Чистота происхождения товара не избавит от проблем
Увы, но приходится признать, что с реальной прибыли налоги платить мало кто хочет, а если хочет, то незначительные. Вот компании и начинают придумывать не совсем законные, а порой и вовсе незаконные способы оптимизации налоговых платежей. Мы рассмотрим схему, которая на сегодняшний день является весьма популярной, но это совсем не значит, что, применяя ее, налогоплательщик ничем не рискует.
До недавнего времени среди импортеров была популярна следующая схема: поставщик за границей продавал товар офшорной компании, дальше шел непонятный разрыв, после чего товар, волшебным образом оказавшись на территории России, поступал в торговую компанию от фирмы-"однодневки" напрямую или через фирму-"прокладку". Однако от этой схемы пришлось отказаться после того, как повсеместно начались комплексные проверки таможенных и налоговых органов. У таможенников с недавних пор достаточно оперативно обновляются базы данных по нерастаможенному товару, и потому стало совершенно нереально представлять липовые таможенные документы о том, что товар прошел таможенную очистку.
| Россия
/-----\
/--------------------\ | |Товар| /------------------\
|Иностранная компания|- - - ------- - | Торговая фирма |
\--------------------/ | \------------------/
| | |-----------\
| |
| | /------------------\ |
| Договор |Фирма-"однодневка"| | Договоры
| купли-продажи | |- - - - - - - - - | | купли-продажи
| товара |Фирма-"прокладка" | | товара
| | \------------------/ |
| |
| | |-----------/
/--------------------\ | /------------------\
| Офшорная компания |-----------------|Компания-импортер |
\--------------------/ | \------------------/
Тогда появился промежуточный вариант: между "белой" ВЭДовской компанией (компанией, являющейся по документам импортером) и торговой компанией вставала фирма-брокер - компания, которая фактически не оплачивала импорт товара, а оплачивала только таможенные платежи. Но поскольку это был все тот же лжеимпорт, импортеров перестала устраивать и эта схема.
В течение двух последних лет импортеры все активнее стали прибегать к новому способу, который лишен недостатков вышеприведенных схем.
Суть схемы
Иностранная компания произвела товар на сумму 100 у.е. и продала его офшорной компании либо напрямую российской ВЭДовской компании. Далее товар переходит в собственность российской фирмы-посредника, а затем в собственность торговой компании (компании, имеющей торговый бренд), которая продает его конечным покупателям за 500 у.е.
Итого: разница между первоначальной и конечной ценой товара - 400 у.е. Естественно, это не чистая прибыль торговой компании, в эту сумму заложены налоги, оплата таможенных платежей, услуги логистики (экспедиторские услуги, услуги по доставке товара, сопровождение процесса растаможивания товара). Но даже при этих расходах в распоряжении торговой компании остается значительная сумма. Если фирма-посредник приобрела товар за 100 у.е., а продала за 450 у.е., то полученная разница в 340 у.е. и есть реальная прибыль от этой деятельности.
| Россия
| Договор
/---------------------------\ купли-продажи /------------------\
|Производитель - иностранная| | товара |ВЭДовская компания|
| компания |---------------------| (импортер) |-\
\---------------------------/ | \------------------/ |
/--------\ Договор /--------\
|100 у.е.| | | купли-продажи |110 у.е.|
\--------/ товара \--------/
| /------------------\ |
/--------\ | Фирма- |--/
| |340 у.е.|-| посредник |-\
\--------/ \------------------/ |
| Договор /--------\
| купли-продажи |450 у.е.|
| товара \--------/
/------------------\ |
| | Торговая |--/
| компания |-\
| \------------------//--------\
|500 у.е.|
| /------------------\\--------/
| Покупатели |--/
| | товара |
\------------------/
Преимущества схемы
Основное преимущество данной схемы состоит в абсолютной прозрачности происхождения товара и на стадии его прохождения через границу, и на других стадиях вплоть до последнего продавца. На всех этапах реализации схемы происхождение товара прослеживается. Сделки оформляются договорами купли-продажи, все участники цепочки движения товара являются добросовестными приобретателями и продавцами.
