Порядок учета представительских расходов в целях
налогообложения прибыли
Представительские расходы в целях налогообложения прибыли учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ "к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий", в том числе расходы:
на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
буфетное обслуживание во время переговоров;
оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний к представительским расходам не относятся.
Рассмотрим общий порядок учета представительских расходов в целях налогообложения прибыли.
Заметим, что в налоговую базу по налогу на прибыль представительские расходы включаются в ограниченном размере. Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы принимаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Расходы в части, превышающей этот норматив, не учитываются в целях налогообложения прибыли (п. 42 ст. 270 НК РФ).
При определении суммы расходов на оплату труда необходимо учитывать все выплаты, указанные в ст. 255 НК РФ, т.е. начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В пункте 1 ст. 252 НК РФ приведены условия признания расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль: расходы должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, обоснованы (экономически оправданы), подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правомерность отнесения представительских расходов к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, по нашему мнению, подтверждают следующие документы:
приказ руководителя организации о представительских расходах (приложение 1);
подписанный руководителем организации акт (отчет) об осуществлении представительских расходов, в котором указаны суммы фактически произведенных представительских расходов (приложение 2);
первичные документы, связанные с приобретением на стороне товаров для представительских целей, оплатой услуг сторонних организаций и т.п.;
исполнительная смета представительских расходов (приложение 3);
бухгалтерская справка-расчет, определяющая порядок отражения представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете (приложение 4).
Во избежание споров с контролирующими органами организация должна установить порядок осуществления и оформления затрат на представительские цели, что целесообразно закрепить в распорядительном документе.
Приказ руководителя о представительских расходах может быть:
общим (содержать общие условия осуществления представительских расходов и действовать, как правило, в течение длительного срока);
разовым (касаться проведения конкретных мероприятий).
В акте (отчете), составленном после осуществления представительских расходов, необходимо указать следующее:
цель проведения мероприятия (например, переговоров);
дату и место проведения мероприятия;
программу мероприятия;
состав делегации;
состав принимающей стороны;
результаты мероприятия.
Отражение данной информации в акте (отчете) позволит подтвердить обоснованность представительских расходов (дополнительно можно составить протокол о намерениях заключить договор).
После окончания мероприятия работник, ответственный за осуществление представительских расходов, должен составить авансовый отчет (унифицированная форма N АО-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55).
К авансовому отчету следует приложить первичные документы, подтверждающие произведенные расходы (кассовые чеки, товарные чеки, акты и т.п.).
При заключении договора со сторонней организацией (например, на услуги общественного питания) документальным подтверждением осуществления представительских расходов будут служить указанный договор, акт выполненных работ (оказанных услуг), счет-заказ, счет-фактура.
Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, то расходы, связанные с их услугами, также необходимо подтвердить договорами, актами выполненных работ и иными документами.
На основании авансового отчета и прочих первичных документов составляется исполнительная смета. Таким образом, все расходы, перечисленные в смете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.
В силу того, что состав и размер представительских расходов в налоговом учете ограничен, бухгалтеру необходимо произвести расчет расходов, учитываемых при налогообложении. С этой целью мы рекомендуем составлять бухгалтерскую справку-расчет.
Обращаем внимание на то, что НДС, относящийся к представительским расходам, можно принять к вычету только в части таких расходов, уменьшающей налоговую базу по налогу на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ). НДС по сверхнормативным представительским расходам подлежит списанию на расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Приложение 1
"____" ____________ 200__ г.
Приказ N_____
о представительских расходах на 200__ г.
В целях упорядочения использования средств на представительские
расходы приказываю:
1. Назначить ответственными за осуществление представительских
расходов, правильное и своевременное оформление связанных с ними
первичных документов ___________________________________________________
________________________________________________________________________.
(ФИО, занимаемая должность)
2. Представлять акт (отчет) и исполнительную смету по приему каждой
делегации в течение трех рабочих дней после окончания приема.
3. Установить на 200__ г. следующие нормы отдельных видов
представительских расходов (на одного человека в день):
N п/п | Наименование расходов | Норматив расходов, руб. |
1 | На проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) делегации |
|
2 | Транспортное обеспечение доставки делегатов к месту проведе- ния переговоров и обратно |
|
3 | Буфетное обслуживание во время переговоров | |
4 | Оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения переговоров: для руководителя организации для делегатов (из расчета один переводчик на ___ человек |
|
5 | ||
6 | ||
7 |
( )
------------------------- ------------- -----------------
(руководитель)
-------------------------
(наименование организации)
Приложение 2
Утверждаю
_____________(____________)
"_____" ___________200__г.
Акт (отчет)
о приеме делегации ________________________
Участники переговоров:
1) от принимающей стороны:
руководитель - ___________________
_____________ - ___________________
_____________ - ___________________
2) делегаты:
руководитель - ___________________
_____________ - ___________________
_____________ - ___________________
Тема переговоров:___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Программа приема делегации
"____"_____________ 200__г.
Время | Мероприятие |
10.00 - 12.00 | |
12.00 - 13.30 | |
и т.д. |
"____"_____________ 200__г.
Время | Мероприятие |
10.00 - 12.00 | |
12.00 - 13.30 | |
и т.д. |
В период переговоров осуществлялось буфетное обслуживание
Результаты переговоров:_____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответственный
за проведение мероприятия (_________________) _____________
Приложение 3
Утверждаю
___________ (_____________)
"____" ____________ 200__г.
Исполнительная смета
по приему делегации ________________________________
с "____"____________200__г. по "____" ___________200__г.
Наименование расходов | Количество участ- ников |
Фактические рас- ходы |
Нормы расходов | Приложения |
Итого: |
Итого_________________________________________________________
(сумма прописью)
Ответственный
за проведение мероприятия (_________________) _____________
Приложение 4
"____" ____________ 200__г.
Бухгалтерская справка-расчет
N п/п | Показатель | Расчет | Сумма |
1 | Сумма представительских расходов за ____________ (период), отраженных в бухгалтерском учете, в том числе НДС |
||
2 | Расходы, не подлежащие включению в состав предста- вительских расходов в целях налогообложения (п. 2 ст. 264 НК РФ) |
||
3 | Расходы на оплату труда по данным налогового учета за _______________ (период) |
||
4 | Нормы представительских расходов в целях налогообло- жения |
Сумма по стр. 3 х 4% | |
5 | Сумма представительских расходов, уменьшающая нало- говую базу по налогу на прибыль, за ___________ (период) |
||
6 | Сумма представительских расходов, не уменьшающая на- логовую базу по налогу на прибыль, за ___________ (период) |
||
7 | Сумма НДС, подлежащая вычету (приходящаяся на расхо- ды, учитываемые в целях налогообложения) |
||
8 | Сумма НДС, не подлежащая вычету (приходящаяся на рас- ходы, не учитываемые в целях налогообложения) |
Бухгалтер _____________ (_________________)
И.А. Елизарова,
аудитор-консультант
КГ "Михайлов и партнеры"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 12, декабрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru