"Отношения между партнерами должны быть честными"
(интервью с А. Андреевым, управляющим отделением ПФР по г. Москве
и Московской области)
Индивидуальные сведения за отчетный год организации начнут сдавать в Пенсионный фонд еще не скоро - после Нового года. Дано им на это всего два месяца - 1 марта кампания закончится, и, если этот срок нарушить, страхователя ожидают штрафные санкции. Но больше пугают бухгалтеров очереди. А ведь можно избежать бесцельной траты времени, впрочем, как и уплаты штрафа. Как? Достаточно заблаговременно прийти на сверку в свое территориальное управление ПФР, считает управляющий отделением ПФР по г. Москве и Московской области Андрей Андреев.
-Андрей Евгеньевич, мы внимательно просмотрели все документы по персонифицированному учету и не обнаружили там такого понятия, как сверка платежей. Может быть, не там искали?
- Действительно в законодательстве не предусмотрено такой процедуры. Дело это добровольное. Но давайте будем откровенны по той простой причине, что Пенсионный фонд (страховщик) и работодатель (страхователь) - партнеры, которые совместными усилиями работают в сфере пенсионного обслуживания населения. А партнерам следует быть честными друг перед другом. Так вот, положа руку на сердце, всякий ли бухгалтер в состоянии самостоятельно заполнить все формы отчетности без ошибок? Увы, нет. Об этом говорят многочисленные "письма без обратного адреса". Так мы называем отправленные по почте отчеты по индивидуальным сведениям. Все вроде бы сделали правильно, по закону, вот только свои реальные координаты предприятия указывают в таких письмах редко. Обнаружится ошибка, принять "почтовые" сведения фонд не сможет, и лежат они бесполезной макулатурой. Говорю это к тому, что отчетов, оформленных по всем правилам, среди этих посланий очень мало. Так что самостоятельно, без консультации сотрудника ПФР, проплыть по волнам отчетной кампании очень сложно. Но, даже если специалист бухгалтерии и в пенсионном вопросе дока, ему все же лучше прийти в управление Пенсионного фонда. И сделать это не в свободную минутку (где гарантия, что и у других не "выпадет минутка" именно в тот день и час, что обеспечит стояние в многочасовой очереди), а по заранее согласованному с управлением ПФР графику. "Московский бухгалтер" уже писал об этом (см. N 22. - Прим. ред.).
Именно по этим двум причинам - заранее проверить платежи и определиться со сроками сдачи отчетности - мы и приглашаем всех страхователей на предварительную сверку. Кстати, в прошлом году около 70 процентов предприятий откликнулись на наши призывы, что не в последнюю очередь отразилось и на отчетной кампании - 2006. Она прошла более организованно и успешно: 90 процентов страхователей посетили управления в срок. Мы получили 130 млрд рублей страховых взносов, что на 36 млрд больше, чем по итогам предыдущего года. Из них 129,5 млрд рублей были своевременно, без всякой задержки разнесены по лицевым счетам.
-Раз сверка - дело добровольное, то подтверждающих документов о ее проведении управление ПФР не выдает? А какие первичные документы необходимо иметь при себе бухгалтеру, чтобы специалист ПФР мог проверить правильность перечисленных взносов? И что ему делать, если оказалось, что данные по платежам у фирмы и фонда не совпадают?
- Да, мы не даем страхователю акта сверки, а лишь готовим его к сдаче индивидуальных сведений. Пенсионный фонд предоставляет бухгалтеру во время предварительного посещения информацию о том, какие платежи поступили к нам от его организации. Если информация по нашим сведениям и по данным работодателя совпадает, то все замечательно. Зато, если обнаружится расхождение, бухгалтеру необходимо представить платежное поручение на неразнесенный платеж. Наша поисковая система позволяет обнаружить такой "неопознанный объект" по разным параметрам - по дате, номеру, ИНН и ФИО застрахованного лица. Если есть платежное поручение - ситуация не безнадежна. И те, кто работает в рамках закона, знают это и используют возможность лишний раз все уточнить.
-Если работники Пенсионного фонда в процессе проведения сверки выявят, что страховые взносы уплачены не в полном объеме, грозит ли штраф страхователю?
- Штрафных санкций не последует, а вот пени при недоимке будут начислены. В случае выявления недоимки управление ПФР применяет к должникам меры административного воздействия. Прежде всего выписывает требование о добровольной уплате задолженности. Если оно остается без внимания, мы выносим решение о взыскании этой суммы (если недоимка не превышает 50 тысяч рублей для юридических лиц и 5 тысяч рублей - для индивидуальных предпринимателей) и передаем его службе судебных приставов, которая и будет работать с должником. Напрямую со службой судебных приставов мы сотрудничаем первый год. Но уже сегодня можно сделать вполне определенный вывод: задолженность погашается быстрее и в большем объеме. Третий путь - разбирательство в суде при больших суммах задолженности.
-У наших читателей есть несколько специфических бухгалтерских вопросов. Например: компания имеет обособленные подразделения в разных муниципальных образованиях, подведомственных различным территориальным отделениям Пенсионного фонда. Может ли головная организация пройти сверку и представить индивидуальные сведения по всей компании в целом, включая филиалы?
- Если обособленное подразделение или филиал состоят на самостоятельном учете, то есть имеют баланс, расчетный счет, право найма на работу и выплачивают заработную плату, то и в Пенсионном фонде они отчитываются самостоятельно. Однако если в головной организации есть централизованная бухгалтерия, то отчет сдает эта организация, но по каждому филиалу в отдельности.
-Нередко у бухгалтеров возникает такой вопрос: когда заполняется форма СЗВ-4-1, а когда СЗВ 4-2?
- Первая форма заполняется при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии. Они отражаются в таблице "Стаж работы за отчетный период". Заполняют ее и когда необходимо выделить отдельные периоды работы или, например, периоды ухода за детьми.
Форма СЗВ-4-2 (списочная форма) заполняется страхователем при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии.
-Как правильно оформить опись документов и сдать их?
- Опись документов, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд (иначе - форма АДВ-6-1), если того требует руководитель, подписывается исполнителем, заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации.
Затем страхователь группирует документы в пачки, их там, кстати, должно быть не более 200. В состав пачки могут входить документы только одного наименования.
Пачка документов сопровождается описью документов, передаваемых в ПФР. К пачке прикладывается в произвольной форме список застрахованных лиц, на которых представляются сведения. Указанный список брошюруется в пачке после описи. Пачка прошивается и пронумеровывается. Концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны пачки, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который ставится печать организации и делается надпись: "В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью ? листов". Не такие уж сложные правила, но далеко не все их помнят.
-Есть ли особенности представления отчетности для фирм, применяющих специальные режимы налогообложения? Обязательно ли представлять пояснительную записку, отражающую общую сумму страховых взносов компании с разбивкой по укомплектованным пачкам сведений о застрахованных лицах?
- Ответы отрицательные по обоим вопросам. Нет, все наши страхователи находятся в равных условиях. Сейчас не требуется пояснительная записка - ни при предварительной сверке, ни на этапе сдачи отчетов.
-Обрадовали. Чем проще - тем лучше. Тогда такой вопрос: возможно ли провести сверку на территории организации?
- Наверное, это мечта страхователя. Но у нас небольшой штат, никакого времени не хватит, чтобы обойти даже десятую часть предприятий. Будьте уж добры, придите в Пенсионный фонд - позаботьтесь о своей фирме, чтобы ей штраф не платить, а прежде всего о своих работниках. Ведь все неуплаченные вовремя взносы, несданные отчеты по индивидуальным сведениям обернутся для людей уменьшением пенсии. Те, кто пересчитывает ее за счет пополнения пенсионного капитала через год после назначения или последнего перерасчета пенсии, уже почувствовали, что теряют в размере, если страхователь не перечисляет взносы в полном объеме или не отчитывается в срок. А проверки с выходом на место проводят сейчас в обязательном порядке только на те предприятия, где условиями труда для работников предусмотрен льготный стаж для назначения пенсии. Заполняется так называемая форма СЗВК. В этом случае сотрудники ПФР проверяют и обоснованность отнесения к льготному списку, и правильность наименования профессии и должности, и периоды работы.
-Вы упомянули штраф за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений. А в каком размере он начисляется? И много ли выявлено таких должников?
