Пожар у арендатора - больше чем пожар
К сожалению, пожары на складах случаются довольно часто. Площади большие, персонала немного. Искра-другая и взвился красный петух, жадно поглощая все подряд: и имущество арендатора, и помещение арендодателя. О том, как разбирались с последствиями огненной стихии стороны арендного договора, рассказывает бухгалтер фирмы-арендатора Куролесова Алла Валентиновна.
"Я недавно устроилась на новую работу. Одним из главных мотивов моего выбора была особая специфика компании - производство кинофильмов. Для хранения киносъемочного оборудования фирма арендовала большой склад на киностудии. Там же арендовали часть оборудования для съемок. Среди него были и дорогостоящие экземпляры киноаппаратуры. В одну грозовую ночь в результате пожара мы лишились своего имущества и большей части "чужого".
На пепелище
После того как прошел первый шок, стали думать, что делать. И свои потери надо как-то оформить, и перед арендодателем держать ответ. В первую очередь попытались сфотографировать часть обгоревших приборов. Нам удалось зафиксировать почти все крупные объекты. В том числе мы откопали и засняли остов очень дорогого прибора, который был взят в аренду. Небольшие аппараты и оборудование с использованием текстиля сгорели полностью, и фотографировать было нечего.
После фотосессии пепелища мы определились с тем, что утрачено навсегда, а что еще можно использовать. Собственные приборы, которые "погибли" безвозвратно мы разделили на две группы:
1 группа - амортизация начислена полностью;
2 группа - срок эксплуатации не закончился, есть остаточная стоимость.
Чтобы не "утяжелять" сличительные ведомости, мы задним числом (датой до пожара) оформили акты на списание приборов из первой группы. Затем провели инвентаризацию арендованного оборудования и основных средств из второй группы.
Восстанавливать ли НДС?
Передо мной встал вопрос надо ли восстанавливать НДС по утраченному оборудованию из 2 группы. С одной стороны, в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса и в пункте 6 статьи 171 ничего не сказано о такой ситуации как наша - восстановление "входного" НДС в связи с утратой основных средств в результате стихийного бедствия".
От редакции
На эту тему сложилась положительная арбитражная практика. Судьи считают, что раз в кодексе этот случай не описан, значит, и восстанавливать НДС фирма не должна. Примером тому могут являться постановления ФАС Уральского округа от 5 мая 2003 г. по делу N Ф09-1214/03-АК и Московского округа от 11 июня 2003 г. по делу N КА-А40/3314-03.
"Но я нашла строгое письмо московских налоговиков. В нем налогоплательщиков обязывают восстанавливать налог по основным средствам, выбывшим как и у нас, вследствие чрезвычайных обстоятельств (речь идет о письме УМНС по г. Москве от 13 сентября 2004 г. N 24-11/58949).
Я сочла, что безопасней будет восстановить НДС, тем более что у многих объектов сроки эксплуатации были на исходе и остаточная стоимость не слишком велика. Бегать по судам и доказывать другую позицию времени у меня не было.
Я подняла старые счета-фактуры (благо офис у нас в другом месте и они остались невредимы), рассчитала НДС исходя из остаточной стоимости. Затем в соответствии с требованиями пункта 16 постановления N 914 (имеется в виду постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость"), зарегистрировала эти счета-фактуры с соответствующими суммами в книге продаж. Оставалось только разобраться с арендодателем.
Кто в ответе?
Очевидно, что гроза - это "форс-мажор", от которого никто не застрахован. А согласно статье 211 Гражданского кодекса, риск случайной гибели имущества несет его собственник. В акте о пожаре указано, что его причиной стало возгорание крыши вследствие попадания молнии в близкорастущее дерево. Нашей вины тут нет. Значит, и возмещать ущерб арендодателя мы не обязаны.
Но арендодатель не согласился. Ведь, как оказалось, в нашем договоре есть пункт о полной ответственности арендатора за гибель имущества арендодателя. Отнекиваться дальше было бессмысленно. Теперь нам нужно было решить как правильно оформить выплату возмещения".
От редакции
Если в повреждении имущества отсутствует вина арендатора, то возместить ущерб он обязан только в одном случае. Необходимо, чтобы в договоре аренды было указано: "Арендатор возмещает стоимость поврежденного имущества вне зависимости от причин, повлекших его порчу". При этом необходимо документально подтвердить, что причиной ущерба являются обстоятельства объективного характера.
Если в договоре аренды такого пункта нет, то арендатор не может списать на расходы сумму возмещения арендодателю (письмо Минфина от 13 марта 2006 г. N 03-03-04/1/208).
Пришлось платить
"Для доказательства понесенных убытков необходимо было подготовить полный пакет документов. Часть документов (вторые экземпляры) у нас уже была:
- договор аренды (ведь там указано, что арендатор обязан возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного имущества);
- акты приема-передачи (от арендодателя арендатору) с подробным описанием технического состояния объекта аренды.
Некоторые бумаги обещал предоставить арендодатель:
- документы, подтверждающие его право собственности на переданное в аренду имущество (чтобы быть уверенными, что мы покрываем убытки именно собственника имущества);
- справку Государственной противопожарной службы;
А для расчета суммы ущерба мы вместе с арендодателем решили привлечь независимого оценщика. Тут как раз и пригодились фотографии сгоревших приборов.
После того как все бумаги были собраны, мы возместили арендодателю его убытки и на эту сумму увеличили свои. Но на этом расчеты погорельцев не закончились. После пожара помещение требовало серьезного ремонта. Необходимо было залатать крышу, убрать копоть со стен, перестелить полы, восстановить энергоснабжение.
Последствия пожара - заботы и "выгоды" арендатора
В договоре аренды помимо всего прочего было указано, что арендатор за свой счет ремонтирует поврежденное имущество вне зависимости от причин повлекших его порчу. В этой ситуации меня "порадовало" только одно: наша фирма вправе списать в убыток еще и затраты по ликвидации последствий пожара. С арендодателем мы условились следующим образом: он подписывает договор на восстановление склада со строительной фирмой, а мы возмещаем стоимость работы на основании выставленного счета. Основание для выставления счета - пункт договора аренды, в котором указана обязанность арендатора полностью возместить расходы по восстановлению поврежденного имущества. Таким образом, наша фирма пострадала не столько от стихийного бедствия, сколько от неграмотности собственных сотрудников.
В качестве утешительного приза нам "досталась" отмена арендной платы по тем площадям, которые сгорели, и где были запланированы восстановительные работы. Хорошо, что не пришлось настаивать на применении пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса о снижении арендной платы в связи с существенным ухудшением состояния арендуемого имущества. Удалось договориться "полюбовно". Действие старого договора по соглашению сторон мы прекратили и заключили новый договор. Цена за квадратный метр осталась прежней, но площадь арендуемого помещения уменьшилась. Обе стороны согласились исключить из состава арендуемого имущества то оборудование, которое безвременно погибло, и сгоревшие квадратные метры".
Мнение
Генеральный директор ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"
Перелетова И.В.:
"Вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом его причинившим (п. 1 и п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Чтобы принять на себя ответственность перед арендодателем за последствия пожара и ущерб, нанесенный пламенем его имуществу, необходимо наличие в совокупности следующих элементов:
- наступление вреда;
- противоправность поведения причинителя вреда (арендатора);
- причинная связь между действиями арендатора и наступившим вредом;
- доказанная вина арендатора в причинении вреда".
А.В. Куролесова,
бухгалтер
"Практическая бухгалтерия", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.