С таможенной очисткой товара тоже все в порядке. Фактически товар доставляется компанией, оказывающей услуги логистики, со склада производителя на склад торговой компании. Однако при пересечении государственной границы России и движении уже по российской территории товар переоформляется сначала на российскую ВЭДовскую компанию, затем на фирму-посредника и только потом на торговую компанию.
Таким образом, проверка контролирующих органов в любых комбинациях - таможенная проверка, совместная проверка таможенных и налоговых органов или таможенных органов и органов милиции - дает полную картину происхождения товара и его движения.
Из первого преимущества схемы вытекает второе - участников схемы нельзя уличить в уходе от уплаты налогов. Торговая компания всего лишь закупает товар (в нашем случае по цене 450 у.е.) у фирмы-посредника и продает его за 500 у.е., например, в розничную сеть.
Фирма-посредник представляет торговой компании все необходимые документы, подтверждающие легальное пересечение товара через границу России.
Российская ВЭДовская компания тоже абсолютно чистая, она платит все налоги, таможенные платежи, услуги логистики и, что самое важное, реально оплачивает контракт, чего не было в приведенных в самом начале схемах. Она имеет валютный контракт, паспорт сделки, а если компания ведет разнообразный импорт, то таких документов у нее множество. Поэтому ВЭДовскую компанию нельзя обвинить в лжепредпринимательской деятельности, лжеимпортре. Подобные компании в последнее время получили название "традиционные импортеры". Если компания существует несколько лет, имеет достаточно большие обороты (не один миллион долларов или евро в месяц), то таможенные и налоговые органы начинают воспринимать ее именно как традиционного импортера, и к ней нет претензий.
Схема безукоризненна, почти...
Бизнес предполагает получение прибыли, которая заложена в деятельности компании. Из данной схемы видно, что иностранная компания произвела товар на 100 у.е., а конечные покупатели заплатили за него 500 у.е. Как было указано выше, разница в 340 у.е. - это реальная прибыль от этой деятельности, которая пойдет либо на развитие бизнеса, либо в карман владельца бизнеса. Естественно, что с реальной прибыли налоги платить никто не хочет, а если кто-то и хочет, то незначительные. Вот здесь компании и начинают придумывать не совсем законные, а порой и вовсе незаконные способы оптимизации налоговых платежей.
Так или иначе, но законных способов не платить налоги с полученной реальной прибыли не существует. Как правило, в схему включают фирму-посредника, в чью задачу входит оптимизация полученной прибыли. Происходит это разными способами, например:
- по комиссионной схеме, когда фирма-посредник (комиссионер) работает не на свои деньги, а на деньги, предоставленные в виде займа комитентом. Использование данной схемы позволяет комитенту вернуть предоставленные фирме-посреднику заемные средства с огромными процентами;
- по схеме, в которой увеличиваются затраты (на транспортировку и складирование товара, на юридическое сопровождение, на проценты по кредитованию и т.д.); как правило, эти расходы подтверждаются документально.
Экономический эффект от этой оптимизации таков: сумма в 340 у.е. (по нашему примеру) выводится из правового поля и превращается либо в безналичные рублевые или валютные средства, выпадающие из налогооблагаемой базы и не подлежащие налоговому контролированию, либо вообще в "черный нал", но тогда встает вопрос об ответственности, предусмотренной УК РФ (ст. 159, 173, 174, 198).
К моменту проведения налоговиками комплексной проверки такой компании проверяющие, зная ситуацию на рынке, прекрасно понимают, за сколько товар покупается и за сколько продается. Создав экономическую модель, использованную налогоплательщиком, они без труда, с точностью +-10-15%, смогут определить сумму 340 у.е., т.е. объект оптимизации налогообложения. После того, как картина прояснится, налоговой службе станет очевидно, для чего создана и в чьих интересах действует фирма-посредник.
