О раскрытии информации участниками рынка ценных бумаг
Раскрытие информации участниками рынка ценных бумаг является важнейшим условием функционирования современного рынка ценных бумаг. Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. К участникам рынка ценных бумаг в зависимости от их статуса Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с послед. изм. и доп.) устанавливаются различные требования по раскрытию информации (ст. 30). Так, например, лицо, приобретающее в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с послед. изм. и доп.) крупный пакет акций акционерного общества, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного или обязательного предложения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, обязано раскрыть:
- информацию о направлении добровольного или обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днем направления соответствующего предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- содержание добровольного или обязательного предложения. Соответствующее предложение раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если в течение указанного срока федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не было вынесено предписание о приведении добровольного или обязательного предложения в соответствие с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах".
Описанное выше требование по раскрытию информации появилось не так давно. Эта норма была введена в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ)*(1), вступившим в силу с 1 июля 2006 г. Напомним, что основная цель принятия Закона N 7-ФЗ состояла в создании правовых условий и упорядочении процесса концентрации капитала в открытых акционерных обществах. Для этого Закон N 7-ФЗ дополнил Закон "Об акционерных обществах" новой гл. XI.1, устанавливающей порядок приобретения более 30% акций открытого акционерного общества. Все остальные изменения, внесенные Законом N 7-ФЗ в российское законодательство, в том числе и в Закон "О рынке ценных бумаг", носят сопутствующий характер. Также следует, что в развитие положений новой редакции Закона "Об акционерных обществах", а также Закона "О рынке ценных бумаг" ФСФР России был разработан конкретный порядок приобретения крупного пакета акций открытых акционерных обществ. Этот процесс регламентируется приказом ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ" (далее - Положение). В этом же Положении установлен порядок раскрытия информации лицом, приобретающим крупный пакет акций акционерного общества, ценные бумаги которого обращаются на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, на основании добровольного или обязательного предложения. Повторяя в целом общие требования к раскрытию информации лицом, приобретающим крупный пакет акций открытого акционерного общества, установленные в Законе "О рынке ценных бумаг", в Положении порядок раскрытия информации конкретизирован. Рассмотрим нормы Положения более подробно.
В соответствии с Положением информация о направлении в ФСФР России добровольного или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, раскрывается путем опубликования соответствующего сообщения. Публикация должна состояться в срок не позднее дня, следующего за днем представления соответствующего предложения в ФСФР России. При этом опубликование должно произойти:
- в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством и (или) иной организацией, которые уполномочены ФСФР России на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг (далее - лента новостей)*(2);
- в случае, если лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение, является открытое акционерное общество или эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными правовыми актами ФСФР России раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, - на странице в сети "Интернет", используемой лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение, для раскрытия информации. При этом до момента опубликования сообщения о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе опубликование соответствующего сообщения на странице в сети "Интернет", не допускается. Текст сообщения о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России должен быть доступен на странице в сети "Интернет" в течение не менее 3 месяцев с даты его опубликования в сети "Интернет".
Сообщение о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России должно содержать:
- сведения о лице, направляющем добровольное или обязательное предложение (полное фирменное наименование, место нахождения или фамилия, имя, отчество и место жительства);
- сведения об обществе, в отношении эмиссионных ценных бумаг которого направляется соответствующее предложение (полное фирменное наименование и место нахождения);
- сведения об эмиссионных ценных бумагах открытого акционерного общества, в отношении которых направляется соответствующее предложение (вид, категория (тип), серия, количество приобретаемых эмиссионных ценных бумаг);
- дату представления соответствующего предложения в ФСФР России;
- вид представленного в ФСФР России предложения (добровольное предложение; добровольное предложение о приобретении всех эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренное п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" и соответствующее требованиям п. 2-5 той же статьи; обязательное предложение).
Содержание добровольного или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, раскрывается не позднее дня, следующего за днем истечения 15-дневного срока с даты представления соответствующего предложения в ФСФР России, если в течение указанного срока ФСФР России не было вынесено предписание о приведении добровольного или обязательного предложения в соответствие с требованиями Закона "Об акционерных обществах". Раскрытие этой информации осуществляется путем:
- опубликования сообщения о раскрытии содержания добровольного или обязательного предложения в ленте новостей;
- опубликования документа, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения, на странице в сети "Интернет", используемой лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение, для раскрытия информации. Документ, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения, должен быть составлен по форме, установленной в Приложении 1 к Положению. При этом до момента опубликования сообщения о раскрытии содержания добровольного или обязательного предложения в ленте новостей раскрытие такой информации любыми иными способами, в том числе опубликование документа, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения, на странице в сети "Интернет", не допускается. Текст документа, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения, должен быть доступен на странице в сети "Интернет" в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования в сети "Интернет".
Сообщение о раскрытии содержания добровольного или обязательного предложения должно содержать:
- сведения о лице, направляющем добровольное или обязательное предложение (полное фирменное наименование, место нахождения или фамилия, имя, отчество и место жительства);
- сведения об обществе, в отношении эмиссионных ценных бумаг которого направляется соответствующее предложение (полное фирменное наименование и место нахождения);
- сведения об эмиссионных ценных бумагах открытого акционерного общества, в отношении которых направляется соответствующее предложение (вид, категория (тип), серия, количество приобретаемых эмиссионных ценных бумаг);
- дату представления соответствующего предложения в ФСФР России;
- вид представленного в ФСФР России предложения (добровольное предложение; добровольное предложение о приобретении всех эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренное п. 1 ст. 84.2 Закона "Об акционерных обществах" и соответствующее требованиям п. 2-5 той же статьи; обязательное предложение);
- цену приобретения эмиссионных ценных бумаг или порядок ее определения;
- срок принятия добровольного или обязательного предложения;
- адрес страницы в сети "Интернет", на которой опубликован текст документа, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения;
- дату опубликования текста документа, в котором указывается содержание добровольного или обязательного предложения, на странице в сети "Интернет".
В случае внесения изменений в добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, информация о направлении указанных изменений в ФСФР России раскрывается в порядке, предусмотренном Положением для раскрытия информации о направлении добровольного или обязательного предложения в ФСФР России, а содержание указанных изменений - в порядке, предусмотренном Положением для раскрытия содержания добровольного или обязательного предложения.
В заключение необходимо отметить, что в ст. 15.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил приобретения более 30% акций открытого акционерного общества. Так, нарушение лицом, которое приобрело более 30% акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц - от 50 до 200 МРОТ; на юридических лиц - от 500 до 5000 МРОТ. В случае обращения акций открытого акционерного общества на организованном рынке раскрытие информации лицом, приобретающим более 30% акций открытого акционерного общества, является неотъемлемой частью правил их приобретения. Поэтому ненадлежащее раскрытие информации в этом случае является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности в соответствии с нормами ст. 15.28 КоАП РФ.
Д.А. Вавулин,
начальник отдела по организации
взаимодействия с субъектами Российской Федерации
Регионального отделения Федеральной службы по
финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР),
кандидат экономических наук, доцент кафедры
государственного управления и финансов
Института бизнеса и права ОрелГТУ,
специалист по корпоративному управлению
"Право и экономика", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 172; Российская газета. 2006. N 1; Парламентская газета. 2006. N 2-3.
*(2) В настоящее время уполномоченными агентствами являются информационные агентства "Интерфакс" и "АК&M"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О раскрытии информации участниками рынка ценных бумаг
Автор
Д.А. Вавулин - начальник отдела по организации взаимодействия с субъектами Российской Федерации Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России в ЮЗР). Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению
Окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Автор ряда научных статей.
"Право и экономика", 2006, N 12