Организация поставляет товар в крупный супермаркет, который печатает и распространяет (за плату) печатную продукцию, где указан ассортимент и цены, в том числе и на товар, поставленный организацией. Можно ли эти затраты отнести на расходы и уменьшить налогооблагаемую базу?
Для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе учесть затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых им товаров (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти затраты должны соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (документальное подтверждение, экономическая обоснованность и связь с деятельностью, направленной на получение дохода).
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Такими объектами могут быть, в частности, товар, средство его индивидуализации, его продавец или изготовитель (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Исходя из понятия "реклама", определенного Законом N 38-ФЗ, издание магазином печатной продукции с указанием ассортимента товаров организации-поставщика и цен на них, безусловно, является рекламой, поскольку привлекает внимание к товарам, поставляемым организацией, формирует и поддерживает интерес к ним. Аналогичного мнения придерживаются и московские налоговики (см. письмо УФНС России по г. Москве от 14.02.2006 N 20-12/11376.2).
Однако необходимо обратить внимание на следующее. Формулировка подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, на наш взгляд, подразумевает, что реклама должна каким-либо образом показывать связь налогоплательщика с рекламируемым товаром.
Например, если в рекламном каталоге указано "Стулья фабрики "23 февраля"", то очевидно, что внимание привлекается к товару, произведенному именно этой фабрикой.
Если же в каталоге указано просто "Стулья стоимостью 800 руб.", то внимание привлекается ко всем стульям вообще (данной ценовой категории). В этом случае налогоплательщик, оплативший такую рекламу, вряд ли сможет доказать, что она формирует интерес именно к произведенному им товару. Налоговые органы вряд ли с этим согласятся, и спорить придется в суде. А известный нам пример из арбитражной практики говорит о том, что может не согласиться и суд (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2004 N А31-6609/7).
Как можно предположить из текста вопроса, организация является поставщиком (а не производителем) товара. Наименование поставщика обычно не указывается в рекламе товара. Если это так и в данной ситуации, то учесть затраты на издание рекламной продукции супермаркета организация не сможет.
Если же организация указана в рекламной продукции (как производитель или как поставщик рекламируемого товара) либо возможно каким-то иным образом установить ее связь с этим товаром (например, она является официальным дилером этого товара в стране или рекламируемая продукция является уникальной и поставляется только одной этой организацией), то средства, уплаченные супермаркету, являются расходами на рекламу, учитываемыми при налогообложении прибыли.
М. Мошкович,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"
1 ноября 2006 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru