Юридические аспекты государственной поддержки субъектов малого
предпринимательства в Российской Федерации
Некоторые предприятия не считают себя субъектами малого предпринимательства и, соответственно, не пользуются льготами, предоставляемыми законодательством для малого бизнеса, хотя соблюдают критерии отнесения к малым предприятиям. Другие, напротив, считают себя малыми предприятиями и применяют льготы - до первой налоговой проверки. Дело в том, что в критериях отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства содержится много нюансов. Некоторые ответы по правомерности отнесения предприятий к малому бизнесу могут быть неожиданными. В настоящей статье рассмотрим следующие вопросы: могут ли быть субъектом малого предпринимательства банк (кредитная организация), некоммерческая организация, предприятие, обязанное проводить ежегодную аудиторскую проверку, организация, в которой средняя численность работников более 100 человек, предприятие со 100% иностранного капитала; обязано ли малое предприятие регистрироваться в реестре субъектов малого предпринимательства субъекта РФ?
Правовой статус субъектов малого предпринимательства определен в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее- Закон N 88-ФЗ).
Так, согласно п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся:
организации, соблюдающие установленные законодательством критерии;
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К организациям и индивидуальным предпринимателям для получения статуса субъекта малого предпринимательства законодательством предъявляются разные требования.
Критерии отнесения к субъектам малого
предпринимательства юридических лиц
К субъектам малого предпринимательства относятся организации, соблюдающие установленные законодательством критерии: два критерия регламентируют соотношение долей в уставном капитале, один - регламентирует среднюю численность работников за отчетный период и один - ограничивает организационно-правовую форму юридического лица.
1. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ коммерческие организации - это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации - это организации, не имеющие цели извлечения прибыли в качестве основной деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (коммерческую деятельность) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Таким образом, некоммерческая организация, которая ведет наряду с некоммерческой деятельностью, и коммерческую деятельность для реализации своих уставных задач, не может быть субъектом малого предпринимательства, т.к. это противоречит Закону N 88-ФЗ.
2. Доля участия в уставном капитале малого предприятия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%.
Из норм законодательства следует:
доля участия в уставном капитале малого предприятия всех или нескольких из вышеперечисленных (организаций, фондов, субъектов РФ, РФ) не должна превышать 25% в совокупности или одного из них в отдельности;
доля участия в уставном капитале малого предприятия всех или нескольких вышеперечисленных (организаций, фондов, субъектов РФ, РФ) не должна превышать 25%, значит, максимальная доля может быть равна 25%.
Например, уставный капитал коммерческой организации может состоять из следующих долей:
Вариант 1. Доля физического лица - 75%, а доля субъекта РФ - 25%. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих критериев.
Вариант 2. Доля физического лица - 75%, доля субъекта РФ - 15%, доля общественной организации - 10%. В совокупности доля в уставном капитале организации субъекта РФ и доля общественной организации составляет 25% (15% + 10%), что не превышает установленный законодательством критерий. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих условий.
Вариант 3. Доля физического лица - 75%, доля благотворительного фонда - 20%, доля религиозной организации - 15%. В совокупности доля благотворительного фонда и религиозной организации в уставном капитале организации составляет 35% (20% + 15%), что превышает установленный законодательством критерий. Такая организация не может быть субъектом малого предпринимательства.
3. Доля в уставном капитале малого предприятия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
Из норм законодательства следует:
доля участия в уставном капитале малого предприятия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%, значит, максимальная доля может быть равна 25%;
доля участия в уставном капитале малого предприятия других предприятий, в свою очередь являющихся субъектами малого предпринимательства, по законодательству РФ может быть в любой пропорции, в том числе 100%;
ограничение распространяется только на юридические лица, не являющиеся по законодательству РФ субъектами малого предпринимательства. Доля физических лиц в уставном капитале малого предприятия может быть в любой пропорции, в том числе 100%. При этом данный критерий не устанавливает ограничений на статус физического лица - резидент или нерезидент. Таким образом, уставный капитал организации может состоять из вкладов физических лиц - иностранных граждан в любой пропорции, в том числе 100%.
Например, уставный капитал коммерческой организации может состоять из следующих долей:
Вариант 1. Доля физического лица, гражданина РФ - 75%, доля юридического лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, - 25%. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих критериев.
Вариант 2. Организация зарегистрирована на территории РФ как общество с ограниченной ответственностью, единственным учредителем с долей 100% является физическое лицо - гражданин Латвии. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих критериев.
Вариант 3. Доля юридического лица, являющегося малым предприятием по законодательству РФ, - 75%, доля иностранной компании - 25%. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих критериев.
Вариант 4. Доля юридического лица, являющегося малым предприятием по законодательству РФ, - 100%. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении всех прочих критериев.
Все критерии по отнесению юридических лиц к субъектам малого предпринимательства должны рассматриваться в совокупности, но особое внимание необходимо уделить второму и третьему критериям по долям в уставном капитале. Исходя из второго и третьего критериев, максимальная доля "сторонних" в уставном капитале малого предприятия может составлять 50% (25% по второму критерию + 25% по третьему критерию). Но при этом пропорции по долям в уставном капитале должны соблюдаться в рамках установленных ограничений.
Например, уставный капитал коммерческой организации может состоять из следующих долей:
Вариант 1. Доля физического лица - 50%, доля субъекта РФ - 25%, доля организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства, - 25%. В совокупности доля (субъекта РФ + организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства) в уставном капитале составляет 50% (25% + 25%). Распределение долей в уставном капитале соответствует установленным законодательством критериям. Такая организация может быть субъектом малого предпринимательства при соблюдении критерия по средней численности работников за отчетный период.
Вариант 2. Доля физического лица - 50%, доля субъекта РФ - 30%, доля организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства, - 20%. В совокупности доля (субъекта РФ + организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства) в уставном капитале составляет 50% (30% + 20%). В этом случае распределение долей в уставном капитале не соответствует установленным законодательством критериям и такая организация не может быть субъектом малого предпринимательства.
4. Средняя численность работников за отчетный период на малом предприятии.
Максимальная средняя численность работников зависит от осуществляемого предприятием вида деятельности. Так, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать:
в промышленности - 100 чел.;
в строительстве - 100 чел.;
на транспорте - 100 чел.;
в сельском хозяйстве - 60 чел.;
в научно-технической сфере - 60 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в оптовой торговле - 50 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
При определении средней численности работников за отчетный период необходимо учитывать всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Например, коммерческая организация соблюдает критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства относительно уставного капитала и осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами.
Вариант 1. Средняя численность работников за отчетный период составляет 15 чел. Такая организация является субъектом малого предпринимательства.
Вариант 2. Средняя численность работников за отчетный период составляет 32 чел. Такая организация не может быть субъектом малого предпринимательства, т.к. средняя численность работников малого предприятия, осуществляющего розничную торговлю, не должна превышать 30 чел.
На практике малые предприятия могут осуществлять не один вид деятельности, а несколько одновременно. Например, предприятие может осуществлять одновременно оптовую торговлю и розничную.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, являются многопрофильными. Многопрофильные предприятия относятся к малым предприятиям по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Юридическое лицо может самостоятельно выбрать показатель - годовой объем прибыли или годовой объем оборота.
Годовой объем оборота - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за календарный год. Годовой объем прибыли - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ за календарный год.
Например, коммерческая организация соблюдает критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства относительно уставного капитала. При этом она осуществляет два вида деятельности - оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами. Общая сумма выручки за календарный год составляет 100 000 руб. Из нее на розничную торговлю приходится 70 000 руб., а на оптовую - 30 000 руб. Прежде всего необходимо выбрать профилирующий вид деятельности. Исходя из данных приведенного примера, профилирующим видом деятельности может быть розничная торговля (по критерию - годовой объем оборота).
Вариант 1. В розничной торговле занято 50 чел., а в оптовой - 30 чел. Предельная численность работников при осуществлении деятельности в розничной торговле - 30 человек. Следовательно, данная коммерческая организация не может получить статус субъекта малого предпринимательства, т.к. не соблюдает критерий по численности работников для профилирующего вида деятельности.
Вариант 2. В розничной торговле занято 30 чел., а в оптовой- 50 чел. Предельная численность работников при осуществлении деятельности в розничной торговле - 30 чел. Следовательно, данная коммерческая организация может получить статус субъекта малого предпринимательства, т.к. соблюдает критерий по численности работников по профилирующему виду деятельности.
В настоящее время законодательством не установлено общее ограничение средней численности работников на малом предприятии, т.е. по всем видам деятельности в совокупности. Необходимо только, чтобы по профилирующему виду деятельности средняя численность работников не превышала установленного ограничения.
Ограничение на общую среднесписочную численность работников многопрофильного малого предприятия действовало только до 1995 г. В законе, предшествующему Закону N 88-ФЗ, постановлении Совета министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" (утратил силу) этот критерий был сформулирован иначе: к малым предприятиям относились предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел. Далее определялись ограничения для конкретных видов деятельности.
В ныне действующем Законе N 88-ФЗ критерий по численности работников сформулирован иначе. Во-первых, речь идет не о среднесписочной численности, а о средней численности работников за отчетный период. Во-вторых, нет ограничений по максимальной средней численности работников предприятия по всем видам деятельности.
Исходя из этого, многопрофильное предприятие обязано соблюдать критерий по средней численности работников по определенному профилирующему виду деятельности. Общее же количество работников предприятия законодательством не регламентируется.
Вариант 3. В розничной торговле занято 30 чел., а в оптовой- 100 чел. Средняя численность работников составляет 130 чел. (30 + 100). Данная коммерческая организация может получить статус субъекта малого предпринимательства, т.к. не нарушает критерий по средней численности работников по профилирующему виду деятельности.
Для того чтобы коммерческая организация могла получить статус субъекта малого предпринимательства, необходимо соблюдение четырех вышеперечисленных критериев одновременно. Никаких других условий в законодательстве не предусмотрено. В том числе нет ограничений по величине выручки, прибыли, активов баланса. Действующим законодательством не предусмотрены ограничения на организационно-правовую форму малого предприятия, за исключением некоммерческой организации. Таким образом, малые предприятия могут быть зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества и др. Также действующим законодательством не предусмотрено ограничений по осуществляемым видам деятельности. Так, в Законе N 88-ФЗ установлено, что средняя численность работников за отчетный период "в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности" не должна превышать 50 чел. Исходя из этого, субъектами малого предпринимательства теоретически могут быть кредитные организации, предприятия игорного и развлекательного бизнеса, производители подакцизной продукции, предприятия с иностранными инвестициями и любые другие организации, соблюдающие критерии, установленные Законом N 88-ФЗ.
Для того чтобы коммерческая организация получила статус субъекта малого предпринимательства достаточно соблюдать критерии, установленные ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Это дает право малому предприятию воспользоваться льготами, предоставляемыми текущим федеральным законодательством для субъектов малого предпринимательства.
С 1 января 2005 г. специальных льгот для малых предприятий по налогообложению нет. В настоящее время льготы федерального уровня есть только по организации бухгалтерского учета и по составу бухгалтерской и статистической отчетности. Так, малые предприятия имеют льготу по выбору плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, форм ведения бухгалтерского учета, по сокращенному объему бухгалтерской и статистической отчетности.
Если на предприятии проведена реорганизация и при этом нарушены критерии по долям в уставном капитале, то оно утрачивает статус субъекта малого предпринимательства и, соответственно, льготы для малых предприятий. Однако такие глобальные изменения бухгалтер не может пропустить.
Иначе дело обстоит с превышением критерия по средней численности работников на предприятии, например с высокой текучестью кадров. Если малое предприятие в отчетном периоде превысило среднюю численность работников, то оно утрачивает право на льготы для малых предприятий, предоставляемые текущим законодательством, на период, в течение которого было допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Например, малое предприятие пользуется льготой по сокращенному объему статистической отчетности. За отчетный период - первый квартал была превышена средняя численность работников. Таким образом, малое предприятие не может применять льготу за период, в течение которого было допущено превышение, - первый квартал и последующие три месяца - второй квартал. Если по итогам третьего квартала средняя численность работников будет в пределах норм, установленных законодательством, то предприятие может возобновить применение льготы.
Из норм законодательства следует, что малые предприятия, превысившие предельный уровень работников за отчетный период, утрачивают совокупность льгот, предоставляемых федеральным, региональным и местным законодательством. Тем не менее с юридической точки зрения в отношении льгот, предоставляемых региональным и местным законодательством, это неправомерно. Юридические аспекты этой проблемы рассмотрим ниже.
Критерии отнесения к субъектам малого
предпринимательства физических лиц
В соответствии со ст. 3 Закона N 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства также относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Для индивидуальных предпринимателей в текущем законодательстве не установлены критерии для получения ими статуса субъекта малого предпринимательства. Критерий по средней численности работников за отчетный период применяется только в отношении юридических лиц и не относится к индивидуальным предпринимателям. У индивидуальных предпринимателей может быть любое количество наемных работников, они могут осуществлять любые виды деятельности, величина выручки и прочие условия также не имеют значения. Индивидуальные предприниматели после государственной регистрации автоматически приобретают статус субъекта малого предпринимательства.
Согласно ст. 4 Закона N 88-ФЗ субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. При этом ни малым предприятиям, ни индивидуальным предпринимателям законодательством не предусмотрена выдача специального свидетельства об отнесении их к субъектам малого предпринимательства на федеральном уровне. Коммерческие организации должны самостоятельно идентифицировать себя как субъект малого предпринимательства и при желании применять льготы, предоставляемые действующим законодательством для малого бизнеса.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Таким образом, с 1 июля 2002 г. в уполномоченном органе Федеральной налоговой службы РФ осуществляется государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений касающихся сведений о юридическом лице. С 1 января 2004 г. государственная регистрация индивидуальных предпринимателей также осуществляется инспекцией Федеральной налоговой службы.
В случае необоснованного отказа органами государственной регистрации коммерческим организациям или физическому лицу, осуществляющему коммерческую деятельность без образования юридического лица, в государственной регистрации последние могут обжаловать в суде в установленном порядке неправомерные действия. При этом истцу при решении вопроса в его пользу должна быть возмещена государственная пошлина из средств ответчика, а также возмещены расходы по ведению судебного дела. Расходы по решению суда должны быть перечислены на счет субъекта малого предпринимательства после его государственной регистрации (ст. 4 Закона N 88-ФЗ).
Льготы подразделяются на федеральные и региональные. Для того чтобы применять льготы федерального уровня, необходимо соответствие субъекта предпринимательской деятельности критериям, установленным ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Никаких дополнительных условий не предусмотрено. Если же субъект малого предпринимательства претендует на льготы регионального уровня, то ему необходимо зарегистрироваться в реестре субъектов малого предпринимательства субъекта РФ.
Субъекты РФ ведут реестры регистрации субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели могут регистрироваться в них в добровольном порядке.
Например, в Москве введен Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы распоряжением мэра г. Москвы от 7 мая 1997 г. N 367 РМ "О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы".
При регистрации в реестре субъекта РФ субъекты малого предпринимательства могут получить льготы, предоставляемые субъектами РФ.
Если малое предприятие или индивидуальный предприниматель не зарегистрирован в реестре субъектов малого предпринимательства субъекта РФ, то малое предприятие или индивидуальный предприниматель не лишается льгот, предоставляемых федеральным законодательством (письмо Управления МНС по г. Москве от 24 ноября 1999 г. N 03-08/15661).
Аналогичным образом данный вопрос решается и в других субъектах РФ.
Таким образом, включение в реестр субъектов малого предпринимательства субъекта РФ не влияет на получение статуса субъекта малого предпринимательства, но дает малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям право на льготы, предоставляемые субъектами РФ малому бизнесу.
Например, постановлением Правительства г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 956-ПП "Об имущественной поддержке малого предпринимательства в Москве" для субъектов малого предпринимательства установлены льготы по аренде.
Ежегодно устанавливаются льготные ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства Москвы, внесенных в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы и имеющих право на поддержку органов власти г. Москвы за счет городских средств и ресурсов. А с 1 апреля 2002 г. разрешено помесячное внесение арендной платы за занимаемые нежилые помещения субъектами малого предпринимательства, внесенными в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы.
Субъекты РФ для предоставления региональных и местных льгот могут устанавливать дополнительные критерии.
В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об объектах малого предпринимательства в Москве " субъекты малого предпринимательства Москвы могут получить право на поддержку со стороны органов власти г. Москвы за счет городских средств или ресурсов, если соблюдают следующие критерии:
субъекты малого предпринимательства прошли государственную регистрацию на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;
субъекты малого предпринимательства должны быть включены в Реестр;
субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;
субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.
Кроме того, Законом установлено, что мэром Москвы и правительством Москвы могут устанавливаться дополнительные условия, дающие субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенным в Реестр (субъектам Реестра), право:
на приоритетную поддержку со стороны органов власти города за счет городских средств и ресурсов;
на поддержку по одному из приоритетных видов деятельности, установленных для субъектов малого предпринимательства в Москве;
на участие в реализации городских программ социально-экономического развития либо на иные условия, исходя из потребностей социально-экономического развития города.
Необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ не должно противоречить федеральному законодательству. Но субъекты РФ могут устанавливать дополнительные условия для предоставления льгот, в том числе субъектам малого предпринимательства.
Свидетельство о поставке в реестр субъекта малого предпринимательства субъекта РФ выдается на определенный законодательством срок. Например, в Москве срок действия свидетельства ограничивается тремя годами с момента его выдачи с ежегодным переоформлением, подтверждающим статус субъекта малого предпринимательства. В течение года малое предприятие и индивидуальный предприниматель считаются с точки зрения регионального законодательства субъектами малого предпринимательства, даже если нарушены критерии отнесения к субъектам малого бизнеса. С юридической точки зрения такое утверждение обоснованно. Этот юридический нюанс дает возможность субъектам малого предпринимательства пользоваться льготами, предоставляемыми региональным законодательством в течение срока действия свидетельства (до срока его "перерегистрации"), даже при утрате статуса субъекта малого предпринимательства (нарушение критериев Закона N 88-ФЗ).
Таким образом:
1) исходя из норм законодательства, для получения статуса субъекта малого предпринимательства юридическим лицам достаточно соблюдения критериев, установленных ст. 3 Закона N 88-ФЗ, что дает им право получения льгот федерального уровня;
2) для того чтобы получить льготы регионального и местного уровня, субъекты малого предпринимательства должны зарегистрироваться в реестре субъектов малого предпринимательства субъекта РФ и соблюдать дополнительные критерии, установленные законодательством субъекта РФ.
Правительство РФ предусматривает преимущества субъектов малого предпринимательства в предпринимательской сфере. Так, согласно Закону N 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства имеют право на льготное кредитование; льготное страхование; участвовать в производстве продукции, товаров, оказании услуг для государственных нужд; поддержку в информационной сфере; производственно-технологическую поддержку; поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Субъекты малого предпринимательства имеют право создавать:
общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства;
союзы (ассоциации) субъектов малого предпринимательства;
некоммерческие объединения субъектов малого предпринимательства.
Многие из этих льгот для малого бизнеса существуют только теоретически, но они определены федеральным законодательством. В перспективе для субъектов малого предпринимательства реальны только те льготы, которые закреплены законодательно.
Т.В. Морозова,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Российской
экономической академии им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических
наук, cпециалист в области бухгалтерского учета, налогообложения,
малого бизнеса и МСФО
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Юридические аспекты государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации
Автор
Т.В. Морозова - доцент кафедры "Бухгалтерский учет и аудит" Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, cпециалист в области бухгалтерского учета, налогообложения, малого бизнеса и МСФО
Окончила Московский полиграфический институт. Преподавательский стаж - 10 лет.
Автор ряда книг по бухгалтерскому учету и налогообложению.
"Право и экономика", 2006, N 11