Российская организация заключила договор с зарубежной фирмой о проведении исследований о перспективах реализации определенного товара на зарубежной территории. Это исследование дает возможность российской фирме определить целесообразность выхода на данный рынок. На основании полученных данных российская организация делает заключение о том, что выход на данный рынок для нее нецелесообразен (в частности, недостаточно развита транспортная инфраструктура). Может ли российская организация затраты, связанные с исследовательской работой зарубежной фирмы, отнести на себестоимость в налоговом учете?
Затраты организации на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), учитываются для целей налогообложения прибыли как прочие расходы (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом учесть такие затраты в налоговом учете организация вправе только в том случае, если исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Проводимые организациями маркетинговые исследования могут давать как положительные, так и отрицательные результаты. Представители налоговых органов в частных разъяснениях говорят о том, что расходы на исследование, давшее отрицательный результат, принять к учету для целей налогообложения прибыли нельзя, так как проведенное исследование является экономически необоснованным.
На наш взгляд, такой вывод не бесспорен. Налоговый кодекс РФ не требует того, чтобы понесенные организацией расходы непременно приводили к получению дохода. Кроме того, отрицательный результат - тоже результат. Организация, например, узнав о том, что спрос на ее продукцию падает, не будет увеличивать объем своего производства или же, как в вашем случае, попросту откажется от "завоевания" нового, неперспективного для нее рынка.
Но для того чтобы избежать спора с представителями налоговых органов, организация должна четко обосновать, зачем ей понадобились те или иные маркетинговые исследования и с какой целью она их проводит. Главное в данном случае - обосновать то, что эти исследования были направлены на получение дохода.
Экономическим обоснованием расходов, связанных с такими исследованиями, может быть, например, грамотно составленный организацией бизнес-план. Этот документ должен отражать перспективность изучаемого рынка (показатели прибыльности, соответствие определенного товара требованиям рынка и т.п.), что, в свою очередь, должно подтверждаться служебными записками, докладами и отчетами сотрудников организации. Большое значение в данном случае имеет также договор и отчет исполнителя по нему.
Анализ указанных документов позволит говорить об экономической обоснованности или же необоснованности данных маркетинговых исследований.
И. Горшкова,
ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"
1 ноября 2006 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru