Возможна ли продажа товарного знака, зарегистрированного компанией-резидентом в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации, компании-нерезиденту, каковы механизм такой продажи и ее налоговые последствия?
Распоряжение товарным знаком заключается в уступке или предоставлении права его использования на основании лицензионного договора. Необходимо иметь в виду, что уступка товарного знака не допускается, если это может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. В соответствии со ст. 47 Закона о товарных знаках "иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности". Итак, ограничений по субъектам рассматриваемой сделки в действующем законодательстве не установлено, но предусмотрена обязательная регистрация договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации. Без такой регистрации они считаются недействительными. Механизм регистрации подробно изложен в Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных, утвержденных приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 (далее - Правила регистрации договоров).
Заявление подает правообладатель, лицо, которому передается право по договору, или патентный поверенный, в соответствии с образцом, приведенным в приложениях 4, 5 или 6 Правил регистрации договоров. К заявлению может прилагаться свидетельство (свидетельства) на товарный знак.
При установлении соответствия представленного на регистрацию договора положениям Закона о товарных знаках проверяется наличие в договоре положений, касающихся:
определения сторон договора;
предмета договора (номер свидетельства на товарный знак, номер международной регистрации и т.п.);
вида передачи права;
объема передаваемых прав по лицензионному договору;
условия о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Следует отметить, что в Правилах регистрации договоров достаточно подробно указаны случаи, когда уступка товарного знака может являться причиной введения в заблуждение, а значит, не подлежит регистрации.
В двухмесячный срок со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществляет проверку наличия всех необходимых документов и их соответствия требованиям, установленным Правилами регистрации договоров, а также положениям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.
При положительном результате проверки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет в адреса сторон договора или по адресу для переписки, указанному в заявлении:
уведомление о регистрации договора;
экземпляр соответствующего договора с отметкой о регистрации, содержащей дату регистрации и регистрационный номер;
свидетельство на товарный знак с внесенной в него записью о передаче исключительного права на товарный знак.
Один экземпляр зарегистрированного договора или изменения, внесенного в зарегистрированный договор, хранится в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и является контрольным экземпляром.
Сведения о зарегистрированном договоре о передаче исключительного права на товарный знак (уступке товарного знака), лицензионном договоре на использование товарного знака, зарегистрированных изменениях и дополнениях к лицензионному договору и расторжении лицензионного договора вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Таким образом, компания-резидент вправе продать (уступить) свой товарный знак компании-нерезиденту, составив договор уступки товарного знака и зарегистрировав его в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
Следует иметь в виду, что уступка товарного знака резидентом нерезиденту может являться в смысле Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-I "О валютном регулировании и валютном контроле" валютной операцией (в частности, если расчеты по сделке будут осуществляться в иностранной валюте) и подлежит в таком случае контролю со стороны органов валютного контроля.
Расчеты между резидентами и нерезидентами по договорам о передаче результатов интеллектуальной деятельности, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, регулирует Положение Банка России о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утвержденное 24 октября 2001 г. N 157-П (далее - Положение о расчетах). Согласно п. 2.2 Положения о расчетах при расчетах в иностранной валюте с нерезидентами не требуется разрешение Банка России в случаях:
зачисления на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в виде предварительной оплаты, независимо от срока между днем зачисления денежных средств на счет и днем передачи результатов интеллектуальной деятельности;
зачисления на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату ранее выполненных работ (за исключением строительных и подрядных работ, выполненных за пределами Российской Федерации), оказанных услуг или переданных результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что срок между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем зачисления денежных средств на счет не превышает 90 дней.
В случаях, не указанных в п. 2.2 Положения о расчетах, расчеты в иностранной валюте совершаются на основании разрешения Банка России.
Передача результатов интеллектуальной деятельности подтверждается договором уступки товарного знака, зарегистрированным в установленном порядке Роспатентом, счетом (счетом-фактурой) (Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок, утвержденный МВЭС России 1 июля 1997 г. N 10-83/2508, ВЭК России 3 июля 1997 г. N 07-26/3628 и ГТК России 9 июля 1997 г. N 01-23/13044).
Рассмотрим налоговые последствия.
НДС. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
В целях исчисления и уплаты НДС местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе его государственной регистрации.
Приведенное положение применяется при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Поскольку покупатель является компанией-нерезидентом и не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации объекта налогообложения не возникает*(1).
Налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 249 НК РФ при уступке товарного знака возникает доход от реализации, который учитывается при формировании налогооблагаемой базы организации-резидента.
П.В. Достовалов,
Е.Н. Пронина,
юристы компании "ФБК"
1 января 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящем ответе предполагается, что компания-нерезидент не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru