Возможна ли регистрация товарного знака другого юридического лица с названием ООО "ГД АБВ", если подана заявка на регистрацию товарного знака ООО "АБВ"?
Товарный знак на территории Российской Федерации регистрируется в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках)*(1), и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32.
После подачи заявки Роспатент проводит формальную экспертизу и экспертизу по существу, в ходе которой проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям ст. 1, 6 и п. 1 и 2 ст. 7 Закона о товарных знаках, и устанавливается приоритет товарного знака.
Товарный знак является обозначением, служащим для индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых юридическим лицом услуг (далее - товары). В определении понятия "товарный знак" указана основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции, т.е. товарный знак привязан к конкретным товарам (работам, услугам).
Согласно российскому законодательству в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Очень часто как обозначение в товарном знаке используется фирменное наименование компании, также служащее средством индивидуализации юридического лица и само по себе являющееся объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ). В статье 54 ГК РФ предусматривается принятие специального закона и иных правовых актов, определяющих порядок регистрации и использования фирменных наименований. До принятия таких правовых актов процедура регистрации фирменного наименования ограничивается его включением в единый реестр юридических лиц. Следует заметить, что в настоящее время действует Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г., в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, в котором фигурирует понятие "право на фирму" и установлены правовые основы его охраны. С регистрацией фирменного наименования связано возникновение у юридического лица исключительного права использования фирменного наименования в сделках, на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах и их упаковке, на бланках и счетах и т.п.
Фирменное наименование коммерческой организации могут использовать третьи лица, но только с согласия правообладателя (ст. 138 ГК РФ). Причем такой организации предоставляется защита от неправомерного использования ее фирменного наименования с помощью требования о прекращении неправомерного использования, о возмещении причиненных убытков и т.д. (ст. 12 ГК РФ). В указанном выше Положении о фирме говорится: "Всякий, кто обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения".
Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму данного юридического лица. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение, связанное с индивидуализацией данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.
Применяя указанные выше критерии к определению наименования, специалисты компании "ФБК" полагают, что ООО "АБВ" и ООО "ГД АБВ" - это различные фирменные наименования, обладающие в равной мере определенной степенью защиты.
Если обозначение, служащее для индивидуализации товара (услуг) ООО "ГД АБВ", будет отличным от товарного знака ООО "АБВ" по изобразительным, словесным, объемным или иным характеристикам, а также если это обозначение будет применяться для иного вида товаров (услуг), то, полагаем, данное обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Использование при регистрации товарного знака фирменного наименования ООО "ГД АБВ", на наш взгляд, не будет считаться неправомерным. Однако следует иметь в виду, что существует риск отказа в регистрации (который значительно повышается, если обозначение будет применяться для одинаковых товаров) по иным основаниям, установленным в законодательстве.
Так, абсолютным основанием отказа в регистрации является отсутствие различительной способности обозначений, представленных на регистрацию. Согласно п. 2.3.1 указанных выше Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания к обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности:
обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;
реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;
трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;
общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров: общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.
Отмечаем, что этот перечень не является исчерпывающим, и Роспатент может отнести к обозначениям, не обладающим различительной способностью, и иные обозначения.
Наряду с абсолютными (безусловными) основаниями в ст. 7 Закона о товарных знаках установлены иные (относительные) основания для отказа в регистрации товарного знака. Принципиальное отличие данных оснований состоит в том, что с помощью абсолютных оснований определяется возможность охраны товарного знака в зависимости от его "внутренней ценности", а с помощью иных оснований - в зависимости от наличия прав третьих лиц.
Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения: тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров; тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком других лиц, допускается лишь с согласия правообладателя.
Учитывая вышесказанное, полагаем, что регистрирующий орган может отказать в регистрации товарного знака ООО "ГД АБВ" по вышеуказанным основаниям, наиболее вероятным из которых может являться сходность товарного знака ООО "ГД АБВ" до степени смешения с товарным знаком ООО "АБВ", или тождественность части фирменного наименования (АБВ)*(2).
П.В. Достовалов,
Е.Н. Пронина,
юристы компании "ФБК"
1 января 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 8 Закона о товарных знаках заявка на регистрацию товарного знака должна содержать: заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства; заявляемое обозначение; перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков; описание заявленного обозначения.
*(2) Сказанное подтверждается указанным выше положением о судебной защите "права на фирму".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru