на источники и органы материально-технического обеспечения мировых судей, а также обеспечения их заработной платой и социальными выплатами*(2). Дополнениями к Закону от 30.11.04 г. урегулирован порядок возмещения издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями*(3).
Вместе с тем, понятие организационного обеспечения деятельности судов четко прописано в Законе "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Статьей 1 Закона предусмотрено, что под организационным обеспечением деятельности суда понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В ст.ст. 6, 13 этого закона с той же четкостью мероприятия конкретизированы и распределены по исполнителям, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, его органам в регионах*(4).
Совершенно не ясно в этой связи, почему законодатель в Законе о мировых судьях не дал столь необходимого при применении Закона понятия и не определил (одновременно дополнив соответствующий Закон), какие мероприятия должен выполнять федеральный орган Судебный департамент при Верховном Суде и его подразделения на местах. Ведь тогда стало бы очевидным, что все остальное относится к органам, созданным для организации деятельности мировой юстиции в субъектах Федерации. Законодатель, между тем, оставил без ответа вопрос о том, кто должен осуществлять подбор кадров мировых судей и их аппаратов, организовывать повышение их профессионального уровня, решать вопросы информатизации, делопроизводства, статистики, безопасности и ряд других.
Ответы на эти вопросы можно найти в решениях судебных органов. Так, прокурор Алтайского края просил признать недействующей ст. 12 Закона Алтайского края "О порядке назначения судей в Алтайском крае", которой установлено, что организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется администрацией края за счет средств краевого бюджета, в части слова "организационное"*(5).
Решением Алтайского краевого суда от 24 февраля 2004 г., оставленном без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2004 г. прокурору отказано в удовлетворении заявления*(6).
В Определении Верховного Суда РФ указано, что статьей 5 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" определено, кем производится финансирование судов, мировых судей и квалификационных коллегий. Эти функции возложены на Судебный департамент за счет средств федерального бюджета. Статья 10 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" предусматривает, что финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Речь в данном случае идет о материальном и социальном обеспечении содержания мировых судей, что не связано с обеспечением деятельности судов.
В соответствии с ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", обеспечение деятельности мировых судей возложено на органы государственной власти субъектов РФ, а материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции и исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (внесенными в Закон изменениями слово "юстиции" исключено). А статья 12 Закона Алтайского края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" предусматривает, что организационное, кадровое и материально-техническое обеспечение мировых судей осуществляется администрацией края за счет краевого бюджета.
Таким образом, суд правильно указал в решении, что организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя кадровое, материально-техническое, финансовое и всякое иное обеспечение. Аналогичная позиция закреплена и в статье ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Дав анализ правовым нормам, суд пришел к выводу о том, что указание в ст. 12 Закона Алтайского края в части слова "организационное" не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав, поэтому требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Указанным решением в Алтайском крае спор о полномочиях прекращен. Все мероприятия организационного характера должны финансироваться и выполняться администрацией края, ее специально созданным органом.
Следует констатировать, что там, где региональный законодатель ориентируется на содержащееся в Законе о Судебном департаменте понятие организационного обеспечения деятельности судов и проявляет понимание специфики организации судебной власти, - в нормативных актах тех субъектов Федерации нашла закрепление более или менее оптимальная модель организации деятельности института мировых судей. Но, к сожалению, в устройстве мировой юстиции большинства субъектов Федерации прослеживается стремление сосредоточить организацию деятельности мировых судей, по возможности, "в одних руках".
В.Ю. Анохина,
помощник мирового судьи судебного участка N 2
г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области
"Российская юстиция", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Справка о проблемах организации и деятельности мировой юстиции в Российской Федерации // Материалы пленарного заседания Совета судей РФ. 21 марта 2005 г. С. 26.
*(2) Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 21.12.1998. N 51. Ст. 6270.
*(3) Федеральный закон "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"" от 30.11.04 N 144-ФЗ // Российская газета. 07.12.2004. N 271.
*(4) Закон Российской Федерации "О судебном департаменте при Верховном Суде РФ" от 08.01.1998 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. N 2. Ст. 223.
*(5) Закон Алтайского края "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае" от 02.09.99. N 39 - ЗC // Сборник законодательства Алтайского края. 1999. N 13. С. 8.
*(6) Справка о проблемах организации и деятельности мировой юстиции в Российской Федерации // Материалы пленарного заседания Совета судей РФ. 21 марта 2005 г. С. 27.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей
Автор
В.Ю. Анохина - помощник мирового судьи судебного участка N 2 г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области
"Российская юстиция", 2006, N 11