Значение правоотношений в механизме правового регулирования
организации и деятельности органов внутренних дел
Роль всех элементов механизма правового регулирования состоит в упорядочении и закреплении существующих отношений в обществе, в содействии развитию новых видов общественных отношений, а также в вытеснении из жизни общества чуждых или нежелательных общественных отношений. Закрепление и упорядочение общественных отношений достигается, главным образом, путем предоставления лицам субъективных прав на положительные действия и возложение на всех лиц пассивных обязанностей - обязанности несовершения определенных действий (пассивный тип правоотношений) или совершения определенных действий (активные правоотношения).
Правоотношения составляют главное средство, при помощи которого осуществляется действие норм права, в том числе и норм, регулирующих деятельность органов внутренних дел.
Функции правоотношений в механизме правового регулирования таковы:
1. Правоотношения закрепляют круг лиц, на которых в данный момент распространяется действие юридических норм;
2. Правоотношения закрепляют конкретное поведение, которому должны (или могут) следовать лица;
3. Правоотношения открывают возможность для приведения в действие специальных средств обеспечения юридических обязанностей и, в случае необходимости, - для применения мер государственно-принудительного воздействия. Если юридические нормы выступают в качестве нормативной основы правового регулирования, то правоотношения конкретизируют требования юридических норм применительно к данным субъектам*(1).
Существуют юридические нормы и соответствующие им правоотношения, носящие общий характер, т.е. эти нормы распространяются на всех субъектов права и, следовательно, на всех участников правоотношений. В данном случае правоотношения возникают с момента издания нормативного правового акта. В остальных случаях, а их большинство, действие норм права, наделение участников правоотношений субъективными правами и юридическими обязанностями наступает при наличии определенных юридических фактов. В этом случае связанность участников субъективными правами и юридическими обязанностями говорит о том, что именно они (и только они, т.е. участники правоотношения) охватываются действием юридических норм.
Значение правоотношений в механизме правового регулирования зависит также от тех функций, которые выполняет право, и, следовательно, от типа связи между субъективными правами и обязанностями (типа правоотношений).
В процессе правового регулирования общественных отношений, как уже отмечалось, могут складываться два основных типа связи между субъективными юридическими правами и обязанностями - активный и пассивный тип. Различие проявляется в том, какую форму проявления юридической обязанности законодатель закрепляет в юридической норме. Если это обязанность совершать определенные действия, то в данном случае это правоотношения активного типа, и интересы управомоченного удовлетворяются только в результате совершения обязанным лицом положительных действий. Если же это обязанность воздерживаться от определенного рода действий, то налицо правоотношения пассивного типа, и интересы управомоченного осуществляются им самим своими действиями.
Разграничение правоотношений на активные и пассивные имеет и практическое значение. Так, при формулировании нормативным актом права и обязанности в правоотношениях активного типа закрепляются в обязывающих нормах, при этом указание на обязанности субъектов полностью раскрывает содержание правоотношения. Правоотношения же пассивного типа нуждаются в том, чтобы наряду с указанием на обязанности субъектов были специально закреплены в управомачивающих нормах и права на положительные действия. Вот почему, например, невозможно раскрыть содержание компетенции государственных органов, в том числе и органов внутренних дел, при помощи одной лишь ссылки на обязанности других организаций и лиц. Ввиду указанных факторов в нормативном акте необходимо осуществить прямое закрепление положительных прав данного органа.
Для возникновения правоотношений необходимо наличие определенных юридических фактов, которые играют свою роль в механизме правового регулирования.
Роль юридических фактов в механизме правового регулирования определяется тем, что они выступают в качестве своеобразных рычагов, которые приводят в действие правовые нормы. При наличии юридических фактов норма права конкретизируется применительно к данным субъектам. Функции юридических фактов в механизме правового регулирования неодинаковы. К числу юридических относятся обстоятельства, с которыми юридические нормы связывают не только возникновение, но также прекращение и изменение уже существующих правовых отношений*(2).
Задачи органов внутренних дел определяют круг и некоторые особенности оснований возникновения правоотношений (юридических фактов). Так, большинство правоотношений, в которые вступают органы внутренних дел, возникает в результате административного акта. Большое место среди оснований возникновения правоотношений принадлежит актам граждан (заявлениям, жалобам и др.). Возложенные на органы внутренних дел функции охраны общественного порядка обусловливают возникновение правоотношений и в связи с неправомерными действиями: преступлениями, административными правонарушениями.
Определенные аппараты органов внутренних дел могут вступать в гражданские правоотношения. Однако в этих отношениях органы внутренних дел выступают не как органы государства, а как юридические лица. Через гражданские правоотношения органы внутренних дел не осуществляют своих задач, а вступают в данные правоотношения лишь для удовлетворения своих имущественных потребностей.
Решение любого юридического дела предполагает, с одной стороны, точный анализ юридических норм и выяснение того, какие факты предусмотрены нормой в качестве юридических; с другой стороны,- тщательный анализ фактических обстоятельств дела и установление того, действительно ли наступили факты, предусмотренные нормой.
Важной задачей органов внутренних дел является контроль за тем, чтобы юридические факты не остались без правовых последствий, предусмотренных нормой права. Задачи органов внутренних дел состоят не только в том, чтобы не оставить нераскрытым правонарушение, но и, прежде всего, в его предотвращении, пресечении, предупреждении преступления, создания обстановки недопустимости совершения противоправного деяния.
Акт применения нормы права органом внутренних дел должен быть издан строго в соответствии с компетенцией данного органа, на основе установления и анализа всех обстоятельств дела, предусмотренных применяемой нормой. Этот акт представляет собой решение-приказ, обязательный к исполнению, поэтому он должен отвечать требованиям законности.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений с участием органов внутренних дел могут быть действия (как правомерные, так и не правомерные) и события, кратковременные факты и состояния.
Вся деятельность органов внутренних дел должна осуществляться строго в соответствии с нормами права и, следовательно, в рамках правоотношений. Согласно ст. 4 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"*(3) (в ред. от 27 июля 2006 г.), милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, упомянутым Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами, конституциями, уставами, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их полномочий.
Необходимо урегулировать организацию и деятельность органов внутренних дел таким образом, чтобы, во-первых, были точно определены участники правоотношения - обязанные и управомоченные лица; во-вторых, осуществить распределение их обязанностей и прав таким образом, чтобы оно обеспечивало строгую их согласованность, корреляцию, учет обязанностей и прав, возникших из другого правоотношения (других), но связанных с данным правоотношением; в-третьих, установление правовых средств, которыми располагает управомоченный для осуществления своих прав и принуждения обязанного к надлежащему исполнению его обязанностей; в-четвертых, определение органов государства, призванных обеспечить надлежащее выполнение обязанностей и осуществление прав; в-пятых, определение в ряде отношений специфических средств взаимодействия права и средств общественного воздействия для обеспечения надлежащего выполнения обязанностей и осуществления прав. Соблюдение вышеперечисленных требований позволяет сделать вывод о том, насколько правильно урегулировано правовое отношение и соответствует ли это урегулирование тем целям, на достижение которых направлены правовые нормы, т.е. оценить эффективность этих норм и механизма правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел в целом*(4).
Таким образом, можно сказать, что роль правоотношений выражается в том, что, во-первых, они точно определяют стороны в правоотношении - управомоченных и обязанных лиц; во-вторых, распределяют их обязанности и права таким образом, чтобы распределение обеспечивало не только строгую их согласованность, но и корреляцию, учет обязанностей и прав, возникших из другого правоотношения (других), связанного с данным; в-третьих, устанавливают правовые средства, которыми располагает управомоченный для осуществления своих прав и принуждения обязанного лица к надлежащему исполнению его обязанностей; в-четвертых, определяют органы государства, призванные обеспечить надлежащее выполнение обязанностей и осуществление прав; в-пятых, правоотношения выполняют роль источника права.
Э. Чернова,
старший преподаватель кафедры гражданских и
государственно-правовых дисциплин филиала Уфимского
юридического института МВД РФ в г. Мелеузе
"Право и экономика", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 131.
*(2) Алексеев С.С. Указ. соч. С. 152.
*(3) Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
*(4) Миронов А.Н. Органы внутренних дел и их сотрудники как участники правоотношений: Монография. - Уфа, 2003. С. 44.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Значение правоотношений в механизме правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел
Автор
Э. Чернова - старший преподаватель кафедры гражданских и государственно-правовых дисциплин филиала Уфимского юридического института МВД РФ в г. Мелеузе
"Право и экономика", 2006, N 11