Снова за парту, или какую форму последипломного образования выбрать?
Современный специалист должен постоянно повышать уровень знаний и совершенствовать навыки. На выбор предлагаются различные варианты, наиболее популярные из которых программа MBA и второе высшее образование.
Между формами постдипломного образования нет противоречий: они дополняют друг друга на определенных этапах развития карьеры.
Сергей Скосарев,
проректор ВКШ по учебной работе:
"В одной ситуации профессионалу может понадобиться второе высшее, в другой - программа MBA или иной формат обучения. Более того, менеджер может сначала получить академическое образование, а затем, обретя практический опыт, направиться на MBA-программу".
Что заставляет взрослых людей сесть за парту? Какая форма последипломного образования более эффективна? Какие соображения определяют выбор слушателей?
Выбор в пользу MBA связан в первую очередь со стремлением в достаточно короткие сроки - всего за полтора-два года - получить широкую менеджерскую подготовку, включающую освоение теории в тесной связи с практикой. Российские программы MBA - это продукт международного уровня, особая форма образования, следующего за высшим, но в то же время заканчивающегося присвоением новой управленческой квалификации. "Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)" разработаны с внимательным учетом мировой практики.
Кого можно встретить на программах MBA? В первую очередь это те, кто уже имеет экономическое образование и желает выйти на новый уровень развития. Кроме того, среди слушателей немало имеющих непрофильное образование и поставивших задачу найти себя в бизнесе. Это бывшие военные, педагоги, врачи, ученые и даже спортсмены, которые решили начать работу в коммерческих структурах. В последнее время, отмечают эксперты рынка бизнес-образования, увеличивается доля тех, кто уже имеет второе высшее экономическое образование и теперь нуждается не столько в знаниях, сколько в обретении навыков.
Татьяна Иванищева,
проректор по маркетингу Института МИРБИС:
"Программа MBA создана и реализуется для подготовки управленческих кадров высшей квалификации, причем основной акцент делается на менеджементе в функциональных отраслях бизнеса. Здесь много интерактивных форм обучения, в ходе которых для отработки профессиональных навыков моделируются различные бизнес-ситуации и анализируются кейсы".
Элеонора Вергилес,
директор Института магистерской подготовки МЭСИ:
"Прежде всего, слушатели приходят на программы MBA за знаниями. Следующий важный фактор - стремление к карьерному росту, желание удержать существующие позиции. Мощная конкуренция на рабочем месте заставляет менеджеров получать новое актуальное образование.... Они завязывают полезные знакомства, учатся друг у друга. Такие контакты приносят большую пользу бизнесу".
Юрий Тазов,
директор по маркетингу ВШМБ АНХ:
"На программы MBA идут в основном управленцы среднего и высшего звена, уверенно чувствующие себя в бизнес-среде... Они делают уверенный выбор в пользу программы MBA как образования, "заточенного" под практику. Эти профессионалы пошли учиться во второй раз, чувствуя необходимость получить новые знания, которые позволят им повысить свою капитализацию и более успешно реализоваться в бизнесе".
Александр Чеканский,
декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ:
"На программах MBA у группы профессионалов появляется возможность не только обобщить знания, но и обменяться информацией с коллегами из других сфер. Это оказывается полезным для дальнейшего развития и самих менеджеров, и их компаний.... Важно отметить, что занятия проводятся, прежде всего, в интерактивном формате, насыщены кейсами, деловыми играми, имитируются реальные ситуации из деятельности компаний".
Константин Контор,
директор Американского института бизнеса и экономики:
"Слушатель программы MBA - прагматичный, жесткий, готовый работать по 16 часов в день.... Эти профессионалы ориентированы, прежде всего, на развитие карьеры в рамках корпорации и достигают успеха благодаря целеустремленности и энергичности. Первое образование у них может быть любым, приоритетом здесь является опыт работы. Обучение на программах MBA дает возможность получить самую свежую информацию о развитии компаний в различных сферах бизнеса, освоить новейшие подходы в менеджменте... За полтора-два года слушатели успевают пройти серьезный курс теории и получить стройную систему экономических знаний в части общего, стратегического, финансового менеджмента, права, экономической теории для менеджеров".
Елена Коршунова,
руководитель программ MBA МГТУ "Станкин":
"Программа MBA привлекает менеджеров нового типа. Это молодые профессионалы, сформировавшиеся в современных рыночных условиях, нацеленные на работу на российском рынке".
Программы MBA призваны решить те задачи, которое обычное высшее образование (как первое, так и второе) решить не может, поскольку нацелено не на подготовку руководителей, а всего лишь специалистов. И все же это дополнительное образование - надстройка над уже имеющимися знаниями. К тому же - весьма дорогое удовольствие, ведь учеба по самой дешевой программе MBA обойдется слушателю в $ 4 тыс., а на одной из самых дорогих (Executive MBA) - чуть более $ 27 тыс.
При этом отношение отечественных работодателей к выпускникам бизнес-школ с дипломом MBA может быть разным.
Антон Сычев,
консультант группы "Консорт":
"Есть группа компаний, которые на определенные позиции рассматривают только кандидатов с MBA. Это обычно компании, ориентированные на процессное управление и глубокую оптимизацию различных участков своей деятельности. Причем в этой группе присутствуют как крупные, так и небольшие компании. Скорее влияние оказывает высокая конкуренция на определенных рынках, состояние компании, ее планы и политика руководства или акционеров. Чем выше уровень задач компании и значимость позиции, на которую ищется кандидат, тем жестче требования к кандидатам, в том числе и по наличию и профильности MBA. Еще одна группа компаний такова, что наличие MBA у соискателей не является критическим фактором. Многие компании строят свою политику отбора персонала на основе конкретного опыта работы, достижений и личных качеств кандидатов. Человек может иметь десять документов об образовании, но не это определяет, сможет ли она решить те задачи, которые стоят перед ним на конкретном посту. В таких компаниях MBA может быть плюсом, который будет подтверждением системности знаний кандидата и его подходов к решению задач. Но все равно основными критичными параметрами при оценке соискателей будут конкретные достижения и опыт работы. Есть компании, которые предпочитают специалистов без MBA. Обычно это компании, которые обжигались на них, либо компании с определенной кадровой политикой (когда излишнее образование работников начинает вредить единоначалию или создает реальную конкуренцию определенному кругу управленцев). Но в любом случае в выработке иммунитета на MBA у компаний основную роль играет какой-либо негативный опыт использования специалистов с MBA. Опыт этот может быть разнообразный, причем многое в формировании такого опыта, скорее всего, зависит и от самих носителей MBA. Они тоже очень разные..."
Выбор в пользу второго высшего образования связан с тем, что работодатель, вне зависимости от сферы деятельности компании, все чаще хочет видеть у себя разносторонне образованного сотрудника, лучше с двумя дипломами и со знанием двух-трех языков. Документ о получении второго высшего образования должно снискал уважение в нашей стране. Академические программы нередко пользуются спросом у первых лиц компании. Топ-менеджеры и генеральные директора заинтересованы в профессиональных знаниях. Поскольку в условиях жесткой конкуренции без фундаментального образования невозможно грамотно управлять компанией и развивать бизнес.
Валентина Федосеева,
декан факультета повышения квалификации и переподготовки МТУСИ:
"Второе высшее - это фундаментальное, серьезное образование, стройная и логичная система изложения знаний. Этот формат востребован всегда, поскольку во всех отраслях бизнеса всегда нужны серьезные знания из разных отраслей науки.... Кто приходит за вторым высшим образованием? В первую очередь те, кому не хватает углубленных знаний в новой для него конкретной сфере, будь то экономика или менеджмент, телекоммуникации или иностранные языки, право или психология".
Александр Романов,
первый проректор Международной академии предпринимательства:
"На второе высшее приходит много людей получавших базовое образование в советское время и в начале 90-х. Как правило, они нацелены на приобретение управленческих знаний... Выпускник MBA имеет вес только в ограниченном кругу элитных учреждений, в основном ориентированных на западного партнера. В обычных компаниях, составляющих основную массу производственных и торговых организаций, на обладателя степени MBA часто смотрят как на белую ворону".
Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу Института МИРБИС:
"Второе высшее образование - это высшее на базе высшего. Иными словами, для обучения по такой программе необходимо наличие высшего или неоконченного высшего образования. Дисциплины, уже пройденные в рамках первого высшего: гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные, - перезачитываются, и обучение ведется только по предметам профессионального блока. Таким образом, студент получает вторую специальность в сокращенные сроки. Эту форму обучения обычно выбирают те, кто стремится к развитию карьеры за счет совершенствования профессиональной, а не управленческой составляющей. Что касается формата преподавания, то здесь он классический - лекции и семинары".
Марина Новикова,
декан факультета второго высшего образования РосНОУ:
"В последнее время слушатель программ второго высшего образования молодеет: выпускникам вузов зачастую проблематично найти работу, имея лишь одну специальность. Располагая запасом времени и не слишком большими деньгами, они вновь садятся за парты, чтобы повысить конкурентоспособность на рынке труда... К несомненному плюсу второго высшего образования можно отнести жесткие государственные стандарты построения программ, заслуживший признание работодателя диплом".
Ярослава Погребная,
проректор Московского налогового института:
"Второе высшее - это самая понятная и авторитетная форма дополнительного образования в глазах работодателя... Присвоенная квалификация точно определяет объем и характер полученных знаний, а длительность - свидетельствует о системном подходе к их усвоению. В результате, второй диплом продолжает оставаться популярным в менеджерской среде, несмотря на наметившуюся конкуренцию со стороны "мастерских" программ. Серьезной альтернативой фундаментальному образованию совсем скоро может стать профессиональная переподготовка. Но выбор между курсами и вторым высшим - это вопрос статуса, стратегического видения своей карьеры, имиджа, наконец".
Сергей Шакин,
первый заместитель директора Московской школы экономики МГУ:
"Фундаментальному образованию присущи научность, системность и комплексность. Именно рынок мотивирует менеджеров на обучение на программах такого формата. У них возникла потребность в глубоких знаниях экономики, эконометрики, современных расчетных методов. Без грамотной аналитики и научно обоснованной интерпретации результатов невозможно принять верное решение в бизнесе. Кто приходит за вторым высшим образованием? Это могут быть, например, специалисты в области программирования и вычислительной техники, систем связи, компьютерных технологий, которые, проработав в компаниях, осознали, что расти и развиваться без серьезных экономических знаний им сложно".
Геннадий Токаренко,
декан финансово-экономического факультета РЭА им. Г.В. Плеханова:
"Основное отличие второго высшего образования от занятий на программах MBA состоит в целевой установке. В первом случае следует говорить о подготовке по профессии, которая чаще всего необходима при смене работы".
Программа | Общая стоимость, $ |
Длительность | Преимущественный формат обучения |
Итоговый документ |
Программа MBA | 5000-27000 (в среднем 7000-9000) |
1.5-2 года | Интерактивные занятия |
Диплом о дополнительном (к высшему) про- фессиональном образовании с присвоением квалификации "Мастер делового админист- рирования" |
Второе высшее образование |
2000-12000 | 2.5-3.5 года | Лекции | Диплом о высшем образовании |
Студентом на программах второго высшего образования может стать практически любой, имеющий первое образование, - от "свежеиспеченного выпускника вуза до умудренного опытом возрастного профи. С одной стороны, это плюс - такой формат доступен всем без ограничений. С другой стороны, это минус - 22-летний собеседник вряд ли интересен 40-летнему, по крайней мере, с точки зрения обмена профессиональным опытом.
Есть и другие проблемы.
Юрий Тазов,
директор по маркетингу ВШМБ АНХ:
"Преобладающий формат занятий на программах второго высшего образования - лекционный. Это существенный недостаток. Образование излишне теоретизировано и оторвано от практики. Абитуриенту следует задуматься о том, как учеба поможет ему в практической деятельности...".
Елена Коршунова,
руководитель программ MBA МГТУ"Станкин":
"Обучение на втором высшем не всегда помогает в развитии карьеры менеджера. Управленцем необходимо владеть системным подходом к решению проблем бизнеса и использовать современные технологии менеджмента на различных этапах развития компании; этот формат не дает таких инструментов".
Вузы, предлагающие фундаментальное образование, стремятся адаптировать программы в соответствии с запросами рынка, сделать их более мобильными и эластичными, по возможности наполнить практическими примерами. Те, кто продвигает программы MBA, стремятся завоевать клиента, выводя на рынок все большее число специализированных программ и удобных для слушателя форматов - от вечерних и модульных до дистанционных и mini-MBA. Некоторые вузы предлагают менее дорогие форматы, которые могут статью ступенью к учебе на программе MBA.
По материалам "Элитный персонал"
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 11, ноябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107