"Не выживать, а жить"
(интервью с М. Вышегородцевым, министром Правительства Москвы,
руководителем Департамента поддержки и развития малого
предпринимательства)
Существует в нашей жизни странный феномен: сколько бы ни принималось программ по содействию малому бизнесу, сколько бы ни создавалось разных структур и фондов поддержки, на отдельно взятого предпринимателя вся эта масштабная работа особого влияния не оказывает. Такое, во всяком случае, сложилось мнение. Считается, что малый бизнес в нашей стране развивается не благодаря, а вопреки обстоятельствам, в том числе, когда речь идет о государственной поддержке и участии в этом процессе банковского сектора. Впрочем, критиковать всегда легче, нежели предлагать конструктивные решения или, тем более, предпринимать реальные шаги. И именно о реальном содействии малому бизнесу мы решили поговорить с Михаилом Вышегородцевым.
БДМ: Михаил Михайлович, вопреки принятой формуле "законы бизнеса едины для всех", конечно же, существует и национальная, и местная специфика. И, разумеется, специфика столичная. В чем она заключается для Москвы, и как властям приходится в связи с этим корректировать свои действия?
- Столичная специфика действительно существует. Во-первых, это гораздо более острая, нежели в других регионах, конкуренция - "феномен мегаполиса" хорошо известен во всем мире. Во-вторых, дороговизна офисных и, самое главное, производственных площадей, где мог бы развиваться малый бизнес. И поэтому, к нашему глубокому сожалению, производственный бизнес постепенно вытесняется из столицы в область. Более того, и торговля уже "потянулась" за границы кольцевой автодороги - обратите внимание, какими темпами растут загородные рынки и крупные сетевые гипермаркеты, где размещаются в том числе и маленькие магазинчики, которым не нашлось места в Москве. И еще одно явление, правда, уже не специфически столичное, а более масштабное, у нас в стране повсюду над производством довлеют предприятия торговли, общепита и сферы услуг. Во всяком случае, в Москве торговый бизнес занимает не менее 60%. А для торговли, кстати, местоположение и качество помещения имеют порой ключевое значение.
Вообще условия мегаполиса накладывают особый отпечаток на характер и структуру малого бизнеса. Например, у нас в городе появился целый пласт предпринимателей в сфере управления недвижимостью, проще говоря, собственников, сдающих нежилые площади в аренду тому же малому бизнесу. Многие из них зарегистрированы как малые или средние предприятия, кто-то даже перешел на упрощенную систему налогообложения: И, конечно, большой город дает занятость в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Например, московская статистика насчитывает в области управления жилым фондом 5 тысяч предприятий. Хотя надо понимать, что не все, кто получил соответствующие коды, реально этим делом занимаются.
БДМ: Так, может быть, процесс вытеснения производства из городской черты - естественный? И стоит ли муниципальным структурам тратить силы и средства на поддержку производственного бизнеса, если он все равно "бежит" из столицы? Так пусть уж тогда все идет, как идет?
- Ни в коем случае. Как раз сейчас мы всячески способствуем тому, чтобы в городе сохранился производственный бизнес. Ведь нынешнее производство несравнимо с тем, что было даже, скажем, два десятка лет назад. Компактное оборудование, современные технологии, наконец, экологическая чистота, что так важно для любого города, а для мегаполиса - особенно.
Поэтому программа создания многофункциональных деловых центров предусматривает в них не только офисные, но и непременно производственные помещения.
БДМ: Вот об этих центрах и о самой программе хотелось бы узнать подробнее. Сколько их будет, где предполагается расположить, и на каких условиях будут выделяться в них помещения?
- Давайте начнем именно с последнего вопроса. "Выделять" помещения в этих центрах мы будем по очень простой схеме: малые предприятия въедут в собственные помещения. Дело в том, что строиться деловые центры будут на основе соинвестирования, то есть предприниматель на протяжении всего строительства будет вкладывать в него свои средства.
БДМ: Михаил Михайлович, извините, пожалуйста, за скепсис, но, по-моему, здесь речь все-таки не о представителях малого бизнеса - откуда им, бедолагам, взять денег на такое дорогостоящее строительство?
- Недоверие ваше понятно, но постараюсь его развеять. Начнем с того, что за основу здесь берется не рыночная цена квадратного метра, а его себестоимость, что, согласитесь, принципиально меняет дело. А, во-вторых, число заявок, поданных на право стать соинвесторами, наглядно показывает, что московские предприниматели - люди здравомыслящие. Ведь многие из них сталкивались с недобросовестными арендодателями, повышающими плату чуть ли не ежемесячно. Нередки и случаи, когда собственник в одночасье выгоняет арендатора из обновленного и обжитого им помещения, причем без какой-либо компенсации: Вот поэтому бизнесмен готов залезть в долги, взять кредит, затянуть пояс потуже - для того, чтобы стать полноправным, законным владельцем своего офиса или цеха.
БДМ: А вы не опасаетесь, что эти деловые центры превратятся в конце концов в своего рода торговые "ульи", набитые всяческими лавочками, бутиками, игровыми залами и так далее? Прецедентов ведь сколько угодно.
