О порядке исчисления и уплаты ЕСН
В соответствии с п. 1 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога (далее - ЕСН) исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 243).
Пример 1. В июне 2006 г. организация оплатила своей сотруднице больничный лист на сумму 2000 руб. за 5 рабочих дней, в том числе: 800 руб. из собственных средств за первые 2 дня болезни; 1200 руб. - за счет средств ФСС РФ. Так как суммы пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня выплачиваются за счет средств работодателя, а не за счет средств ФСС РФ, эти суммы не уменьшают ЕСН, перечисляемый в бюджет Фонда. В рассматриваемой ситуации работодатель вправе уменьшить сумму налога, подлежащего к уплате в ФСС РФ, только на 2000 руб.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 2 ст. 243 НК РФ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога (п. 3 ст. 243 НК РФ). Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином России. Форма Расчета и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 17.03.05 г. N 40н "Об утверждении формы расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и рекомендаций по ее заполнению".
Расчет состоит из:
Раздела 1 "Сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика";
Раздела 2 "Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу";
Раздела 2.1 "Распределение налоговой базы (стр. 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии";
Раздела 2.2 "Сводные показатели за отчетный период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению расчета авансовых платежей";
Раздела 3 "Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II и III группы, включаемые в стр. 0400-0440 Раздела 2";
Раздела 3.1 "Выплаты в пользу всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в стр. 0400-0440 Раздела 2";
Раздела 3.2 "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации".
Титульный лист, разделы 1, 2, 2.1 Расчета представляются всеми налогоплательщиками.
Раздел 2.2 представляется организациями, имеющими обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению и уплате налога и представлению Расчета. Разделы 3, 3.1, 3.2 заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии со ст. 239 НК РФ.
Сначала заполняется титульный лист, затем Разделы 2.1, 2.2, 3, 3.1, 3.2, которые используются для заполнения Раздела 2. И в завершении на основании данных Раздела 2 заполняется Раздел 1.
Абзацем шестым п. 3 ст. 243 НК РФ установлено, что разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Пример 2. Организация занимается оптовой продажей спортинвентаря, применяя общую систему налогообложения. В I полугодии 2006 г. в организации работало 8 сотрудников. Штатное расписание приведено в таблице.
N п/п | Должность | ФИО | Должностной оклад (руб.в месяц) |
1 | Генеральный директор | Максимов Б.Б. | 25 000 |
2 | Главный бухгалтер | Светикова П.И. | 18 000 |
3 | Менеджер по реализации | Иванов И.И. | 12 000 |
4 | Менеджер по реализации | Петров И.И. | 12 000 |
5 | Менеджер по реализации | Сидоркин К.В. | 12 000 |
6 | Менеджер по реализации | Перышкина Е.В. | 12 000 |
7 | Кладовщик | Бурков Д.Л. | 12 000 |
8 | Кладовщик | Самсонов И.А. | 12 000 |
Итого: | 115 000 |
Налоговая база по ЕСН (в части федерального бюджета, ФСС, ФФОМС, ТФОМС) за I полугодие 2006 г. составит 690 000 руб. Причем в I полугодии ни по одному из сотрудников нельзя применять регрессивную шкалу ЕСН, так как база на каждого не превышает 280 000 руб.
Налоговая база по ЕСН (в части федерального бюджета, ФСС, ФФОМС, ТФОМС) за последний квартал отчетного периода (II квартал 2006 г.) составит 345 000 руб., в том числе:
за апрель 2006 г. - 115 000 руб.;
за май 2006 г. - 115 000 руб.;
за июнь 2006 г. - 115 000 руб.
Так как в I полугодии ни по одному из сотрудников налоговая база не превышает 280 000 руб., по всем сотрудникам будут применяться ставки, установленные п. 1 ст. 241 НК РФ по налоговой базе до 280 000 руб.:
в федеральный бюджет - 20%;
в ФСС РФ - 2,9%;
в ФФОМС - 1,1%;
в ТФОМС - 2,0%.
Сумма исчисленных авансовых платежей по ЕСН составит следующие значения.
I полугодие 2006 г.:
в федеральный бюджет - 138 000 руб. (690 000 руб. х 20%);
в ФСС РФ - 20 010 руб. (690 000 руб. х 2,9%);
в ФФОМС - 7590 руб. (690 000 руб. х 1,1%);
в ТФОМС - 13 800 руб. (690 000 руб. х 2,0%).
II квартал 2006 г.
в федеральный бюджет - 69 000 руб. (345 000 руб. х 20%);
в ФСС РФ - 10 005 руб. (345 000 руб. х 2,9%);
в ФФОМС - 3795 руб. (345 000 руб. х 1,1%);
в ТФОМС - 6900 руб. (345 000 руб. х 2,0%).
Ежемесячные платежи во II квартале 2006 г.
в федеральный бюджет - 23 000 руб. (115 000 руб. х 20%);
в ФСС РФ - 3335 руб. (115 000 руб. х 2,9%);
в ФФОМС - 1265 руб. (115 000 руб. х 1,1%);
в ТФОМС - 2300 руб. (115 000 руб. х 2,0%).
