Налоговые преференции как необходимый фактор эффективного
реструктурирования организаций
Современный этап экономического развития России характеризуется объективной необходимостью развития благоприятного инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности российской экономики*(1).
В условиях стабильности кризисного состояния и роста количества банкротства российских организаций*(2) выполнение указанных задач не представляется возможным. По сообщению руководителя управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Федеральной налоговой службы России (ФНС России) С. Хурсевича, только в III квартале 2005 г. ФНС России инициировала 4 тыс. процедур банкротства*(3).
Исследование причин и процедуры инициирования государством банкротства ряда организаций позволяет утверждать об их экономической неэффективности*(4).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(5) (в ред. от 18 июля 2006 г.) (далее - Закон) при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица должна быть применена процедура банкротства - финансовое оздоровление. Однако в соответствии с настоящим Законом для проведения финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. Как показывает практика, данная процедура экономически не обоснована и, как следствие, не приводит к необходимому эффекту. Также согласно Закону в случае признания организации банкротом требования по обязательным платежам в бюджет, в состав которых входит задолженность организации по налоговым платежам, удовлетворяются лишь в четвертую очередь. Одновременно, с момента введения внешнего управления, на удовлетворение требований по денежным обязательствам вводится мораторий. Срок моратория может достигать 18 месяцев или даже быть продлен в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, еще на шесть месяцев. Очевидно, что инициирование банкротства также негативно влияет на уровень поступления налоговых платежей в бюджет.
Исследование в этой области позволяет сделать вывод, что эффективным инструментом решения проблем, связанных с предупреждением и выводом организации из предбанкротного состояния, является ее реструктурирование.
Ввиду отсутствия в настоящее время единой точки зрения относительно сущности и содержания понятия "реструктурирование", его легитимного определения был проведен анализ нормативных правовых актов, российских и зарубежных научных работ. Результаты позволяют сделать вывод о том, что "реструктурирование" - комплекс качественных и количественных изменений в процессе хозяйствования организации, осуществляемых посредством преобразований во всех ее подсистемах и направленных на повышение эффективности функционирования. Реструктурирование - система, совокупность и состав элементов которой зависит от ее цели и задач, поставленных в процессе принятия управленческого решения.
Реструктурирование состоит из следующих функциональных компонентов:
финансово-экономических (организация работы службы маркетинга, стратегическое планирование, бюджетирование подразделений организации, реструктуризация кредиторской задолженности);
организационных (изменения в организационно-функциональной системе управления и др.);
производственно-технических (реконструкция основных фондов и т.д.);
социальных.
Исследование степени влияния компонентов реструктурирования на финансовое состояние организации позволило выделить основной на сегодняшний день - финансово-экономический, и, в частности, реструктуризацию кредиторской задолженности.
Результаты анализа практики реструктурирования позволяют сделать вывод, что для достижения запланированного экономического эффекта необходима поддержка государства, основой которой является создание благоприятной налоговой среды. Акцент должен быть сделан на элементе налогового администрирования - налоговом регулировании, в форме предоставления налоговых преференций, основной целью которых является обеспечение сбалансированности экономических интересов участников налоговых правоотношений.
В силу того, что основной причиной банкротства ряда российских организаций является образовавшаяся кредиторская задолженность, и, в частности, кредиторская задолженность перед бюджетом, право на реструктуризацию налоговой задолженности является одним их необходимых элементов системы реструктурирования организаций и основной мерой по предупреждению банкротства.
В то же время результаты анализа практики реструктуризации налоговой задолженности перед бюджетом за период с 1999 по 2005 гг., проводимой в соответствии с Порядком, утв. постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002*(6) (далее - Порядок), позволяют отметить низкую эффективность данного метода налогового регулирования. Выражается это, во-первых, в малом количестве организаций, получивших право на реструктуризацию налоговой задолженности, и большом количестве организаций, утративших данное право, а, во-вторых, - в размере налоговых поступлений в бюджет.
Первоначально принятый порядок реструктуризации налоговой задолженности предусматривал, что организация утрачивает право на ее проведение, если в течение действия графика погашения реструктуризированной задолженности осуществляет текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением графика. Например, даже в случае несвоевременного исполнения платежных документов кредитными организациями принималось решение о прекращении осуществления реструктуризации, что в значительной мере уменьшало эффективность данного метода налогового регулирования.
