Об исчислении акцизов на нефтепродукты (за исключением прямогонного
бензина, направляемого на производство продукции нефтехимии) в 2007 году
Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 134-ФЗ) изменит с 1 января 2007 года порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты. В результате по-новому будут определяться основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты), а также изменится состав плательщиков акцизов.
Напомним, что к подакцизным нефтепродуктам согласно ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.
1. Объект обложения акцизами
С 1 января 2007 года утрачивает силу ст. 179.1 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" НК РФ. Это означает, что возникновение объекта обложения акцизами и право на налоговые вычеты по акцизам не будут больше связаны с наличием соответствующего свидетельства у лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
С 1 января 2007 года акциз начисляется при совершении следующих операций с нефтепродуктами:
- реализация на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Напомним, что под реализацией в целях исчисления акцизов понимается передача права собственности на товар;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных органов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;
- в ряде случаев операции не по реализации, а по передаче произведенных подакцизных нефтепродуктов. В отличие от операции по реализации товаров при их передаче не происходит смены собственника, тем не менее ст. 182 НК РФ предусмотрена обязанность непосредственных производителей начислять акциз. Это, в частности, касается следующих операций:
- передача на территории Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику вышеуказанного сырья либо другим лицам (в том числе получение подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья). Таким образом, с 1 января 2007 года при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья плательщиком акцизов всегда будет переработчик этого сырья.
Пример.
Организация - собственник нефти заключила договор с нефтеперерабатывающим заводом на оказание услуги по переработке этой нефти с целью получения автомобильного бензина. В этом случае акциз будет начисляться переработчиком при передаче автомобильного бензина собственнику либо при передаче этого бензина любому лицу по указанию собственника;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд.
Пример.
Если производитель автомобильного бензина использует какую-то его часть для заправки собственного автотранспорта, то на объемы бензина, передаваемые для этих целей, должен начисляться акциз;
- передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику вышеуказанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или при разделе такого имущества;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.
Пример.
Организация произвела прямогонный бензин и на давальческих началах передает этот бензин для получения из него автомобильного бензина. В этом случае производитель прямогонного бензина будет начислять акциз при передаче этого бензина на переработку.
Таким образом, по нефтепродуктам, произведенным на территории Российской Федерации, объект обложения акцизами возникает в новых условиях только у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят и реализуют (или передают) подакцизные нефтепродукты собственного производства (за исключением операции по реализации конфискованных подакцизных товаров).
Что касается нефтепродуктов, произведенных за пределами территории Российской Федерации, то объект обложения акцизами возникает при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации.
Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь.
Что касается нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь, то читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Согласно вступившему в силу с 1 января 2005 года Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о взимании косвенных налогов), акциз уплачивается по объемам нефтепродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.
Согласно п. 7 раздела I вышеуказанного Положения акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, происходящего с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз этих товаров.
С 1 января 2007 года Законом N 134-ФЗ отменяются положения подпункта 14 п. 1 ст. 182 НК РФ, согласно которым объектом налогообложения признается первичная реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь. Норма подпункта 14 п. 1 ст. 182 НК РФ применялась в отношении подакцизных товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь до 1 января 2005 года.
Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ в целях главы 22 Кодекса к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, то такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
Законом N 134-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 182 НК РФ. В действующей до 1 января 2007 года редакции п. 3 ст. 182 НК РФ предусмотрено, что к производству приравнивается также розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Из этого следует, что, например, поскольку в действующих ГОСТах, регламентирующих производство моторных масел, содержатся требования по розливу моторных масел в потребительскую тару, то эта операция представляет собой часть общего процесса их производства. Соответственно, если какое-либо лицо (организация или индивидуальный предприниматель) осуществляет только розлив моторного масла, то оно признается производителем этого масла.
С 1 января 2007 года данная норма будет распространяться только на тех налогоплательщиков, которые осуществляют розлив алкогольной продукции и пива. Соответственно на моторное масло акциз должен будет начисляться и уплачиваться только непосредственными производителями моторного масла.
Пример.
Оптовая организация закупает моторное масло в бочках, затем разливает его в канистры емкостью 1 или 5 литров, после чего перепродает это масло магазину розничной торговли. В этом случае оптовая организация при совершении операции по розливу масла с 1 января 2007 года акциз начислять не должна. Сумма акциза, уплаченная оптовиком при приобретении моторного масла, будет отнесена на его стоимость.
2. Плательщики акцизов на нефтепродукты
Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие рассмотренные выше операции, которые признаются объектом обложения акцизами, а также лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с импортом и экспортом товаров.
Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов. В то же время в ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В частности, в главе 22 НК РФ установлено возникновение обязанности налогоплательщика по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом обложения акцизами.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от уплаты акцизов. Это объясняется следующим. Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата единого налога предусматривает замену уплаты организациями:
- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- индивидуальными предпринимателями:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
- единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Вышеуказанные лица также не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, акцизы в вышеприведенном перечне "заменяемых" налогов отсутствуют.
Согласно подпункту 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не имеют права применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а в соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 346.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
3. Определение суммы акциза. Налоговые вычеты
Статьей 194 НК РФ установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.
Таким образом, расчет суммы акциза производится согласно следующей формуле:
С = О х А,
где
С - сумма акциза;
О - налоговая база (объем реализованной или переданной продукции) в натуральном выражении;
А - ставка акциза (в руб. и коп. за тонну).
В отношении нефтепродуктов применяются специфические ставки акциза, то есть установленные в твердой сумме - в рублях и копейках за единицу измерения (1 тонну). В соответствии со ст. 187 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Виды подакцизных товаров перечислены в п. 1 ст. 193 НК РФ. Количество видов подакцизных товаров соответствует количеству установленных ставок. Для товаров, на которые установлены специфические ставки акцизов, налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Иными словами, налоговая база - это количество реализованных или переданных нефтепродуктов, измеряемое в тоннах.
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 199 НК РФ, суммы акциза, уплаченные покупателем при приобретении подакцизных товаров, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. Исключение составляет ситуация, при которой подакцизные товары используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. В этом случае уплаченные суммы акциза принимаются к вычету.
Вышеуказанные вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на произведенные подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
Сумма акциза по произведенному подакцизному товару уменьшается на сумму акциза по приобретенному подакцизному сырью во избежание двойного налогообложения.
Пример.
Организация производит автомобильный бензин марки Аи-92, ставка акциза на которую определяется в расчете на 1 т бензина. Акциз на автомобильный бензин марки Аи-76, использованный в качестве сырья, определяется также в расчете на 1 т бензина.
В данном случае сумма акциза, уплаченная при приобретении автомобильного бензина марки Аи-76, подлежит вычету.
Если при производстве одного подакцизного товара (например, для производства автомобильного бензина) используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы (например, спиртосодержащая продукция), то сумма акциза, уплаченная при приобретении сырья, не подлежит вычету и включается в стоимость сырья.
Согласно ст. 200 НК РФ вычетам подлежат:
1) суммы акциза, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров (в том числе уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Ситуация, при которой один подакцизный нефтепродукт используется в качестве сырья для производства другого нефтепродукта, возможна в случае производства автомобильного бензина из прямогонного бензина или из бензина с более низким октановым числом.
С учетом вышеприведенного определим сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет.
Пример.
Предположим, организация приобрела 100 т бензина марки Аи-76 и путем смешения получила 110 т бензина марки Аи-92. Ставка акциза на бензин Аи-76 - 2657 руб., сумма акциза, уплаченная при его приобретении, - 265 700 руб. (100 т х 2657 руб.).
Ставка акциза на бензин Аи-92 - 3629 руб. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет при реализации бензина Аи-92, - 133 490 руб.[(110 т х 3629 руб.) - 265 700 руб.].
В соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ, если в процессе транспортировки или хранения часть нефтепродуктов, закупленных с целью их дальнейшего использования в качестве сырья, безвозвратно утеряна (как в силу естественной убыли, так и по иным причинам), сумма акциза, приходящаяся на объем утерянных нефтепродуктов, к вычету не принимается;
2) суммы акциза, уплаченные собственниками давальческого сырья при приобретении этого сырья (в том числе при ввозе этого сырья в Российскую Федерацию) либо при его производстве.
Пример.
Организация произвела автомобильный бензин Аи-76, 20 т которого передала на давальческих началах другой организации с целью получения бензина Аи-95.
При передаче на переработку бензина Аи-76 производитель начислит акциз в сумме 53 140 руб. (20 т х 2657 руб.).
Организация-переработчик при передаче собственнику полученного ею автомобильного бензина марки Аи-95 в количестве 25 т начислит акциз и произведет налоговый вычет.
Итого к уплате: 37 585 руб. [(25 т х 3629 руб.) - 53 140 руб.].
Согласно примеру акциз начисляется как производителем нефтепродукта, передаваемого на переработку, так и переработчиком давальческого сырья. При этом применение налоговых вычетов позволяет избежать двойного налогообложения автомобильного бензина.
Пример.
Организация приобрела 20 т автомобильного бензина Аи-76, из которого путем смешения с высокооктановыми присадками получила 25 т автомобильного бензина Аи-95. Акциз, уплаченный при приобретении бензина Аи-76, составил 53 140 руб.
Акциз, подлежащий уплате в бюджет по бензину Аи-95, составит 37 585 руб. [(25 т х 3629 руб.) - 53 140 руб.].
Порядок применения налоговых вычетов предусмотрен ст. 201 НК РФ. Вычеты сумм акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур, подтверждающих уплату налогоплательщиком соответствующих сумм акциза в составе стоимости приобретенного сырья. Сумма акциза должна быть выделена отдельной строкой.
По ввозимым на территорию Российской Федерации подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, должны быть предъявлены грузовые таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз этих товаров и уплату акцизов таможенным органам.
Если подакцизные товары, использованные в качестве сырья, оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся в случае, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.
Если налогоплательщик при производстве подакцизных товаров использует в качестве сырья подакцизные товары, переданные ему на давальческих условиях, то для подтверждения права на налоговые вычеты он должен предъявить копии платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты налога владельцем сырья (если он произвел сырье) либо факт оплаты владельцем сырья его стоимости по ценам, включающим акциз (если он купил сырье).
Расчеты за приобретенное сырье могут осуществляться с помощью векселей, но в этом случае читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
Как следует из ст. 815 Гражданского кодекса Российской Федерации, вексель - это составленное по установленной законом форме безусловное долговое денежное обязательство. Вексель является средством оформления отсрочки уплаты денежных средств за приобретенные товары, а не их непосредственной оплатой. Вексель подразумевает одностороннее и абстрактное обязательство векселедателя произвести платеж законному векселедержателю, то есть предмет платежа значения не имеет и в векселе не указывается. Следовательно, вексель (в том числе вексель третьего лица) не является документом, подтверждающим факт оплаты организацией, производящей подакцизный товар, подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, по цене, включающей акциз.
Налогоплательщик, использующий в расчетах за приобретенные подакцизные товары собственный вексель (то есть векселедатель), имеет право на налоговый вычет сумм акциза по таким товарам в момент оплаты своего векселя денежными средствами
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1