О необходимости представления бухгалтерской отчетности
всем заинтересованным пользователям
Согласно п. 42 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей. Организация должна обеспечить пользователям возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
В ПБУ 4/99 пользователями отчетности названы банки, кредиторы и дебиторы юридического лица, а также иные юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации, т.е. круг пользователей является открытым.
В статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что иным пользователям (кроме поименованных в данном Законе) бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из указанной формулировки Закона о бухгалтерском учете к оценке положений ПБУ 4/99 может быть два подхода.
1. Закон о бухгалтерском учете ограничил законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Следовательно, такая форма нормативного правового акта, как приказ Минфина России, не относится к законодательству о бухгалтерском учете.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273) установлено, что Минфин России обеспечивает в том числе методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью, что предполагает:
подготовку предложений и реализацию мер по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации;
утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности, осуществляемых Банком России и кредитными организациями).
Таким образом, установление правил представления организациями отчетности может рассматриваться как превышение Минфином России своих полномочий и, как следствие, эти правила не подлежат применению.
2. Распоряжением от 21 марта 1998 г. N 382-р Правительство РФ поручило Минфину России разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления ими бухгалтерской отчетности. Если рассматривать такое поручение как делегирование полномочий, то положение о представлении каждому заинтересованному пользователю бухгалтерской отчетности организации, установленное ПБУ 4/99, полностью соответствует действующему законодательству.
В подтверждение первой точки зрения свидетельствует тот факт, что, например, обязанность организаций представлять отчетность в налоговые органы установлена НК РФ; банков - Банку России - Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", т.е. документами высшей юридической силы (законами и кодексами).
Иными словами, если трактовать термин "законодательство", использованный в Законе N 395-I, расширительно, то с учетом норм распоряжения Правительства РФ N 382-р Минфин России был вправе определить порядок представления отчетности организациями заинтересованным пользователям, а ПБУ 4/99 подлежит применению и в указанной части.
Если же трактовать термин "законодательство" только как законы (федеральные законы и кодексы), то с учетом норм Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, которыми Минфину России не предоставлено право определять порядок и условия представления отчетности, ПБУ 4/99 в указанной части не подлежит применению.
Важно отметить, что пользователь, право которого на ознакомление с бухгалтерской отчетностью организации нарушено, вправе обратиться в суд с гражданско-правовым иском за защитой своих законных прав и интересов. Вероятно, положительное решение суда - единственная возможность принуждения к представлению отчетности пользователю. Мера же гражданско-правовой ответственности определяется судом исходя из фактических обстоятельств дела.
В.А. Шамрина,
аудиторско-консультационная компания "ФБК"
И.М. Цейтлин,
аудиторско-консультационная компания "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 21, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru