Должностные инструкции работников туристической отрасли
Должностные инструкции работников этой сферы бизнеса вообще (даже примерные образцы) отсутствуют. А ведь в обязанности, например, менеджера по туризму входит взаимодействие с авиакомпаниями, контакты со страховыми и рекламными агентствами. Этот специалист должен не только знать, но и уметь интересно рассказать клиенту о стране, в которую запланирована поездка. Для работников туристического бизнеса важны не только организованность и коммуникабельность, но и высокая стрессоустойчивость, умение оперативно разрешать форс-мажорные ситуации.
В настоящее время деятельность организаций в сфере оказания туристических услуг регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и подразделяется на туроператорскую и турагенстскую деятельность.
Туроператорская деятельность представляет собой деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
К турагентской деятельности относится деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
Организации, занятые туроператорской деятельностью, именуются туроператорами, а организации, занятые турагенстской деятельностью, - тургагентами.
Под "туристским продуктом" Федеральный закон N 132-ФЗ понимает право на тур, предназначенное для реализации туристу, а под продвижением туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).
В соответствии с положениями Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции изменений и дополнений) туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательному лицензированию, что в настоящее время регулируется:
Положением о лицензировании туроператорской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 и применяющимся в настоящее время в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 731;
Положением о лицензировании турагентской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95.
Кроме лицензирования, действующим законодательством предусмотрена обязательная сертификация туристского продукта (см. статью 5 Федерального закона N 132-ФЗ).
При этом следует учитывать, что отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществлении туристской деятельности.
При проведении сертификации туристских услуг в настоящее время следует руководствоваться "Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации", утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 5 августа 1997 года N 17 (в редакции изменений от 5 июля 2002 года). Что касается Правил сертификации туристских услуг, утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 14 октября 1994 года N 18, то они отменены постановлением Госстандарта РФ от 28 июля 2000 года N 53 и применяться не могут.
Естественно, что и объем, и характер должностных обязанностей и полномочий менеджеров по туризму различается в зависимости от того, в какой фирме они работают.
Основными направлениями деятельности работников турагентства являются:
предоставление информации клиентам;
работа с клиентами;
бронирование и оформление билетов;
продажа тура, маркетинг и реклама;
работа с туроператорами;
выполнение административных функций.
Персонал турагентства, как правило, состоит из:
Агента по бронированию.
Менеджера по направлению.
Директора/начальника отдела турагентства.
Агента по продажам.
Менеджера по бронированию и продажам.
Агента по выездному туризму (маркетингу и продажам).
Агента по въездному и внутреннему туризму.
Менеджера по работе с клиентами (турпродуктам).
Менеджера по связям с общественностью.
Ассистента по формированию тургрупп (работе с клиентами).
Менеджера по кадрам.
Референта.
Секретаря.
Бухгалтера, кассира.
Курьера.
Основной задачей персонала экскурсионного бюро является предоставление клиентам услуг экскурсовода (гида) в масштабах города, региона, страны. Ее реализует следующий персонал:
Агент по приему заказов.
Переводчик.
Начальник/начальник отдела экскурсионного бюро.
Секретарь.
Гид-переводчик/экскурсовод.
Кассир.
Организатор экскурсий.
Курьер.
Агент по рекламе и продажам.
В штатных расписаниях большинства туристских организаций нет разделения на менеджеров и начальников подразделений. Обусловлено это тем, что, присваивая должности наименование "менеджер", руководство организации исходит из действующей должностной структуры, согласно которой менеджерами высшего и среднего уровня можно считать всех руководителей, директоров предприятий и организаций, других линейных руководителей, начальников структурных подразделений.
Если на менеджера возлагается руководство подчиненными работниками по определенному направлению, то ему, как правило, присваивается наименование "главный" или "ведущий".
Примерные должностные инструкции менеджеров могут быть преобразованы в должностные инструкции начальников подразделений туристских организаций путем внесения в них пунктов, устанавливающих обязанности по руководству подчиненными работниками, планированию деятельности подразделений и иными положениями, установленными для работников третьего квалификационного уровня, квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии.
Деятельность туристских организаций основывается не только на менеджерах различного уровня, но и на других специалистах. Так, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, экскурсоводы являются тем персоналом турфирм, который непосредственно предоставляет туристам пакет услуг или координируетего исполнение сторонними организациями.
В зависимости от характера путешествий различают два типа руководителей тургрупп. Первый характерен для выездных путешествий, которые основываются на всех институтах туристической индустрии - гостиницах, оздоровительных комплексах. Задачей руководителей тургрупп при организации таких путешествий является координация работы перевозчиков, гостиниц, экскурсионных бюро и т.д.
Второй тип руководителя тургрупп необходим в путешествиях, осуществляемых активными способами передвижения и нацеленных на активный отдых, оздоровление, тренировки, повышение физической подготовки на природе. Для проведения пеших и конных походов, освоения альпинистских и горнолыжных маршрутов необходимы специалисты-организаторы. Зачастую их называют руководителями и организаторами путешествий. В их задачи входит: предоставление туристам информации о маршрутах, планирование маршрутов, непосредственное участие в путешествиях, обеспечение путешественников жильем или координация их действий по обеспечению жильем (разбивка бивуаков, палаток, пр.), решение вопросов питания и др. Организаторы путешествий или руководители тургрупп, занимающиеся активным отдыхом, должны иметь достаточный опыт, хорошее знание местности, владеть основами жизнеобеспечения людей в природных условиях, языком страны пребывания и прочими премудростями.
Введение в штат должностей "менеджер по туризму" и "агент по туризму" характерно для небольших туристических компаний, которые стараются минимизировать свой штат и универсализировать функциональные обязанности своего персонала.
Мы предлагаем образцы должностных инструкций по следующим позициям:
Менеджер по визовому обеспечению.
Менеджер по турпродуктам.
Руководитель туристической группы.
Менеджер по туризму.
Надеемся, что они помогут не только в укреплении трудовой дисциплины, но и сделают реализацию туристических услуг значительно более "прозрачным", а, значит, и безопасным (прежде всего для туристов) делом.
"Утверждено"
Приказом по ООО "Азимут"
N 27 от 30.07.2006 г.
Должностная инструкция Менеджера по визовому обеспечению
I. общие положения
1. Менеджер по визовому обеспечению относится к категории специалистов.
2. На должность менеджера по визовому обеспечению назначается лицо, имеющее высшее (желательно специальное профессиональное образование) и/или дополнительную подготовку (высшее; среднее) по направлению "Менеджмент и маркетинг в туризме" и стаж работы в туристической отрасли не менее 1 года.
3. Менеджер по визовому обеспечению должен знать:
3.1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии" (с изменениями от 10 октября 2002 г.); Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 и применяющимся в настоящее время в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 731); Положение о лицензировании турагентской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95); иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности, в частности, нормативные документы, регламентирующие оформление выездной и въездной документации, Положения (иные нормативные документы) об установлении формы виз, порядка и условий их оформления и выдачи, продления срока их действия, восстановления в случае утраты, а также порядка аннулирования виз, законодательство России и стран направления, регулирующее порядок пересечения границы, заключенные и действующие консульские конвенции между Россией и странами мира (в частности, странами соответствующего направления), формы, образцы заполнения, сроки оформления и возможные причины отказа в оформлении виз.
3.2. Географию стран мира.
3.3. Методики планирования туров.
3.4. Транспортные системы в туризме (логистику и связанные с этим формальности по оформлению соответствующих виз).
3.5. Системы бронирования и оформления услуг.
3.6. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
3.7. Порядок работы консупьско-визовых служб стран направления.
3.8. Правила страхования туристов.
3.9. Основы туристского права.
3.10. Договорное право в туристской деятельности.
3.11. Основы маркетинга и менеджмента.
3.12. Тактику проведения деловых переговоров.
3.13. Иностранный язык (страны определенного направления) и особенности норм и правил поведения в странах направления.
3.14. Справочную информацию по туризму (справочники, научные публикации, др.), туристские каталоги.
3.15. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
3.16. Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.).
3.17. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи.
3.18. Методики составления отчетности.
4. Назначение на должность менеджера по визовому обеспечению и освобождение от должности производится приказом генерального директора Компании.
5. Менеджер по визовому обеспечению подчиняется непосредственно менеджеру по туризму.
6. На время отсутствия менеджера по визовому обеспечению (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установлен ном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей на основании соответствующего приказа и специальной доверенности.
II. Должностные обязанности
Менеджер по визовому обеспечению:
1. Изучает нормативно-правовую базу, регламентирующую оформление виз, справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по странам и направлениям.
2. Обеспечивает менеджеров и агентов по продаже турпродуктов распечатками, фотокопиями, каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами в количестве, необходимом для информирования клиентов о турпродуктах, распространяемыми отделами туризма иностранных посольств.
3. Организует составление, проверку легитимности (например, справки о доходах физического лица) соответствующей документации (для предъявления в соответствии с требованиями консульских учреждений стран направления для получения виз) и контроль за правильностью оформления документации.
4. Обеспечивает координацию бронирования услуг, их подтверждения и оформления.
5. Организует контроль за выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по визовой поддержке, по страхованию туристов и др.).
6. Изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания (пересечение границ), выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам.
7. Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.
III. Права
Менеджер по визовому обеспечению вправе:
1. Действовать от имени Компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными организациями, органами государственной и местной власти по вопросам, относящимся к его компетенции и в рамках специальной доверенности.
2. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися сферы его деятельности.
3. Вносить на рассмотрение руководства Компании предложения по улучшению деятельности Компании.
4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений Компании.
5. Запрашивать лично или по поручению руководства Компании от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
IV. Ответственность
Менеджер по турпродуктам несет ответственность за:
1. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
2. причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. ошибки, допущенные в процессе работы, приведшие к невыполнению установленных руководством Компании целевых показателей - в пределах переменной части заработной платы.
V. Критерии оценки деятельности
Критериями оценки деятельности Менеджера по визовому обеспечению являются:
Достижение целевых показателей.
Выполнение плана по оформлению виз (сроки и количество).
Отсутствие обоснованных претензий со стороны клиентов.
Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны консульских учреждений посольств стран направления и структурных подразделений Компании.
VI. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в Компании, другой - у работника.
2. Обязанности, права и ответственность Менеджера по визовому обеспечению могут быть уточнены в соответствии с изменением структуры, задач и функций Компании.
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора Компании с ознакомлением работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.
С инструкцией ознакомлен:
----------- ----------------
(Роспись) (Фамилия И.О.)
"___" _________ 20 __ г.
Наименование компании изменено по просьбе ее владельца.
Любые совпадения носят случайный характер и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий к автору или редакции.
"Утверждено"
Приказом по ООО "Азимут"
N 27 от 30.07.2006 г.
Должностная инструкция Менеджера по туризму
I. Общие положения
1. Менеджер по туризму относится к категории специалистов.
2. На должность менеджера по туризму назначается лицо, имеющее высшее (желательно специальное профессиональное образование) и/или дополнительную подготовку (высшее; среднее) по направлению "Менеджмент и маркетинг в туризме" и стаж работы в туристической отрасли не менее 1 года.
3. Менеджер по туризму должен знать:
3.1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии" (с изменениями от 10 октября 2002 г.); Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 и применяющимся в настоящее время в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 731); Положение о лицензировании турагентскои деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95); иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности, в частности, нормативные документы, регламентирующие оформление выездной и въездной документации, Положения (иные нормативные документы) об установлении формы виз, порядка и условий их оформления и выдачи, продления срока их действия, восстановления в случае утраты, а также порядка аннулирования виз, законодательство России и стран направления, регулирующее порядок пересечения границы, заключенные и действующие консульские конвенции между Россией и странами мира (в частности, странами соответствующего направления), формы, образцы заполнения, сроки оформления и возможные причины отказа в оформлении виз.
3.2. Географию стран мира.
3.3. Методики планирования туров.
3.4. Транспортные системы в туризме (логистику и связанные с этим формальности по оформлению соответствующих виз).
3.5. Системы бронирования и оформления услуг.
3.6. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
3.7. Порядок работы консупьско-визовых служб стран направления.
3.8. Правила страхования туристов.
3.9. Основы туристского права.
3.10. Договорное право в туристской деятельности.
3.11. Основы маркетинга и менеджмента.
3.12. Тактику проведения деловых переговоров.
3.13. Иностранный язык (страны определенного направления) и особенности норм и правил поведения в странах направления.
3.14. Справочную информацию по туризму (справочники, периодические издания, научные публикации, др.), туристские каталоги.
3.15. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
3.16. Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.).
4. Назначение на должность менеджера по турпродукту и освобождение от должности производится приказом генерального директора Компании.
5. Менеджер по турпродукту подчиняется непосредственно генеральному директору Компании.
6. На время отсутствия менеджера по турпродукту (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей на основании соответствующего приказа.
II. Должностные обязанности
Менеджер по туризму:
1. Изучает любые источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по турам и туроператорам.
2. Изучает требования клиентов к туристическим продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристические услуги.
3. Устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов.
4. Разрабатывает предложения по координации турпродуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.).
При невозможности изменения составляющих турпродукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров.
5. Осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров.
6. Заключает договоры с клиентами (туристами) на реализацию турпродуктов.
7. Принимает участие в планировании мероприятий по продвижению турпродуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.).
8. Обеспечивает клиентов каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами для информации о турпродуктах.
9. Организует составление и оформление соответствующей документации (договоров; ваучеров) и реализует контроль за правильностью оформления пакета туристской документации.
10. Обеспечивает бронирование услуг, их подтверждение и оформление.
11. Реализует контроль за выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по размещению, проживанию и питанию туристов; по транспортному, визовому, экскурсионному медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию; по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; др.).
12. Изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания, выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, направляет требования туроператорам об объяснении причин нарушения заключенных договоров, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам, а также по приостановлению или полному прекращению работы с туроператорами, систематически нарушающими условия заключенных договоров.
13. Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.
III. Права
Менеджер по туризму вправе:
1. Действовать от имени Компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными организациями, органами государственной и местной власти по вопросам, относящимся к его компетенции и в рамках специальной доверенности.
2. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися сферы его деятельности.
3. Вносить на рассмотрение руководства Компании предложения по улучшению деятельности Компании.
4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений Компании.
5. Запрашивать лично или по поручению руководства Компании от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
IV. Ответственность
Менеджер по туризму несет ответственность за:
1. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. ошибки, допущенные в процессе работы, приведшие к невыполнению установленных руководством Компании целевых показателей - в пределах переменной части заработной платы.
V. Критерии оценки деятельности
Критериями оценки деятельности Менеджера по туризму являются:
Достижение целевых показателей по доле регионального рынка.
Достижение целевых показателей по объему продаж, по выручке и по активной клиентской базе.
Выполнение плана по открытию новых направлений.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны клиентов.
Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны других структурных подразделений Компании.
VI. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в Компании, другой - у работника.
2. Обязанности, права и ответственность Менеджера по туризму могут быть уточнены в соответствии с изменением структуры, задач и функций Компании.
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора Компании с ознакомлением работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.
С инструкцией ознакомлен:
----------- ----------------
(Роспись) (Фамилия И.О.)
"___" _________ 20 __ г.
Наименование компании изменено по просьбе ее владельца.
Любые совпадения носят случайный характер и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий к автору или редакции.
"Утверждено"
Приказом по ООО "Азимут"
N 27 от 30.07.2006 г.
Должностная инструкция Менеджера по турпродуктам
I. Общие положения
1. Менеджер по турпродуктам относится к категории руководителей.
2. На должность менеджера по турпродуктам назначается лицо, имеющее высшее (желательно специальное профессиональное образование) и/или дополнительную подготовку (высшее; среднее) по направлению "Менеджмент и маркетинг в туризме" и стаж работы в туристической отрасли не менее 1 года.
3. Менеджер по турпродуктам должен знать:
3.1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии" (с изменениями от 10 октября 2002 г.); Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 и применяющимся в настоящее время в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 731); Положение о лицензировании турагентской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95); иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.
3.2. Географию стран мира.
3.3. Методики планирования туров.
3.4. Транспортные системы в туризме.
3.5. Системы бронирования и оформления услуг.
3.6. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
3.7. Порядок работы консупьско-визовых служб.
3.8. Правила страхования туристов.
3.9. Основы туристского права.
3.10. Договорное право в туристской деятельности.
3.11. Основы маркетинга и менеджмента.
3.12. Тактику проведения деловых переговоров.
3.13. Иностранный язык (страны определенного направления) и особенности норм и правил поведения в странах направления.
3.14. Справочную информацию по туризму (справочники, периодические издания, научные публикации, др.), туристские каталоги.
3.15. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
3.16. Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.).
3.17. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, компьютера, системы навигации (GPS), и т.д.
3.18. Методики составления отчетности.
4. Назначение на должность менеджера по турпродукту и освобождение от должности производится приказом генерального директора Компании.
5. Менеджер по турпродукту подчиняется непосредственно генеральному директору Компании.
6. На время отсутствия менеджера по турпродукту (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей на основании соответствующего приказа.
II. Должностные обязанности
Менеджер по турпродуктам:
1. Изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам.
2. Изучает требования клиентов к туристическим продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристические услуги.
3. Устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов.
4. Разрабатывает предложения по координации турпродуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.).
При невозможности изменения составляющих турпродукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров.
5. Осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров.
6. Заключает договоры с туроператорами на продвижение и реализацию турпродуктов.
7. Принимает участие в планировании мероприятий по продвижению турпродуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.).
8. Разрабатывает стандарты и процедуры предоставления информации о турпродуктах клиентам, готовит инструктивные материалы и проводит инструктаж менеджеров и агентов по продаже турпродуктов.
9. Обеспечивает менеджеров и агентов по продаже турпродуктов распечатками, фотокопиями, каталогами, брошюрами, путеводителями и другими рекламными материалами в количестве, необходимом для информирования клиентов о турпродуктах.
10. Организует составление соответствующей туристской документации (проектов договоров; ваучеров: иных туристских документов) и контроль за правильностью оформления туристской документации.
11. Обеспечивает бронирование услуг, их подтверждение и оформление.
12. Принимает участие в разработке техники и методики продаж турпродуктов.
13. Организует контроль за:
реализацией турпродуктов и послепродажным обслуживанием:
выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по размещению, проживанию и питанию туристов; по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию; по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период турпоездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; др.).
14. Изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания, выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, направляет требования туроператорам об объяснении причин нарушения заключенных договоров, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам, а также по приостановлению или полному прекращению работы с туроператорами, систематически нарушающими условия заключенных договоров.
15. Готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству, передачу в архивы на хранение.
III. Права
Менеджер по турпродуктам вправе:
1. Действовать от имени Компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными организациями, органами государственной и местной власти по вопросам, относящимся к его компетенции и в рамках специальной доверенности.
2. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися сферы его деятельности.
3. Вносить на рассмотрение руководства Компании предложения по улучшению деятельности Компании.
4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений Компании.
5. Запрашивать лично или по поручению руководства Компании от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
IV. Ответственность
Менеджер по турпродуктам несет ответственность за:
1. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной Инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. ошибки, допущенные в процессе работы, приведшие к невыполнению установленных Руководством Компании целевых показателей - в пределах переменной части заработной платы.
V. Критерии оценки деятельности
Критериями оценки деятельности Менеджера по турпродуктам являются:
Достижение целевых показателей по доле регионального рынка.
Достижение целевых показателей по объему продаж, по выручке и по активной клиентской базе.
Выполнение плана по открытию новых направлений.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны клиентов.
Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны других структурных подразделений Компании.
VI. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в Компании, другой - у работника.
2. Обязанности, права и ответственность Менеджера по турпродуктам могут быть уточнены в соответствии с изменением структуры, задач и функций Компании.
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора Компании с ознакомлением работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.
С инструкцией ознакомлен:
----------- ----------------
(Роспись) (Фамилия И.О.)
"___" _________ 20 __ г.
Наименование компании изменено по просьбе ее владельца.
Любые совпадения носят случайный характер и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий к автору или редакции.
"Утверждено"
Приказом по ООО "Азимут"
N 27 от 30.07.2006 г.
Должностная инструкция Руководителя туристической группы
I. Общие положения
1. Руководитель туристической группы относится к категории руководителей.
2. На должность Руководителя туристической группы назначается лицо, имеющее высшее (желательно специальное профессиональное образование) и/или дополнительную подготовку (высшее; среднее) по направлению "Менеджмент и маркетинг в туризме" и стаж работы в туристической отрасли не менее 1 года.
3. Руководитель туристической группы должен знать:
3.1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Постановление Минтруда РФ от 17 мая 1999 г. N 8 "О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии" (с изменениями от 10 октября 2002 г.); Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 и применяющимся в настоящее время в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года N 731); Положение о лицензировании турагентской деятельности (утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95): иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.
3.2. Географию стран мира и стран направления.
3.3. Транспортную систему страны.
3.4. Системы бронирования и оформления услуг.
3.5. Схемы и методы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
3.6. Порядок работы и реквизиты консульско-визовых служб.
3.7. Правила страхования туристов.
3.8. Основы туристского права.
3.9. Иностранный язык (страны определенного направления) и особенности норм и правил поведения в странах направления.
3.10. Справочную информацию по туризму (справочники, периодические издания, научные публикации, др.), туристские каталоги.
3.11. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
3.12. Стандарты делопроизводства (классификация документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения и др.), в том числе и действующие в стране пребывания.
3.13. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникаций и связи, компьютера, системы навигации (GPS), и т.д.
3.14. Методики составления отчетности.
4. Назначение на должность Руководителя туристической группы и освобождение от должности производится приказом генерального директора Компании.
5. Руководитель туристической группы подчиняется непосредственно генеральному директору Компании.
II. Должностные обязанности
За нарушение настоящей Инструкции Руководитель группы несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством России и страны пребывания.
Руководитель обязан:
до начала поездки, похода, экскурсии (путешествия) обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности туристов:
организовать всестороннюю подготовку участии ко в поездки, похода, экскурсии (путешествия), проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, например, умение плавать, оказать доврачебную помощь и т.п.:
организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте:
совместно с участниками:
ознакомиться с районом похода, экскурсии (путешествия) по отчетам других групп, получить консультацию у местных проводников, экскурсоводов, опытных туристов:
подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода и других мероприятий, проводимых на маршруте, наметить контрольные пункты и сроки:
ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода, экскурсии (путешествия):
изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления: в походе, экскурсии (путешествии):
строго соблюдать утвержденный маршрут:
принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода, экскурсии (путешествия) в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему:
принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участии ков в ближайшее медицинское учреждение:
сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие: контрольно-спасательную службу и местные органы власти:
назначить в случае временного разделения группы в аварийной ситуации своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников, организовать, в случае необходимости, оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе:
при организации туристско-спортивных походов (например, рафтинг по горным рекам) представить в соответствующую инстанцию (котрольно-спасательную службу или местное учреждение министерства туризма страны пребывания, например), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, заявочные документы на совершение похода (маршрут, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода):
регулярно (по установленному графику) сообщать (установленными средствами связи, например, SMS. электронной почтой, звонить) менеджеру по туризму Компании о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода, экскурсии.
Руководитель туристической группы:
1. организует контроль за:
реализацией турпродукта и послепродажным обслуживанием:
выполнением туроператорами обязательств по заключенным договорам (услуг по размещению, проживанию и питанию туристов; по транспортному, визовому, экскурсионному, медицинскому (лечебно-профилактическому) обслуживанию; по оказанию: услуг культурного и спортивного характера; услуг по страхованию туристов в период поездки; услуг гидов-переводчиков и сопровождающих; др.):
2. изучает жалобы и претензии туристов к качеству туристского обслуживания, выявляет виновных, ведет статистический учет жалоб и претензий, принимает меры по устранению недостатков в обслуживании клиентов, направляет требования туроператорам об объяснении причин нарушения заключенных договоров, готовит предложения по предъявлению претензий к туроператорам, а также по приостановлению или полному прекращению работы с туроператорами, систематически нарушающими условия заключенных договоров:
3. готовит обзоры, отчеты о проделанной работе, обеспечивает их представление руководству Компании, передачу в архивы на хранение.
III. Права
Руководитель туристической группы вправе:
1. Действовать от имени Компании, представлять ее интересы во взаимоотношениях с иными организациями, органами государственной и местной власти по вопросам, относящимся к его компетенции и в рамках специальной доверенности.
2. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися сферы его деятельности.
3. Вносить на рассмотрение руководства Компании предложения по улучшению деятельности Компании.
4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений Компании.
5. Запрашивать лично или по поручению руководства Компании от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
7. Взаимодействовать с властями страны пребывания и сотрудниками российских консульских учреждений в стране пребывания по всем вопросам, касающимся обеспечения поездки туристов.
IV. Ответственность
Руководитель туристической группы несет ответственность за:
1. жизнь, здоровье и безопасность клиентов в ходе поездки, за содержание оздоровительной и познавательной работы, за выполнение плана мероприятий, а также - правил пожарной безопасности, за охрану природы, памятников истории и культуры в местах пребывания группы;
2. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
3. причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации;
4. ошибки, допущенные в процессе работы, приведшие к невыполнению установленных руководством Компании целевых показателей - в пределах переменной части заработной платы.
V. Критерии оценки деятельности
Критериями оценки деятельности Руководителя туристической группы являются:
Достижение целевых показателей по поездке.
Выполнение плана мероприятий и заявленных экскурсий.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны клиентов.
Аккуратность, своевременность и точность оформления отчетной и рабочей документации.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны других структурных подразделений Компании.
VI. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в Компании, другой - у работника.
2. Обязанности, права и ответственность Руководителя туристической группы могут быть уточнены в соответствии с изменением структуры, задач и функций Компании.
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора Компании с ознакомлением работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.
С инструкцией ознакомлен:
----------- ----------------
(Роспись) (Фамилия И.О.)
"___" _________ 20 __ г.
Наименование компании изменено по просьбе ее владельца.
Любые совпадения носят случайный характер и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий к автору или редакции.
"Утверждено"
Приказом по ООО "ЖЭК"
N 98 от 16 август 2006 г.
Должностная инструкция Дворника
I. Общие положения
1. Дворник относится к категории квалифицированных рабочих.
2. На должность дворника назначается лицо без предъявления требований к стажу работы или образованию, имеющее возможность (в соответствии с медицинскими показателями состояния здоровья - прошедшее медицинский осмотр и при отсутствии противопоказаний) работать на открытом воздухе и (желательно) соответствующую физическую подготовку.
3. Дворник назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО "ЖЭК" в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ.
4. Дворник непосредственно подчиняется заместителю генерального директора ООО "ЖЭК" - руководителю Службы эксплуатации.
5. На время отсутствия дворника (болезнь, отпуск) его функции выполняет лицо, оформленное в соответствии с установленным порядком, приказом генерального директора ООО "ЖЭК" и несущее ответственность за состояние чистоты и порядка на закрепленной территории в течение всего периода действия приказа.
II. Должностные обязанности
2.1. Дворник должен знать:
нормы и требования к состоянию внешнего благоустройства территории, прилегающей к домовладению и защиты окружающей среды;
требования к санитарному содержанию территорий;
планировку и границы уборки закрепленной территории (расположение обслуживаемой территории (характеристики дорожного покрытия, схемы прокладки коммуникаций, схемы парковки автомобилей);
порядок уборки территории (а также инструкции и технологические рекомендации по уборочным работам, свойства моющих средств и правила безопасного пользования ими, устройства и правила эксплуатации обслуживающего оборудования и приспособлений, применяемых в работе, правила применения противогололедных материалов (особенности хранения и использования реагентов);
адреса и номера телефонов: служб эксплуатационных организаций, ближайшего отделения милиции, местного участкового инспектора милиции, скорой помощи, пожарной части, ближайшего учреждения по оказанию медицинской помощи, аптеки, детской комнаты милиции и т.д.;
правила безопасности при выполнении уборочных работ;
порядок извещения своего непосредственного руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время работы;
правила внутреннего трудового распорядка ООО "ЖЭК";
правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены;
правила использования средств противопожарной защиты.
2.2. Дворник обязан:
2.2.1. Проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры.
2.2.2. Ежедневно осматривать рабочую зону и убеждаться в том, что все колодцы закрыты крышками, ямы и траншеи ограждены, а на территории нет торчащих из земли острых предметов (проволоки, арматуры, битого крупного стекла и т.п.).
Наблюдать за исправностью и сохранностью наружного оборудования и имущества (заборов, лестниц, карнизов, водосточных труб, урн, вывесок и т.д.), сохранностью зеленых насаждений и их ограждений.
Оказывать помощи соответствующим службам при посадке деревьев, кустарников, обрезке крон деревьев, уборке веток, листьев.
2.2.3. Проверять наличие переносных ограждений.
2.2.4. Подносить (подвозить) необходимые для уборки материалы и инвентарь (песок, поливочные шланги и т.п.).
2.2.5. Перед началом уборки в зоне движения транспорта надевать сигнальный жилет.
2.2.6. Проходить в установленном порядке инструктаж по охране труда и производственной санитарии.
2.2.7. Ставить на убираемых участках в зоне движения транспорта со стороны возможного наезда на установленном расстоянии от рабочего места переносные ограждения, выкрашенные в яркие цвета.
2.2.8. Производить уборку закрепленной за ним территории.
2.2.9. Ограждать опасные участки и сообщает об этом своему непосредственному руководителю.
2.2.10. При обнаружении запаха газа или прорыве трубопроводов (водоснабжения, канализации, отопления и других) вызывать соответствующую специализированную аварийную бригаду.
2.2.11. Оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и, при необходимости, организовывать их доставку в учреждение здравоохранения.
2.2.12. Принимать меры по предупреждению преступлений и нарушений порядка на обслуживаемом участке, о правонарушениях сообщает в отделение милиции.
2.2.13. Извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на обслуживаемой территории.
2.2.14. Очищать установленные на территории урны по мере их заполнения (но не реже двух раз в день) и места их установки.
2.2.15. Осуществлять промывку и дезинфекцию урн по мере их загрязнения.
2.2.16. Производить покраску урн по мере необходимости (но не реже одного раза в год).
2.2.17. Очищать крышки канализационных, газовых и пожарных колодцев.
2.2.18. Осуществлять профилактический осмотр, удаление мусора из мусороприемных камер и их уборку.
2.2.19. Включать и выключать освещение на обслуживаемой территории.
2.2.20. Очищать территорию, проезды и тротуары от снега, пыли и мелкого бытового мусора с предварительным увлажнением территории.
2.2.21. Рыть и прочищать канавки и лотки для стока воды.
2.2.22. Производить профилактический осмотр дождеприемных колодцев по установленным графикам (но не реже одного раза в квартал).
2.2.23. Обеспечивать сохранность оборудования и эксплуатацию поливочных кранов для мойки и поливки из шлангов.
2.2.24. Производить на закрепленной территории поливку зеленых насаждений и их ограждений.
2.2.25. Проводить мероприятия по подготовке инвентаря и уборочного оборудования к работе в зимний период.
2.2.26. Подметать территорию, очищать ее от снега и льда.
2.2.27. Скалывать лед и удалять снежно-ледяные образования.
2.2.28. Удалять и складировать снег в местах, не препятствующих свободному проезду автотранспорта и движению пешеходов.
2.2.29. Производить очистку от снега и льда пожарных колодцев для свободного доступа к ним.
2.2.30. Расчищать канавы для стока талых вод клюкам и приемным колодцам ливневой сети.
2.2.31. Обрабатывать противогололедными материалами тротуары и лестничные сходы мостовых сооружений, расчищать проходы для движения пешеходов в период интенсивного снегопада (более 1 см осадков в час).
2.2.32. Производить санитарную обработку бачков и ведер для пищевых отходов и мусора после их очистки, соблюдая установленную концентрацию дезинфицирующих растворов.
3. Дворник обязан в случае получения штормового предупреждения, неблагоприятного прогноза погоды (снегопад, ливень, град) принять все меры к сохранности имущества, находящегося на закрепленной за ним территории; спланировать начало уборки так, чтобы к началу рабочего дня все подходы к подъездам жилых домов и дворовые проезды, а также дорожки для прохода были очищены от снега (града, грязи), ливневые стоки работали исправно, не создавая препятствий для прохода людей по тротуарам, отсутствовала ледяная корка на тротуарах и в местах прохода людей.
4. Дворник может быть вызван в экстренном порядке для ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств (пожар, наводнение, обильный снегопад, например) в любое время с соответствующим оформлением такой сверхурочной работы в соответствии с действующим законодательством.
5. Дворник обязан оказывать всяческую помощь и содействие правоохранительным органам, следить за порядком на закрепленной за ним территории, своевременно докладывать своему руководству обо всех происшествиях, а также вызывать (при необходимости) соответствующие санитарные и ветеринарные службы.
6. Дворник обязан вывешивать флаги России и Москвы на фасадах зданий, наблюдать за их сохранностью, надлежащим видом, а также производить их снятие и хранение (передачу на хранение в соответствующую службу ООО "ЖЭК").
III. Права
Дворник имеет право:
1. Вносить на рассмотрение начальника Службы предложения по улучшению деятельности Службы.
2. На оснащение и оборудование рабочего места (включая предоставление униформы) в соответствии со спецификой работы, сезона, требований санитарии и гигиены.
3. На предоставление возможности кратковременного отдыха (в специально отведенном помещении) в случае плохого самочувствия или сильной усталости (головокружение и т.д.), а также в холодное время года.
4. На аттестацию в установленном порядке (с правом получения соответствующего квалификационного разряда) и повышение квалификации, прохождение медицинской комиссии и предоставление льгот в случае обнаружения профессионального заболевания.
5. На защиту от неправомерных действий граждан от представителей правоохранительных органов (провокационные действия, оскорбляющие честь и достоинство дворника, являющиеся открытым посягательством на собственность ООО "ЖЭК" и наносящие моральный вред жителям города).
IV. Ответственность
Дворник несет ответственность за:
1. ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, действующих в ООО "ЖЭК", противопожарной безопасности и техники безопасности и охраны труда при работе на открытом воздухе, на высоте (скол льда с крыш, например).
4. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности при производстве различных работ на закрепленной территории, противопожарных и иных правил, создающих угрозу жителям и горожанам и их имуществу.
5. опрятный внешний вид, чистую униформу, соответствие ее сезону и состоянию погоды.
6. вежливое и корректное отношение с жителями и горожанами.
V. Критерии оценки деятельности
Критериями оценки деятельности дворника являются:
Достижение целевых показателей ООО "ЖЭК" по результатам отчетного периода (квартала, полугодия, года).
Отсутствие обоснованных претензий со стороны жителей и горожан.
Отсутствие обоснованных претензий со стороны руководства Службы.
VI. Заключительные положения
1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится в ООО "ЖЭК", другой - у работника.
2. Обязанности, права и ответственность дворника могут быть уточнены в соответствии с изменением задач и функций Службы и ООО "ЖЭК".
3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора и ознакомлением работника не менее, чем за два календарных месяца под личную роспись.
С инструкцией ознакомлен:
----------- ----------------
(Роспись) (Фамилия И.О.)
"___" _________ 20 __ г.
"Утверждено"
Приказом по ООО "ТРАНС-СОФТ"
N 15 от 02.03.2006 г.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности
1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.
2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности", настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.
Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами.
3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.
4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
транспортно-экспедиционные услуги - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;
экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;
клиент - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;
договор транспортной экспедиции - гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги;
груз - любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции;
грузоотправитель - лицо, предъявившее груз к перевозке;
грузополучатель - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;
перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.
5. Экспедиторскими документами являются:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.
7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Экспедиторские документы составляются в письменной форме.
Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.
Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.
Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.
9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.
10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.
Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.
Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.
11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.
12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.
14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет:
согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки;
прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;
расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.
15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию:
полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица);
сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям; перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;
сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;
сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;
другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.
16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.
17. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.
18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.
19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.
Наименование компании изменено по просьбе ее владельца.
Любые совпадения носят случайный характер и не могут служить основанием для предъявления каких-либо претензий к автору или редакции.
Ю. Павликова,
кадровик
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107