Однако доказать незаконность оптимизации достаточно сложно, поскольку она юридически никак не связана с торговой компанией. Последние год-полтора налоговая служба совместно с соответствующими подразделениями МВД занимается сбором доказательной базы по подобной схеме, но сейчас обвинить участников схемы и доначислить компаниям налоги непросто, проще создать тяжелые условия для работы таких компаний, "замучив" их постоянными проверками.
Налоговые риски
Основной риск связан с фирмой-посредником, которая в ходе налоговой проверки может не подтвердить свою деятельность. Это значит, что ей могут быть доначислены все налоги, не уплаченные при оптимизации, и прежде всего НДС (в нашем примере - с 340 у.е.). Арбитражными судами уже создан ряд прецедентов по этому вопросу.
Расширение полномочий контролирующих органов, которое можно наблюдать в последнее время, является дополнительным фактором риска. Налоговикам предоставлено право блокировать денежные средства на расчетном счете организаций, а правоохранительным органам - право опечатывать товар на складе, в рассматриваемом нами случае - у фирмы-посредника, которая поставляет товар торговой компании.
Что касается таможенных органов, то, серьезно подойдя к проверке, они могут выявить занижение таможенной стоимости импортируемого товара (например, цена импортируемого товара 100 у.е., а таможенная цена - 50 у.е.). В результате товар может быть конфискован либо последуют серьезные доначисления таможенных платежей и таможенного НДС с пенями и штрафами. Вместе с тем в большинстве своем таможенники заинтересованы в занижении таможенной стоимости товара, ведь всем известно, что за помощь в таможенном оформлении товара существуют так называемые откаты. Как правило, при каждой таможне работают свои фирмы - таможенные брокеры, являющиеся посредниками между предпринимателями и таможней.
Таким образом, если уж прибегать к подобной схеме, то с использованием фирмы-посредника, обладающей большой устойчивостью к налоговым проверкам и всегда сумеющей подтвердить документально реальность своей деятельности. Фирма не должна состоять из одного директора, обязательно должен быть персонал, главный бухгалтер, офис, должна вестись реальная деятельность, т.е. такая фирма не должна заниматься исключительно оптимизацией налогов и не должна участвовать в отмывании денег.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Контролирующие органы, прекрасно зная о существовании рассмотренной нами схемы и об ее использовании российскими торговыми компаниями с целью оптимизации налоговых платежей, все же понимают, что резко пресекать ее применение опасно, ибо можно вызвать кризис в экономике, если импорт товаров и комплектующих будет резко ограничен. Поэтому такую схему "дожмут" постепенно, проводя адресные проверки торговых компаний, ударяя по банкам, участвующим в схеме, а также ужесточая контроль в отношении таможенной службы. Так что сравнительно небольшие риски сейчас со временем будут увеличиваться, и в результате применение схемы станет достаточно опасным, не исключено, что это произойдет уже в следующем году.
Аргументы "за" | Аргументы "против" |
1. Довольно существенный положительный экономи- ческий эффект. 2. Прозрачность происхождения товара, всех стадий его прохождения от границы до последнего продавца (российской торговой компании). 3. Участников схемы нельзя уличить в уходе от уплаты налогов, их деятельность абсолютно "белая". |
1. Большое число участников увеличивает сроки прохождения платежей за товар, создает немалый объем документов при оформлении права собствен- ности на товар. 2. Если налоговым органам удастся доказать, что цель схемы - оптимизация налогов, фирме-посред- нику будут доначислены налоги. |
П.А. Гагарин,
финансовый консультант,
Председатель Совета директоров
Группы компаний "Градиент Альфа"
Контактный телефон: (495) 710-38-03 (04)
"Налоговые споры", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677