Счетная палата Российской Федерации в 2000 г. предложила изменить этот порядок, в Постановление были внесены соответствующие изменения и дополнения, предусматривающие предоставление права на повторную реструктуризацию задолженности. Однако количество решений о прекращении осуществления реструктуризации не уменьшилось. Если за период с января 2000 г. по июнь 2001 г., т.е. до внесения указанных изменений, решения о реструктуризации были отменены по 3,8 тыс. организаций (23% от количества организаций, получивших на нее право), имевших налоговую задолженность в объеме 12,8 млрд руб., в том числе по налогам и сборам - 6,3 млрд руб., то на 1 января 2003 г. решения об отмене права на реструктуризацию налоговой задолженности были приняты в отношении в отношении 14 тыс. организаций в сумме 48,1 млрд руб.*(7)
В свою очередь, Счетной палатой Российской Федерации были зафиксированы случаи необоснованного предоставления отдельным налогоплательщикам права на проведение реструктуризации налоговой задолженности.
Основной причиной данной ситуации является отсутствие детального анализа со стороны контролирующих органов причин образования задолженности и финансово-хозяйственного состояния организации, отсутствие корректной методики проведения качественной оценки результатов реструктуризации налоговой задолженности. Это стало следствием низкой эффективности налогового контроля и налогового планирования, а также несовершенства налогового законодательства.
В результате большинство организаций, объективно нуждающихся в реструктуризации налоговой задолженности, не получили на это право и впоследствии были вынуждены прекратить свою хозяйственную деятельность, а государство не получило в полном объеме запланированные налоговые поступления.
Принимая во внимание объективную необходимость развития практики реструктуризации налоговой задолженности, предлагается следующий комплекс мер по совершенствованию законодательства, регулирующего данную форму налоговых отношений.
Необходимо внести дополнения в ст. 11 Налогового кодекса РФ в части определения категории "организации при их реструктурировании".
Пункт 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ дополнить нормой, согласно которой "организации при их реструктурировании" имеют льготную возможность получения отсрочек или рассрочек по уплате налогов и сборов.
Разработать и утвердить специальные правила реструктуризации налоговой задолженности для "организаций при их реструктурировании". В данных правилах предусмотреть норму, предоставляющую право организациям при их реструктурировании на повторную реструктуризацию.
В статье 61 НК РФ предусмотреть предоставление налогоплательщикам права отсрочки или рассрочки уплаты налоговых санкций.
Унифицировать нормы п. 5 Порядка и ст. 59 путем дополнения НК РФ нормой, регулирующей списание задолженности по штрафам.
Представленные меры совершенствования законодательства направлены на исключение фактора субъективного принятия решений уполномоченными органами налогового администрирования по предоставлению права на реструктуризацию налоговой задолженности, повышение эффективности реструктурирования организаций и мер предупреждения банкротства, увеличение налоговых поступления в бюджет.
Принимая во внимание объективность причин принятой государством политики по сокращению налоговых льгот*(8), органам государственной власти необходимо учитывать, что налоговые преференции являются необходимым фактором эффективного реструктурирования организаций.
Е. Гулькова,
аспирант кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит"
Государственного университета управления
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно докладу, подготовленному специалистами Всемирного экономического форума, Россия в глобальном рейтинге конкурентоспособности в 2005 г. заняла лишь 75-е место.
*(2) По состоянию на 1 января 2005 г. в порядке банкротства прекратили свою деятельность 86737 организаций // Данные с официального сайта ФНС России - http://www.nalog.ru
*(3) http://e-finance.com.ua/taxes
*(4) В тоже время инициирование банкротства в отношении так называемых брошенных фирм, "фирм-однодневок" и т.д. объективно и способствует повышению собираемости налогов.
*(5) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 41-90.
*(6) СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 44-98.
*(7) По данным Счетной палаты Российской Федерации.
*(8) Данные причины обусловлены низкой налоговой культурой, несовершенством законодательства, регулирующего налоговые отношения, низким качеством налогового администрирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые преференции как необходимый фактор эффективного реструктурирования организаций
Автор
Е. Гулькова - аспирант кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" Государственного университета управления
"Право и экономика", 2006, N 11