Выбор есть. Даже у малого бизнеса
Дождались!.. К малому бизнесу стали поворачиваться не только мелкие региональные банки, но и банки покрупнее, и другие финансовые институты. Несмотря на колоссальный разрыв между потребностями малого бизнеса в заемных ресурсах и направляемым в этот сектор финансовым потоком, нынешнее развитие ситуации внушает определенный оптимизм.
Есть ли надежда на банки?
В последние год-два на рынке банковского кредитования малого бизнеса произошли качественные изменения. Если раньше с ним целенаправленно работали в первую очередь небольшие региональные банки, то сейчас стала более заметной активность крупных игроков. Собственные программы активно внедряют в жизнь Сбербанк, Внешторгбанк Розничные Услуги, Уралсиб, Райффайзенбанк, МДМ-банк, Международный Московский Банк, Банк Москвы, Росбанк и другие.
По оценкам "Эксперт РА" в 2005 году банки прокредитовали малый бизнес примерно на 150 млрд. рублей, между тем потребности его оцениваются в 750 млрд. - 1 трлн. рублей. Иными словами, банки пока работают лишь с каждым пятым предприятием - в лучшем случае. На фоне кредитов крупному и среднему бизнесу (более 4 триллионов) или частным лицам (свыше триллиона рублей) эти цифры выглядят довольно скромно.
Главные характеристики малого бизнеса на банковский взгляд таковы: недолгая история на рынке, плохое финансовое положение (с точки зрения стандартного банковского подхода), непрозрачность, отсутствие достаточного обеспечения. Но, как показывает практика работы банков с малым бизнесом, риски по выданным ему кредитам не столь высоки, а доля проблемных ссуд во многих банках не превышает 1-2%.
Основным препятствием, сдерживающим работу с малым бизнесом, остается неспособность банков оценивать риски кредитования этой категории заемщиков. "Мы разработали специальную схему финансового анализа и схему принятия решения о предоставлении кредита малому бизнесу, - говорит Сергей Сучков, член правления Внешторгбанка Розничные Услуги. - В результате сейчас она позволяет нам достаточно быстро и удобно для клиента оценивать реальную степень его кредитоспособности".
Серьезный тормоз - отсутствие у малых предприятий достаточного залогового обеспечения. Однако банки, ориентированные на работу с малым бизнесом, постоянно ищут пути решения этой проблемы, создавая новые кредитные продукты, в том числе не требующие обеспечения. Это и кредиты на приобретение основных средств, идущих в залог, и беззалоговые кредиты под выручку, которую клиенты инкассируют в банк. Конечно, такие ссуды краткосрочны, но позволяют предпринимателям решать временные трудности. "Для работы с беззалоговыми кредитами, - отмечает Дмитрий Скоркин, директор Департамента корпоративного кредитования Юниаструм Банка, - банк должен хорошо уметь оценивать бизнес-риски в деятельности клиента, его возможности вернуть кредит за счет текущей выручки, эффективности работы. Это новые технологии оценки рисков, и за ними - будущее массового кредитования малого бизнеса".
Многие средние и мелкие банки, активно работающие в своем регионе с малым бизнесом, не располагают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов, поскольку краткосрочна их собственная пассивная база. Поэтому часто региональные банки ограничиваются кредитованием на пополнение оборотных средств (на срок до года, а чаще - на три-шесть месяцев). Однако краткосрочные займы не дают возможности малому бизнесу модернизировать производство.
При сравнимых операционных издержках на обслуживание разных категорий заемщиков крупным банкам оказывается просто невыгодно работать с малым бизнесом. Для работы с ним требуется разрабатывать процедуры, которые позволили бы оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в то же время приемлемое качество ссудного портфеля.
Альтернативные решения
В этой ситуации малый бизнес все активнее обращается к альтернативным источникам пополнения основного и оборотного капитала.
Факторинг позволяет расширять бизнес, не привлекая дополнительных средств. Заключая договор с клиентом, факторинговая компания выставляет определенный лимит, в рамках которого финансируются поставки. С ростом объемов продаж компании увеличиваются и лимиты на дебиторов клиента. Эта особенность факторинга позволяет компаниям увеличивать поставки продукции без увеличения объемов дебиторской задолженности, что особенно актуально для малых предприятий, большинство из которых постоянно испытывают недостаток ресурсов.
При факторинге не требуется залог в классическом понимании - в этом качестве выступают права требования поставщика к покупателям на получение в определенный срок денег за поставленную продукцию или оказанные услуги. И, наконец, здесь не столь критична непрозрачность бизнеса само-го предприятия, поскольку не менее важным фактором является платежеспособность его дебиторов. Кроме того, использование факторинга позволяет предпринимателю передать на аутсорсинг факторинговой компании некоторые функции: административное управление и инкассирование дебиторской задолженности, кредитное страхование, оценку кредитоспособности дебиторов и другие.
Цифры говорят о том, что малый бизнес все активнее начинает пользоваться этой услугой, еще недавно экзотичной. По результатам проведенного "Эксперт РА" исследования рынка факторинга за 2005 год, по объему уступленных денежных требований 22% компаний-клиентов факторов - малый бизнес, 32% - средний и 46% - крупный*(1). По числу клиентов распределение иное: максимальная доля пришлась на клиентов из сферы среднего бизнеса - 54%, 33% - крупного, и 13% - малого.
В портфеле банка "Вологжанин", факторинговой компании "Еврокоммерц", "Пробизнесбанка", "ВИП-БАНКа", "Северной Казны" к малому бизнесу принадлежит более половины клиентов. Факторинговые подразделения больших банков ориентируются пока на работу с крупными корпоративными клиентами. Эта услуга обычно предлагается как дополнение к основной продуктовой линейке, а клиенты чаще всего - "свои", банковские, которым в силу особенностей услуги она подходит больше, нежели обычный кредит.
С малым и средним бизнесом более активно сотрудничают банки и компании поменьше, ибо конкурировать с более крупными игроками им сложно. Что касается специализированных компаний, им, по сути, остаются те, кто не отвечает критериям банков на получение кредита. "Основные характеристики нашего клиента - плохое, с точки зрения банка, финансовое положение, - утверждает Григорий Карповский, генеральный директор "Еврокоммерц", - то есть нулевой торговый баланс, в собственности ничего нет, бизнес недостаточно прозрачный. И это в первую очередь региональные компании. Все эти вещи банку обычно не нравятся. Для нас же самое главное, чтобы у компании была торговая история".
Кроме того, у малых предприятий могут быть дебиторы приемлемого уровня риска, скажем, "Ашан", "Метро", РЖД. Ситуация, когда небольшое торговое предприятие является поставщиком одного известного крупного покупателя, достаточно типична. И эти компании часто становятся клиентами фактора.
Лизинг позволяет приобрести основные средства в рассрочку и сэкономить за счет ускоренной амортизации. За минувший год доля лизинговых сделок с малым бизнесом удвоилась - если прежде она составляла лишь около 19% от общего числа сделок, то в портфеле сделок, заключенных в 2005 году, уже 38%. К концу года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний, и у 47,1% из них объем сделок за год вырос более чем в полтора раза.
Это развитие идет не столько за счет роста числа и активности потенциальных лизингополучателей и их уверенности в надежности и выгодности данного механизма финансирования, сколько потому, что этот сегмент становится все более интересен лизинговым компаниям, считающим малый бизнес не только перспективным, но и достаточно надежным партнером. По их оценке, малый бизнес более дисциплинирован, потому что для него значим договор даже на небольшую сумму, а, кроме того, ему не свойственны бюрократические проблемы, характерные для крупных компаний.
В работе с малыми предприятиями реже возникают ситуации просрочек и неплатежей. Это уже оценили лизинговые компании и в полтора раза чаще, чем обычно, идут с ними на сделки без дополнительного обеспечения. В остальных случаях они предпочитают применять для повышения надежности сделки те же способы, что и при осуществлении сделок с другими предприятиями. Наиболее популярны аванс - 25-30% от суммы сделки и поручительство юридических лиц. Широко применяются также гарантии физических лиц и залог.
Дополнительная гарантия надежности лизингополучателей из малого бизнеса - их детальная оценка на этапе рассмотрения заявки. Основные требования, которыепри этом предъявляют лизинговые компании: достижение установленного порогового уровня коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, коэффициента автономии, коэффициентов рентабельности собственного капитала и активов. Некоторые компании также требуют, чтобы стоимость сделки не превышала валюты баланса на последнюю отчетную дату, другие - чтобы объем годового оборота не превышал суммы лизингового платежа. Несмотря на достаточно жесткие порой условия доля удовлетворенных заявок составляет более половины - 67%, а у 59% лизинговых компаний, осуществляющих сделки с малым бизнесом, - более 80%. Это лишний раз свидетельствует о том, что лизинговые компании адекватно оценивают малый бизнес. Конечно, типовые требования не всегда позволяют точно оценить будущую платежеспособность потенциального лизингополучателя, но при расширении масштабов работы с малым бизнесом основным конкурентным преимуществом крупных компаний становится именно скорость оценки. С одной стороны, это позволяет работать с большим числом клиентов, с другой - максимально сократить себестоимость сделки, а значит, и сделать ее более доступной тем же малым предприятиям. Что касается тех, кто не соответствует базовым требованиям крупных лизинговых компаний, они могут попытаться обратиться в одну из небольших специализированных региональных компаний, практикующих индивидуальный подход.
Все впереди
Безусловно, масштабы бизнеса у лизинговых и факторинговых компаний значительно скромнее, чем в среднем у банков, однако нацеленность на клиентов из сферы малого бизнеса у первых значительно выше. Основная масса таких компаний, по словам большинства их руководителей, в стратегической перспективе хотела бы выйти на этот сегмент.
Все понимают, что потенциал рынка огромен. Но достаточно высоки и барьеры входа. Как и в случае с банками, без грамотно выстроенной системы оценки рисков малых предприятий развивать работу с этим сектором - слишком рискованное занятие. Компания "Еврокоммерц", по словам ее генерального директора Григория Карповского, четыре года готовилась к тому, чтобы выйти на рынок малого бизнеса: "Весь предыдущий период мы собирали статистику по малым предприятиям, то есть за счет работы с крупными компаниями получали информацию по их дебиторам, как правило, более мелким компаниям. В результате сейчас мы имеем хороший инструментарий для оценки малых и средних предприятий, обращающихся к нам за факторингом, что позволяет нам очень быстро наращивать объемы деятельности".
Те, кто не имеет статистики по торговым кредитам малых предприятий, выходя на этот сегмент, очень серьезно рискуют. Кроме того, бизнес-процессы и программное обеспечение должны позволять очень быстро принимать решения по большому числу сделок и позволять быстро обслуживать множество мелких клиентов. Иначе отношения с этим сегментом не построить. И наконец, колоссальное значение имеет филиальная сеть - ведь прежде всего недофинансированный малый бизнес находится в регионах.
Рэнкинг банков по объему выданных в 2005 году кредитов предприятиям
с объемом годовой выручки до $5 млн.
Место банка |
Название банка | Объем кредитов, млн. руб. |
Число выданных кредитов, шт. |
1 | АК "Барс" | 11 188,5 | 2 172 |
2 | Внешторгбанк-24 | 6 500,0 | 3 000 |
3 | Инвестторгбанк | 4 449,4 | 221 |
4 | Национальный Торговый Банк | 3 998,1 | 598 |
5 | Югбанк | 2 772,2 | 1 890 |
6 | Северная Казна | 1 720,5 | 645 |
7 | СКБ-Банк | 1 259,5 | 211 |
8 | Уралтрансбанк | 1 172,7 | н/д |
9 | Уралприватбанк | 1 036,3 | 242 |
10 | Банк "Союз" | 750,2 | 1 129 |
11 | Церих | 656,5 | 91 |
12 | Энергобанк | 502,9 | 194 |
13 | Мечел-банк | 492,8 | 166 |
14 | Славянский банк | 404,5 | 128 |
15 | Сибакадембанк | 317,2 | 347 |
16 | СДМ-Банк | 288,9 | 209 |
17 | Абсолют Банк | 239,7 | 90 |
18 | Балтинвестбанк | 229,6 | 100 |
19 | Кредит Урал Банк | 122,0 | 66 |
20 | Южный Торговый Банк | 121,7 | 39 |
21 | Красбанк | 112,9 | 8 |
22 | Визави | 41,0 | 86 |
23 | РосДорБанк | 31,3 | 7 |
Источник: "Эксперт РА"
Рэнкинг факторов по объему уступленных денежных требований*(1) за 2005
год предприятиями с объемом годовой выручки до $1,3 млн.
Место | Факторы | Объем сделок, млн руб. |
Количество сделок, шт. |
1 | Еврокоммерц | 17 117.66 | 598 |
2 | НОМОС-БАНК | 2 106.05 | 45 |
3 | Пробизнесбанк | 1 850.19 | 26 |
4 | Промсвязьбанк | 455.19 | 9 |
5 | Еврокоммерц Стройкредит | 425.85 | 23 |
6 | Средневолжская Факторинговая Компания | 258.87 | н/д |
7 | ТрансКредитФакторинг | 165.36 | 13 |
8 | Петрокоммерц | 48.14 | 8 |
9 | РОСПРОМБАНК | 35.60 | 5 |
10 | ВИП-БАНК | 16.60 | 3 |
11 | Вологжанин | 11.61 | 33 |
12 | Северная Казна | 11.59 | 65 |
13 | Вятка-банк | 8.22 | 9 |
14 | ЦентроКредит | 4.58 | н/д |
В сумме | 22 510.92 | 837 | |
*(1) Под денежные требования, уступаемые факторинговой компании/банку, предприятие получает финансирование до 90% от суммы требований. |
Источник: "Эксперт РА"
Рэнкинг лизинговых компаний по объему текущих сделок
с предприятиями с объемом годовой выручки до $1,3 млн
на 1 января 2006 года*(1)
Место | Название компании | Объем текущих сделок на 1.01.2006, млн руб. |
1 | Росагролизинг | 5 910.4 |
2 | Европлан | 4 319.7 |
3 | Каркаде | 2 477.2 |
4 | Сибирская Лизинговая Компания | 790.3 |
5 | ФинЭкКонсалт | 786.0 |
6 | Стоун XXI | 735.2 |
7 | Медведь | 706.7 |
8 | Автолизинг | 495.7 |
9 | ПЛ Лизинг | 276.5 |
10 | Атлант-М | 222.4 |
11 | Лизинговые технологии | 208.6 |
12 | Элемент Лизинг | 146.0 |
13 | СФГ-Лизинг | 122.6 |
14 | Поволжский дом лизинга | 97.4 |
15 | АС Финанс | 94.4 |
16 | Белфин | 72.5 |
17 | ЯРФИНВЕСТ | 64.5 |
18 | Поволжский лизинговый центр | 58.4 |
19 | Тольяттинская Лизинговая компания | 37.9 |
20 | Приволжская лизинговая компания | 29.5 |
21 | ЛизингКом | 27.5 |
22 | Северная Венеция | 21.0 |
23 | Лизинг-Моторс | 19.3 |
В сумме | 17 719.6 | |
*(1)Текущие сделки - сделки с момента закупки оборудования для передачи в лизинг по договору |
Источник: "Эксперт РА"
"Доля банковских кредитов, выданных крупному и среднему бизнесу, физическим лицам и малому бизнесу, в %"
"Доля факторинговых сделок с крупным, средним и малым бизнесом, в %"
"Доля лизинговых сделок с крупным, средним и малым бизнесом, в %"
О. Гришина,
"Эксперт РА"
А. Мурзина,
"Эксперт РА"
"Банковское дело в Москве", N 11, ноябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) К предприятиям малого бизнеса относятся предприятия с годовой выручкой до 40 млн. руб., к средним от 40 млн. 1340 млн. руб., к крупным - все остальные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625