Мониторинг законодательства
Новое в "антиотмыве"
В информационном письме ЦБ РФ от 29.09.06 N 10 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" разъясняются отдельные вопросы применения "антиотмывочного" законодательства при купле-продаже иностранной валюты и установления квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в кредитной организации.
Даны разъяснения о применении отдельных положений инструкции ЦБ РФ от 28.04.04 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" с учетом того, что указанная инструкция применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В частности, определен порядок заполнения графы 15 "Код страны гражданства физического лица" реестра операций с наличной валютой и чеками, содержащегося в названной инструкции, и даны пояснения о том, какие действия следует считать началом операции по покупке или продаже иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб.
В этом же письме рассмотрен порядок применения Указания ЦБ РФ от 09.08.04 N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях". Отмечены особенности квалификационных требований, предъявляемых к руководителю структурного подразделения кредитной организации, непосредственно не осуществляющего банковские операции.
Определен размер минимального уставного капитала в рублях
для создаваемых банков
Банк России письмом от 03.10.06 N 127-Т "Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.03 N 1346-У" определил, что в IV квартале 2006 года рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков, для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии, а также для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, должен составлять не менее 170,142 млн руб.
Для создаваемых небанковских кредитных организаций минимальный рублевый эквивалент уставного капитала составляет не менее 17014,2 тыс. руб.
Уточнены требования к передвижным пунктам кассовых операций
Указанием ЦБ РФ от 13.09.06 N 1720-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 7 февраля 2005 года N 1548-У "О порядке открытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кассовых операций банка (филиала)" уточнены требования к содержанию внутренних документов банка (филиала) о передвижном пункте кассовых операций (типового положения). В частности, такими документами должно быть определено поведение сотрудников банка (филиала) при попытках несанкционированного доступа в помещение кассового работника в автотранспортном средстве.
Определены действия работника передвижного пункта кассовых операций после окончания совершения операций. Установлен порядок выдачи кассовому работнику перед началом рабочего дня и последующей сверки и возврата денежной наличности, иных ценностей, печати ППКО и ключа от помещения кассового работника в автотранспортном средстве. Изложен в новой редакции пункт 3.9 Указания. Учитывая, что порядок сверки и возврата закреплен теперь в пункте 3.9, утрачивает силу пункт 3.10.
Вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Зарегистрировано Минюстом России 6 октября 2006 года. Регистрационный N 8362.
Разъяснение Минфина по обложению НДС работ по переработке товаров,
помещенных под таможенный режим переработки
на таможенной территории
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России своим письмом от 26.09.06 N 03-04-15/170 разъяснил, что работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы следующих документов:
- контракта (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение работ (оказание услуг);
- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию РФ). При этом к иным документам могут относиться таможенные документы, в том числе копии грузовых таможенных деклараций, в соответствии с которыми производилось таможенное оформление товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ для переработки, и продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории РФ.
Пополнение в списке организаций, векселя которых
принимаются в обеспечение по кредитам Банка России
Банк России письмом от 29.09.06 N 01-13-5/3456 расширил перечень организаций, векселя которых (права требования по кредитным договорам к которым) могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России, а также организаций, которые могут выступать авалистами по векселям (поручителями по правам требования по кредитным договорам), принимаемым в обеспечение по кредитам Банка России, включив в него открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания" (ОАО "ГидроОГК").
Высший арбитражный суд поддержал налоговиков
Высший арбитражный суд РФ своим решением от 01.09.06 N 7849/06 признал, что положения Правил по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 (утв. приказом МНС России от 21.06.01 N БГ-3-10/191), соответствуют НК РФ. Поводом для вынесения такого решения послужило заявление ОАО, по мнению которого оспариваемые пункты Правил, указывая на последствия нарушения налогоплательщиком графика погашения платежей при реструктуризации задолженности по налоговым платежам, неосновательно называют условия и порядок прекращения отсрочки и рассрочки их уплаты, отличающиеся от условий и порядка прекращения отсрочки и рассрочки уплаты налоговых платежей, установленных НК РФ.
Отмечено, что оспариваемые пункты 12 и 13 Правил воспроизводят содержание пунктов 7 и 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, которое было принято во исполнение статьи 115 закона о бюджете на 1999 год и не признавалось недействительным. Был отклонен довод о том, что указанные пункты Правил, определяя порядок изменения срока уплаты налога и сбора, отличающийся от порядка, предусмотренного главой 9 НК РФ, не соответствуют пункту 2 статьи 61 НК РФ. Подчеркивается, что этот вывод заявителя ошибочен, так как не учитывает положений пункта 1 статьи 63 НК РФ, согласно которому органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи). Более того, оспариваемые положения согласуются с пунктом 3 статьи 68 НК РФ, в силу которого при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Зарплату придется выплачивать два раза в месяц
Федеральная служба по труду и занятости письмом от 8 сентября 2006 г. N 1557-6 "Начисление авансов по зарплате" напомнила, что в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором или трудовым договором. Конкретные сроки выплаты заработной платы, в том числе аванса, а также размеры аванса определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором либо трудовым договором. При этом кроме формального выполнения требования о выплате заработной платы не реже двух раз в месяц при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу).
Минфин разъясняет
В соответствии с письмом Минфина России от 03.08.06 N 07-05-06/204 "О составе доходов для целей налогообложения прибыли" средства, поступившие на банковский счет налогоплательщика в связи с возвратом налога на добавленную стоимость (НДС) в рамках договора поручения или агентского договора, в составе доходов для целей налогообложения прибыли не учитываются.
Налоговая служба разъясняет
Федеральная налоговая служба письмом от 02.08.06 N ШТ-8-09/278 "Об указании КПП налогоплательщика в документах" разъяснила порядок использования крупнейшими налогоплательщиками КПП.
В соответствии с действующим налоговым законодательством организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, могут быть поставлены на учет как в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, так и в налоговом органе по местонахождению организации. При постановке на учет в инспекции по крупнейшим налогоплательщикам организации выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика, где указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), 5-й и 6-й знаки которого имеют значение 50. При постановке на учет в налоговом органе по местонахождению крупнейшему налогоплательщику выдается свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по местонахождению на территории РФ, где также указывается ИНН и КПП, но 5-й и 6-й знаки КПП имеют значение 01. Таким образом, крупнейшему налогоплательщику могут быть присвоены два значения КПП.
В связи с этим организациям - крупнейшим налогоплательщикам следует учитывать, что при представлении налоговой декларации по НДС на ее титульном листе должен указываться код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, куда представляется декларация. Поскольку налоговая декларация по НДС представляется крупнейшими налогоплательщиками в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, то в декларации указывается КПП, содержащийся в уведомлении.
В целях обеспечения эффективности администрирования налога на добавленную стоимость крупнейшему налогоплательщику необходимо указывать КПП, содержащийся в уведомлении, также при заполнении счетов-фактур и в платежных документах на уплату НДС в федеральный бюджет.
Изменения в определении стоимости активов и обязательств
Банк России довел до коммерческих банков Указание от 24.08.06 N 1717-У "О внесении изменений в пункт 1 Указания Банка России от 22 декабря 2004 года N 1533-У "Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации".