- Штраф составляет 10 процентов от суммы начисленных страховых взносов, если до 1 марта страхователь не отчитался перед ПФР (ст. 17 закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ). Мы много работаем со страхователями, которые вовремя не отчитываются перед Пенсионным фондом. В этом году суммы штрафных санкций, которые мы применили к 53 495 страхователям, составили 40,3 млн рублей.
-Некоторые маленькие фирмы жалуются, что в управлениях фонда у них не принимают отчеты на бумажных носителях. Правомерно ли это?
-В Законе N 27-ФЗ О"б индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" не сказано, что сдавать отчетность нужно обязательно в электронном виде, но, согласитесь, компьютеризация за те 11 лет, которые существует персонифицированный учет, развивалась семимильными шагами. Вся отчетность в Пенсионный фонд представлена в виде специальных программ, использование которых значительно упрощает этот процесс. Кроме того, в постановлении правления Пенсионного фонда от 31 июля 2006 г. N 192п есть пункт, который предписывает, что отчетность следует представлять в электронной форме в виде специальных файлов. Форматы файлов даны в приложении N 4 к этому постановлению.
Думаю, что вопрос страхователей о бумажных носителях "от лукавого": мы вроде как сами не местные, ничего не понимаем, вы там в фонде посчитайте, а мы подпишем. Да с какой фирмой станут нынче разговаривать, если она представит даже простое письмо, написанное от руки?! А тут речь идет о финансовых документах!
- Коль скоро мы живем в век электроники, то, возможно, стоит организовать процесс сдачи индивидуальных сведений по сотрудникам предприятия через интернет? Да и сверку проводить таким же образом. Тогда уж наверняка бы избавились от очередей.
- Такие технологии приема внедряются в московском отделении. Уже разработан пакет соответствующей документации. Мы заключили договоры с несколькими удостоверяющими центрами, клиенты которых в первую очередь смогут в 2007 году воспользоваться этой услугой - сдачей отчетов по выделенным и защищенным специальным шифром каналам связи. Информацию о центрах можно получить в территориальных управлениях ПФР. Сейчас взаимодействие между страхователями и нашим отделением посредством интернета с применением электронной цифровой подписи отрабатывается в экспериментальном режиме. Безусловно, за ним - будущее. Ведь и отчет по взносам, и индивидуальные сведения будут при использовании такой технологии не просто сданы, но специальная программа тут же их проверит и отправит страхователю отчет с указанием допущенных им ошибок. Кроме того, при применении ЭЦП и защищенных каналов связи легко решается вопрос конфиденциальности информации.
Мы будем всячески развивать "бесконтактную" форму взаимодействия, ведь она не только для работодателей, но и для Пенсионного фонда очень удобна - снимает проблему очередей и освобождает наших сотрудников для более сложной работы. К тому же и электронный архив в отличие от бумажного занимает совсем незначительное место - всего одну комнату. Думаю, что со временем на интернет-метод можно будет перевести не только сдачу отчета, но и сверку платежей, да и любые другие запросы работодателей. Но это - в перспективе. А пока все-таки лучше побывать в управлении ПФР лично и самому убедиться, что и в персонифицированном учете, и в уплате взносов - полный порядок.
-И, наконец, последний вопрос, который очень беспокоит наших читателей. Не изменятся ли требования при сдаче индивидуальных сведений в 2007 году?
- Постановлением правления Пенсионного фонда от 31 июля 2006 г. N 192п приняты новые формы индивидуального персонифицированного учета. Они отменяют действующее до этого постановление правления ПФР от 21 октября 2002 г. N 122п. Однако при подготовке отчетов за 2006 год страхователи могут воспользоваться программными средствами, которые применяли в предшествующий отчетный период. Правила заполнения форм отчетности и формат документов на данную отчетную кампанию остаются прежними.
-Большое спасибо за подробные разъяснения. Думаю, что они пригодятся нашим читателям. Хотелось бы и впредь общаться с вами и специалистами отделения ПФР, получать комментарии из первых рук. Такое общение - тоже важная часть партнерских отношений, которые сегодня выстраивают все участники пенсионного процесса.
- Всегда рад помочь страхователям, тем более накануне сдачи отчетности.
Т. Соловьева
"Московский бухгалтер", N 24, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007