- Вот этого не будет, я вам твердо заявляю. Во-первых, к соинвестированию предприятия будут допускаться только на конкурсной основе. Во-вторых, определено шесть приоритетных направлений, которые, по нашему мнению, нуждаются в развитии и поддержке: производство, инновации, бытовое обслуживание, ремесленничество, жилищно-коммунальное хозяйство и социальные услуги. Наконец, в-третьих, площади, полученные таким образом, нельзя будет продать - за соблюдением этого правила мы будем строго следить.
БДМ: А как же так получается: владелец, и вдруг не имеет права оперировать своей собственностью?
- Да, здесь требуется уточнение. Сначала мы хотели передать площади в собственность, но остановило нас как раз опасение, что кто-то не устоит перед искушением использовать дорогие квадратные метры в спекулятивных целях. Вот поэтому мы решили пойти по пути долевой собственности, как прописано в Законе "О долевом строительстве". Доля города невелика - всего 10%, и в принадлежащих нам помещениях мы намерены разместить различные инфраструктурные подразделения системы поддержки малого бизнеса.
...Теперь о том, "когда и сколько". Традиционный первый камень в фундамент первого делового центра на улице Миклухо-Маклая будет заложен в апреле будущего года. И в том же году предприниматели, получившие право участвовать в этой программе, начнут вкладывать средства в строительство. А к концу 2007-го должны быть сданы в эксплуатацию первые 60 тысяч квадратных метров. Затем последуют Марьина Роща, Митино, Южное Бутово: Всего программа рассчитана на пятьдесят бизнес-центров - по пять в каждом городском округе. К 2009-му мы рассчитываем дать малому бизнесу миллион квадратных метров.
БДМ: И сколько примерно предпринимателей смогут разместиться на этой площади?
- Ну, пока можно рассчитать лишь какие-то приблизительные цифры. Максимальный размер помещения, которое может получить одно предприятие, - 500 квадратных метров. Но, думаю, большей популярностью будут пользоваться офисы до ста метров. Причем хочу особо подчеркнуть, что эта программа - не для начинающих предпринимателей, а для тех, кто работает не меньше двух-трех лет и успел зарекомендовать себя на столичном рынке. Таких и призван выделить конкурс.
БДМ: А что же остается новичкам - биться в одиночку за выживание?
- Ну, почему же, мы сохраняем субвенции, хотя их объем со следующего года и будет уменьшен с 250 до 150 тысяч. Но зато уже к концу этого года должен заработать наш венчурный фонд. Точное его название звучит сложно: Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Москвы. Но назначение его понять очень просто - фонд создан для поддержки инновационных проектов.
БДМ: Я знаю, что идею создания подобного фонда в московских властных структурах лелеяли довольно давно, но реализовать ее не удавалось. Что помогло превратить мечту в реальность?
- Вообще-то, создание фонда - только начало. Мы хотим создать настоящую, эффективную систему поддержки инноваций, со своей инфраструктурой, с серьезными реальными программами. Иными словами, сделать так, чтобы человек, у которого, как говорится, "родилась идея", мог прийти в такой центр и получить в нем консультацию - техническую, финансовую, юридическую. И, если идея того заслуживает, воспользоваться поддержкой: от финансовой и маркетинговой до лицензионной и рекламной.
А пока сделан важный шаг - создан фонд. Пожалуй, самое показательное в этом событии то, что успех стал результатом скоординированных действий государственных и частных структур. Об этом говорит даже структура средств фонда, куда по 200 миллионов рублей вложили федеральный и столичный бюджеты и еще 400 миллионов - частные компании.
Я не случайно сказал о координации: дело в том, что и в стране, и в Москве существует уже немало различных фондов, комитетов, центров, призванных содействовать развитию малого бизнеса. Но работают они каждый сам по себе, вразнобой, в одних вопросах дублируя друг друга, зато другие дружно оставляя без внимания. Как тут не вспомнить поговорку о семи няньках:
БДМ: Тем не менее сам факт создания венчурного фонда трудно переоценить - ведь с самого своего рождения он располагает реальными деньгами. А когда, кстати, он начнет конкретную деятельность?
- Здесь осталось решить лишь некоторые технические вопросы, так что еще до конца уходящего года мы намерены освоить не меньше 200 миллионов рублей. Должен сказать, что для такого крупного научного и промышленного центра, как Москва, это, конечно, капля в море. Но важно, что начало положено - появилась возможность поддерживать проекты в области высоких технологий. Ведь нельзя же, в конце концов, допустить, чтобы наша столица, крупнейший университетский и академический центр, превратилась просто в "большую ярмарку".
БДМ: Если венчурный фонд только приступает к работе, то Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы уже может похвастаться первой сделкой. Для нашего журнала деятельность этого фонда тем более интересна, что в ней активно задействованы банки. Вообще-то, большинство кредитных организаций неохотно связываются с малым предпринимателем - слишком велики риски, а выгода сомнительна. На какой же "крючок" удалось вам "подцепить" банки?
- Никаких "крючков" не понадобилось. Планируя свою деятельность, банки считают деньги и риски - и правильно делают. Значит, нужно предложить им такую форму сотрудничества, которая, с одной стороны, давала бы им прибыль, а с другой - минимизировала их риски. Мы такую форму нашли.
Напомню суть этой программы: десять уполномоченных банков, отобранных по конкурсу, кредитуют малые предприятия под поручительство фонда, для чего из городского бюджета выделено 500 миллионов рублей.
БДМ: Это разовое "вливание"?
- Нет, такая же сумма будет поступать в фонд каждый год, так что к 2009 году мы планируем довести его объем до двух с половиной миллиардов. А это значит, что банки к этому времени смогут выдавать малому бизнесу кредитов на 10-12 миллиардов рублей в год.
Выгода для всех сторон здесь, думаю, очевидна. Бюджет, вместо того чтобы напрямую финансировать малых предпринимателей, как это делалось до сих пор, передав эту функцию кредитным учреждениям, перестает заниматься не свойственной ему деятельностью. Банки же, напротив, развивают свою основную деятельность, получая определенный доход и фактически ничем не рискуя, - ведь при неблагоприятном развитии ситуации возврат выданных средств гарантируется фондом. Укрепление бизнеса с помощью заемных средств приносит в бюджет дополнительные налоговые поступления. И, наконец, такая схема стимулирует предприятие к развитию - ведь долги надо отдавать. Добавлю, что эта схема позволяет банкам кредитовать предприятия, которым в других обстоятельствах им пришлось бы отказывать, - уже хотя бы потому, что они не располагают достаточным залогом. А таких в сфере малого бизнеса у нас большинство.
Есть и еще один дополнительный эффект. Рассчитывать на получение кредитов могут лишь те предприятия, которые готовы работать "прозрачно", по правилам, - именно с таким прицелом разработаны и нормативная база, и пакет документов. И если предприниматель хочет получить заемные средства на хороших условиях, ему эти правила игры придется принимать. На мой взгляд, подобный подход может сработать эффективнее, чем всякого рода карательные меры.
БДМ: Вы упомянули, что банки отбираются по конкурсу. А кто в нем может участвовать?
- По итогам конкурса было отобрано десять банков, которые имеют большой опыт работы с малым бизнесом, знают его специфику, способны грамотно сопровождать такие кредиты: Банк Москвы, ВТБ 24, Росбанк, МДМ-Банк, Номос-Банк, Бинбанк, Инвестторгбанк, МИнБ, Нефтяной Альянс и Юниаструм Банк. И хотя восемь из них входят в число уполномоченных банков правительства Москвы, это не является основным критерием отбора. Здесь приоритет отдается все-таки опыту, о котором я сказал.
БДМ: Этого количества банков достаточно для развития программы?
- Пока достаточно, однако список не закрыт, мы готовы вести переговоры со всеми, кто хочет к ней присоединиться. Ведь эта программа - лишь в начале пути, и кредит, выданный Банком Москвы малому предприятию "Авентис", занимающемуся производством и реализацией мебели, - первый конкретный шаг. Видимо, со временем будет расширяться и круг заемщиков, и число банков - участников программы.
БДМ: Тем более что вы не собираетесь замыкаться в границах Москвы?
- Да, наша программа вызвала несколько неожиданный, хотя и закономерный интерес в регионах. Ну, предположим, письма из Подмосковья нас не удивили, все-таки рядом, но, представьте себе, просьбы о расширении географии этой работы пришли даже из Сургута - предприниматели сетуют, что купить гарантию, скажем, у страховой компании или другого банка обходится дороже, чем процентная ставка по кредиту: Что ж, мы готовы и к работе в регионах, но здесь уже только своими силами нам не справиться, поэтому мы направили в Министерство экономического развития и торговли заявку на получение субвенции из федерального бюджета. Если нам пойдут навстречу, фонд из местного превратится в федеральный. Думаю, это поможет активизировать работу банков с малым бизнесом и на местах.
БДМ: И последний вопрос: какими качествами должен обладать малый предприниматель, чтобы стать клиентом вашего фонда, какими ему надо заручиться рекомендациями?
- Самая лучшая рекомендация - грамотный, реальный бизнес-план. Замечу, что пока в рамках этой программы start-up мы не кредитуем, предприятие должно иметь стаж работы не менее полугода. Предпочтение отдается тем направлениям бизнеса, о которых я говорил в начале разговора. Это не значит, что мы сразу же отметаем представителей других отраслей, но преференции все же предоставляются тем, кто занимается наиболее важными для столицы видами деятельности. И еще: фонд не рассматривает заявки от предприятий игорного бизнеса, производителей алкоголя и другой подакцизной продукции. Все остальные - милости просим!
БДМ: Что ж, очень приятно, что ситуация с малым бизнесом в столице принципиально разворачивается. Если до сих пор предприниматель думал, как ему выжить, то сейчас, похоже, пришло время подумать - как жить.
Беседу вела
Л. Коваленко
"Банковское дело в Москве", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625