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отражаемых по стр. 0300-0340 Расчета, исчисляется по тарифам, установленным п.п. 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ. По базе до 280 000 руб. тариф составит 14%.
Сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит:
I полугодие 2006 г. - 96 600 руб. (690 000 руб. х 14%);
II квартал 2006 г. - 48 300 рублей (345 000 руб. х 14%);
ежемесячно во II квартале 2006 г. - 16 100 руб. (115 000 руб. х 14%).
Воспользуемся расчетными данными для заполнения Раздела 2.
Раздел 2. Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу
(заполнен в части, необходимой для данного примера)
(руб.)
Наименование показателя | Код строки |
Федеральный бюджет |
ФСС РФ | ФФОМС | ТФОМС |
Налоговая база за отчетный период, всего | 0100 | 690 000 | 690 000 | 690 000 | 690 000 |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0110 | 345 000 | 345 000 | 345 000 | 345 000 |
из него: 1 месяц |
0120 |
115 000 |
115 000 |
115 000 |
115 000 |
2 месяц | 0130 | 115 000 | 115 000 | 115 000 | 115 000 |
3 месяц | 0140 | 115 000 | 115 000 | 115 000 | 115 000 |
Сумма исчисленных авансовых платежей, всего | 0200 | 138 000 | 20 010 | 7590 | 13 800 |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0210 | 69 000 | 10 005 | 3795 | 6900 |
из него: 1 месяц |
0220 |
23 000 |
3335 |
1265 |
2300 |
2 месяц | 0230 | 23 000 | 3335 | 1265 | 2300 |
3 месяц | 0240 | 23 000 | 3335 | 1265 | 2300 |
Налоговый вычет, всего | 0300 | 96 600 | Х | Х | Х |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0310 | 48 300 | Х | Х | Х |
из него: 1 месяц |
0320 |
16 100 |
Х |
Х |
Х |
2 месяц | 0330 | 16 100 | Х | Х | Х |
3 месяц | 0340 | 16 100 | Х | Х | Х |
Сумма налоговых льгот за отчетный период, всего | 0400 | - | - | - | - |
... | |||||
Сумма авансовых платежей по налогу, не подлежа- щая уплате в связи с применением налоговых льгот за отчетный период, всего |
0500 |
- |
- |
- |
- |
... | |||||
Начислено авансовых платежей по налогу за отчет- ный период, всего |
0600 |
41 400 |
20 010 |
7590 |
13 800 |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0610 | 20 700 | 10 005 | 3795 | 6900 |
из него: 1 месяц |
0620 |
6900 |
3335 |
1265 |
2300 |
2 месяц | 0630 | 6900 | 3335 | 1265 | 2300 |
3 месяц | 0640 | 6900 | 3335 | 1265 | 2300 |
Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за отчетный период, все- го |
0700 |
Х |
Х |
Х |
Х |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0710 | Х | Х | Х | Х |
из него: 1 месяц |
0720 |
Х |
Х |
Х |
Х |
2 месяц | 0730 | Х | Х | Х | Х |
3 месяц | 0740 | Х | Х | Х | Х |
Возмещено исполнительным органом ФСС РФ за отче- тный период, всего |
0800 |
Х |
- |
Х |
Х |
... | |||||
Подлежит уплате в ФСС РФ за отчетный период, всего |
0900 |
Х |
20 010 |
Х |
Х |
в том числе последний квартал отчетного периода | 0910 | Х | 10 005 | Х | Х |
из него: 1 месяц |
0920 |
Х |
3335 |
Х |
Х |
2 месяц | 0930 | Х | 3335 | Х | Х |
3 месяц | 0940 | Х | 3335 | Х | Х |
Согласно п. 4 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Приказом МНС России от 27.07.04 г. N САЭ-3-05/443@ утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядок их заполнения. Форма индивидуальной карточки, утвержденная МНС России, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее именно эту форму карточки удобно использовать в целях последующего заполнения расчетов и деклараций по ЕСН и страховым взносам.
В соответствии с п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения ФСС РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной ФСС РФ, о суммах:
начисленного налога в ФСС РФ;
использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
расходов, подлежащих зачету;
уплачиваемых в ФСС РФ.
Расчетная ведомость по средствам ФСС РФ N 4-ФСС утверждена постановлением ФСС РФ от 22.12.04 г. N 111 (ред. от 31.03.06 г.).
Пунктом 6 ст. 243 НК РФ установлено, что уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные ФОМС.
Пунктом 7 ст. 243 НК РФ определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Минфином России, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР. Форма налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.01.06 г. N 19н.
Налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами ПФР обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну (п. 7 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР сведения и документы в соответствии с Законом N 167-ФЗ в отношении застрахованных лиц.
Органы ПФР представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, исчисляется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
В соответствии с п. 9 ст. 243 НК РФ в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Финансовая газета", N 51, 52, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71