Новый закон о конкуренции
В N 3 журнала "Корпоративный юрист" за 2005 г. было опубликовано интервью с руководителем ФАС России Игорем Артемьевым о проекте нового закона о конкуренции, второе чтение которого намечалось на ноябрь 2005 г. Однако его продвижение замедлилось. Статья посвящена наиболее принципиальным изменениям российского конкурентного законодательства в рамках нового закона.
Первый российский закон, в котором конкурентные отношения рассматривались как непосредственный объект правового регулирования, был принят в 1991 г. Данный закон готовился в ситуации, когда конкуренция практически отсутствовала, а также не было четкого понимания того, каким должен быть механизм ее развития. Основы регулирования соответствующих отношений в России создавались тогда с опорой на зарубежный опыт. Однако подобные нормативные акты других стран, естественно, призваны решать свои специфические задачи. Без сомнения, есть общие категории и проблемы, преодоление которых входит в задачи любого конкурентного законодательства, но для того, чтобы оно реально работало, а конкуренция развивалась, необходимо учитывать своеобразие ситуации в конкретной стране.
Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере учитывал специфику российского рынка и имел много недостатков. В него вносились многочисленные изменения, подчас значительные. Постепенно возникло понимание того, что необходим новый закон для регулирования отношений в данной сфере.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что положения нового закона будут распространяться и на товарные, и на финансовые рынки. В настоящее время для каждой из этих сфер существует свой закон о конкуренции. В связи с тем, что положения этих законов зачастую дублируют друг друга, было принято решение конкурентные отношения применительно к различным рынкам урегулировать в одном законе.
Изменился и понятийный аппарат, в частности скорректированы понятия товара, товарного рынка, хозяйствующего субъекта. Так, из определения последнего исключено указание на иностранные юридические лица, присутствующее в действующем законе. Кроме того, внесены коррективы в понятие доминирующего положения. В законопроекте снижен количественный размер доли, при наличии которой организация будет признана доминирующей независимо от дополнительных качественных критериев с 65 до 50%, а также вводится понятие совместного доминирования нескольких хозяйствующих субъектов.
В проект вернулось понятие аффилированного лица, исключенное из него при рассмотрении в первом чтении. Данное понятие пришло в антимонопольное законодательство из корпоративного права*(1). Вместе с тем попытка подготовить отдельный закон об аффилированных лицах, в котором были бы определены все их виды для предприятий различных организационно-правовых форм, а также порядок предоставления информации об аффилированных лицах, до настоящего времени не увенчалась успехом. Соответствующий законопроект в первом чтении был принят несколько лет назад, но далее этого так и не продвинулся. Остальные попытки разработать такой закон или же включить данное понятие в Федеральный закон "Об акционерных обществах" ни к чему не привели, и оно, возможно, вновь появится в законе о конкуренции.
Несколько изменено понятие группы лиц, в части уточнения всех возможных взаимосвязей физических и (или) юридических лиц, при которых может идти речь о согласованной политике или, как сказано в проекте закона, "о едином экономическом интересе". Действующий Закон о конкуренции не является полным в этом отношении. В новой редакции закона появилось положение, позволяющее включать в группу юридические и физические лица по различным основаниям, в соответствии с которым группу лиц составляют:
"лица, каждое из которых по какому-либо из вышеуказанных (в законе) оснований образует группу лиц с одним и тем же лицом, а также все другие лица, входящие с каждым из них в одну группу по вышеуказанным основаниям".
В соответствии с данным условием можно сделать два основных вывода.
1. Если одно лицо (А) образует группу с другим лицом (В) и одновременно с этим В образует группу с третьим лицом (С), то А и С также образуют группу лиц. При этом не имеет значения, по каким основаниям образуют группу лиц А и В, а также С и В - владение акциями, занятие должности в органах управления, родственные отношения или другие.
2. Все лица, входящие в группу с лицом А, входят и в группу с лицами В и С; а входящие в группу с лицом В входят в одну группу с лицами А и С и т.д.
И все же представляется, что не все взаимосвязи, при которых речь может идти о группе лиц, нашли отражение в законопроекте о конкуренции. Существуют лица, которые, не занимая должности в органах управления, оказывают серьезное влияние на деятельность обществ. К ним, например, относятся главный бухгалтер или лица, которым выдана доверенность на совершение сделок со значительными активами.
В перечне родственных отношений, при наличии которых возникает аффилированность, также указаны далеко не все родственники, которые на практике могут оказывать влияние. Представляется целесообразным пополнить этот список бабушками (дедушками) и внуками, которые даже Семейным кодексом РФ отнесены к близким родственникам, а также дядями (тетями) и племянниками (племянницами).
Очень важно, что впервые в российском законодательстве появится определение так называемого положительного эффекта. Речь идет о совокупности условий, при наличии которых соглашения, которые можно рассмотреть как ограничивающие конкуренцию, будут признаны правомерными, а в ряде случаев даже полезными для развития конкуренции в дальнейшем.
Вопрос изъятия из действия антимонопольных ограничений, который не рассматривался ранее, урегулирован в исследуемом проекте. В ныне действующем Законе о конкуренции не предусматриваются изъятия из действия антимонопольных норм, регулирующих ограничительные соглашения (помимо общих норм о положительном эффекте). Проект закона дает право Правительству РФ определять виды таких согласованных действий, которые не будут квалифицироваться как ограничительные (так называемые коллективные изъятия).
Серьезные изменения коснулись вопроса получения согласований антимонопольных органов на совершение сделок.
Тенденция уменьшения количества сделок, на заключение которых требуется предварительное согласие (или последующее уведомление), наметилась уже в рамках действующего закона. Так, предварительное согласие антимонопольных органов необходимо при слиянии и присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн МРОТ; последующее уведомление в данном случае должно иметь место, если суммарная стоимость активов по последнему балансу превышает 2 млн МРОТ. Данные изменения были внесены в 2005 г. До этого получение согласований требовалось при намного меньших активах - 200 тыс. и 100 тыс. МРОТ соответственно.
В соответствии с новым законом увеличено также количество критериев, на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие контролю или нет. Помимо суммарной стоимости активов, которая теперь установлена в твердой сумме - 3 млрд рублей (что вполне обосновано), а также наличия включения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, появляется новый критерий - суммарная выручка. Применительно к слияниям и поглощениям предварительный контроль требуется, если суммарная выручка организаций от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году слияния (присоединения) превышает 6 млрд рублей. Введение данного критерия является новинкой для российского антимонопольного законодательства, хотя за рубежом он применяется очень широко.
Кроме того, в проекте сокращен перечень сделок, на совершение которых требуется получение согласования. По ныне действующему Закону о конкуренции, антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня государственной регистрации о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей по последнему балансу превышает 2 млн МРОТ, по новому же закону такой контроль ограничен. Он осуществляется за созданием коммерческих организаций только в случае оплаты ее уставного капитала долями (или иным имуществом) другой коммерческой организации при наличии определенных условий:
1) вновь созданная организация получает в отношении таких активов права, на приобретение которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа;
2) суммарная стоимость активов данной организации и лиц, акции и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает 3 млрд рублей или суммарная выручка (от реализации товаров за последний календарный год) учредителей такой организации и лиц, акции и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает 6 млрд рублей.
В проекте нового закона о конкуренции отменен контроль за созданием, слиянием и присоединением некоммерческих организаций, а также за изменением состава их участников.
Что касается ст. 18 действующего Закона о конкуренции, регламентирующей антимонопольный контроль за приобретениями акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных активов, то он сохраняется в случаях:
1) приобретения основных производственных средств и нематериальных активов, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
2) приобретения прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
В число дополнительных критериев, помимо суммарной стоимости активов, введена также суммарная выручка от реализации товаров.
Изменения коснулись и процедуры получения согласия на приобретение акций. Введены три порога для контроля за экономической концентрацией - приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества в размере 25, 50 и 75%. Теперь согласование с антимонопольными органами требуется только при достижении каждой из этих величин. Это вполне полезное изменение, которое упростит практику контроля за экономической концентрацией.
Одной из наиболее важных новелл является упрощение порядка совершения сделок для тех, кто входит в одну группу лиц. В соответствии с проектом закона, сделка (которая требует предварительного разрешения) между лицами, входящими в одну группу лиц, может быть совершена в порядке последующего уведомления при условии, что состав такой группы официально заявлен в ФАС, размещен на сайте ФАС и на момент заключения сделки состав участников такой группы не изменился.
Данное решение, скорее всего, является промежуточным шагом, а заявленный порядок можно было бы сделать еще более простым: разрешить совершение сделок внутри группы лиц без участия антимонопольного органа.
Следует обратить внимание на то, что процедурные вопросы получения согласия антимонопольных органов на совершение сделок и действий также включены в новый закон, поэтому по объему он серьезно превосходит ныне действующий.
А. Варламова,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры коммерческого
права и основ правоведения МГУ им. М. В. Ломоносова
"Корпоративный юрист", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый закон о конкуренции
Автор
А. Варламова - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ им. М. В. Ломоносова
"Корпоративный юрист", 2006, N 4