Напомним, что в Указании Банка России от 17.02.06 N 1660-У были изложены в новой редакции, помимо прочих, формы отчетности кредитных организаций 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)" и 0409155 "Сведения о резервах на возможные потери". В этой связи изменился порядок расчета стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации при признании ее банкротом. При определении стоимости имущества организации общая стоимость активов уменьшается на величину недосозданного резерва на возможные потери, которая в свою очередь определяется как сумма данных в графе 3 по строкам 1-6 минус сумма данных графы 6 по строкам 1-6 раздела 1 формы отчетности 0409155 (ранее величина недосозданного резерва определялась как сумма данных в графах 7-10 по строке 1 минус данные графы 12 по строке 1 формы отчетности 0409155 в предыдущей редакции). Стоимостное значение чистой ссудной задолженности уменьшается на стоимостное значение показателя "Величина недосозданного резерва на возможные потери по ссудам II-V категорий качества" (строка 301 графы 3 формы отчетности 0409134 в новой редакции) вместо применявшегося ранее показателя "Величина недосозданного резерва на возможные потери по ссудам 2-4 групп риска".
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 27.09.06 N 53. Зарегистрировано Минюстом России 15 сентября 2006 года. Регистрационный N 8301.
Банк России послал банки в интернет
В соответствии с письмом Банка России от 22.09.06 N 122-Т кредитным организациям рекомендуется размещать на своих информационных web-сайтах в сети интернет информацию об обменных пунктах, деятельность которых приостановлена, срок приостановления деятельности которых продлен, либо по которым принято решение об их закрытии. Информация должна быть размещена в день принятия таких решений, при этом должны быть указаны даты приостановления и возобновления деятельности либо даты закрытия обменных пунктов.
Формирование базы данных паспортов сделок
В целях повышения эффективности работы по организации выявления и пресечения таможенными органами Российской Федерации нарушений валютного законодательства на таможенных постах (в отделах таможенного оформления и таможенного контроля) Федеральная таможенная служба России письмом от 29.09.06 N 362-р "О формировании базы данных паспортов сделок" предписала организовать копирование представляемых декларантами паспортов сделок (ПС), электронные аналоги которых не содержатся в базе данных соответствующего таможенного органа, а также обеспечить направление копий ПС в подразделения валютного контроля соответствующих таможен 1-го, 10-го и 20-го числа каждого месяца. Этим же письмом определен порядок заполнения поля "Срок поступления/возврата денежных средств" в электронных копиях паспортов сделок. Признано утратившим силу Распоряжение ГТК России от 24.08.04 N 381-р, ранее определявшее порядок формировании базы данных паспортов сделок.
Банк России разъясняет
Центральный банк России письмом от 20.09.06 N 121-Т "О расчетных документах, находящихся в картотеке расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия или недостаточности денежных средств на счете плательщика, подлежащем закрытию" разъяснил, что при закрытии филиала, дополнительного офиса кредитной организации и изменении реквизитов, указанных в расчетных документах, не оплаченных в срок из-за отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика (наименования, номера корреспондентского счета, БИК банка плательщика, наименования РКЦ, номера лицевого счета плательщика), в случае открытия клиентам счетов в головном офисе или другом филиале кредитной организации указанные расчетные документы подлежат возврату плательщикам, получателям (взыскателям) в порядке, аналогичном установленному в пункте 2.20 Положения Банка России от 03.10.02 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с указанием причины возврата. Таким образом, расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета. При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается. При невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
Налоговики пояснили
Федеральная налоговая служба России письмом от 30.08.06 N ММ-6-06/869 "О письме Банка России от 17 июля 2006 г. N 08-17/2540" сообщила, что нормы Указания ЦБ РФ от 14.11.01 N 1050-У распространяются на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями. При этом предельный размер расчетов наличными деньгами данным нормативным актом установлен в 60 000 руб. по одной сделке.
Рекомендации по анализу отчетности по МСФО
Банк России письмом от 07.09.06 N 119-Т "О методических рекомендациях по анализу финансовой отчетности, составленной кредитными организациями в соответствии с МСФО" довел до сведения банков рекомендации по проведению анализа консолидированной и неконсолидированной отчетности, составленной кредитными организациями в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности за 2005 год. Письмом определено, что информация по результатам проведенного анализа направляется в Банк России в срок до 1 октября 2006 года. Формы и порядок представления сведений приведены в данном документе.
"Бухгалтерия и банки", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540