Раскрытие информации публичными компаниями:
законодательство и судебная практика
Данная статья посвящена анализу норм законодательства (как действующего, так и вступающего в силу в ближайшее время) и судебной практики по вопросам раскрытия информации компаниями при осуществлении публичного размещения и обращения ценных бумаг
Уточнение терминологии
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг): публичное размещение ценных бумаг - это их размещение путем открытой подписки, в том числе на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Именно данное понятие имеется в виду, когда говорят об IPO.
Публичное обращение ценных бумаг - это их обращение на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, инициируемое путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Значительные изменения в законодательство об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг внесены федеральными законами от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ (далее - Закон N 194-ФЗ) и от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ), анализу которых посвящена данная статья.
Новеллы в самом общем виде касаются возможности размещения ценных бумаг без государственной регистрации об итогах выпуска (Закон N 194-ФЗ), а также процедуры выкупа акций у миноритариев (Закон N 7-ФЗ).
Законом N 7-ФЗ внесены изменения в Закон о рынке ценных бумаг, в том числе касающиеся понятия раскрытие информации. Данные изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г. Итак, согласно ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг и с учетом поправок, раскрытие информации - это обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение (действующая норма содержит словосочетание "по процедуре").
Раскрытие информации осуществляется как в процессе публичного размещения (точнее, основанием для раскрытия является регистрация проспекта ценных бумаг в случае их размещения путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500), так и в дальнейшем - при публичном обращении.
Раскрытие информации на этапах эмиссии
Согласно п. 2 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг и п. 2.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение о раскрытии информации), каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации. К таким этапам относятся:
принятие решения о размещении ценных бумаг;
утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
государственная регистрации выпуска ценных бумаг;
размещение ценных бумаг;
государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Имеющаяся судебная практика в отношении первого из названных этапов эмиссии отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 6 июня 2005 г. N КГ-А40/4583-05. В нем утверждается, что неопубликование в пятидневный срок сообщения о принятии решения о размещении ценных бумаг, вследствие включения его в печатное издание, которое выходит один раз в неделю, является правонарушением.
Данное решение мотивируется тем, что эмитент, проявив требуемую от участников хозяйственных отношений степень заботливости и осмотрительности, должен был выбрать такое средство массовой информации, публикация в котором появилась бы не позже установленного Законом срока.
Данное нарушение является основанием для отказа в регистрации выпуска ценных бумаг, поскольку последствия несвоевременной публикации информации о дополнительном выпуске ценных бумаг с неверными сведениями о потенциальных покупателях носят неустранимый (в порядке приостановления регистрации) характер.
Новеллы об этапах эмиссии
В Положение о раскрытии информации внесен ряд изменений. Так, теперь оно определяет порядок раскрытия при размещении ценных бумаг российского эмитента путем открытой подписки с возможностью их приобретения за пределами Российской Федерации, в том числе посредством приобретения размещаемых в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении размещаемых ценных бумаг российского эмитента (п. 2.1.3, 2.8).
В этом случае последний на странице в сети Интернет (в срок не позднее даты раскрытия такой информации согласно иностранному праву) должен опубликовать информацию, направляемую органу, регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, организатору торговли на таком рынке и (или) иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей ее раскрытия среди неограниченного круга лиц.
Тексты таких документов должны быть доступны на странице в Интернете с даты их "выкладки" и до истечения не менее шести месяцев с момента опубликования в сети текста зарегистрированного отчета об итогах выпуска ценных бумаг или уведомления об итогах выпуска.
В день размещения в Интернете текста документов в ленте новостей должно появиться сообщение о раскрытии российским эмитентом указанной информации, которое должно содержать:
полное и сокращенное фирменные наименования российского эмитента, место его нахождения;
присвоенный российскому эмитенту налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер, за которым в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись о создании российского эмитента;
уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;
адрес страницы в сети Интернет, используемой российским эмитентом для опубликования раскрываемой информации;
вид (наименование) документа, текст которого опубликован российским эмитентом на странице в сети Интернет;
дата опубликования российским эмитентом текста документа на странице в сети Интернет.
В случае, если ценные бумаги размещаются путем открытой подписки с предоставлением преимущественного права их приобретения и цена их размещения определяется эмитентом после окончания срока действия преимущественного права, сведения о дате начала размещения ценных бумаг и о цене могут быть опубликованы одновременно. Такое сообщение должно появиться в ленте новостей и на странице в сети Интернет в срок не позднее даты начала размещения ценных бумаг (п. 2.5.2).
При предоставлении в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг (п. 2.7) информация раскрывается в форме сообщения о существенном факте ("сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг"), а также в форме уведомления об итогах выпуска ценных бумаг путем опубликования на странице в сети Интернет.
Текст уведомления должен быть опубликован эмитентом в Интернете в трехдневный срок с даты представления (направления) указанного документа в регистрирующий орган и должен быть доступен на странице в течение не менее шести месяцев с момента размещения.
Соответствующие изменения внесены в п. 6.2.6 и 8.6.1 Положения о раскрытии информации.
Раскрытие информации при публичном обращении ценных бумаг
В соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета или сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность.
Очевидно, что перечень существенных фактов известен нашим читателям, поэтому отметим лишь те из них, которые вводятся Законом N 7-ФЗ. Это сведения:
о включении в реестр акционеров эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которого доля принадлежащих этому акционеру акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций (действующая норма содержит требование о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида);
о поступившем эмитенту - открытому акционерному обществу (в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах") добровольном или обязательном предложении (в том числе конкурирующем), уведомлении о праве требовать выкупа ценных бумаг или требовании о выкупе ценных бумаг, направленном лицом, которое приобрело более чем 95% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций ОАО, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
Судебная практика по делам об административной ответственности
за нарушения порядка раскрытия информации при обращении ценных бумаг
В отличие от случаев раскрытия информации на этапах эмиссии, данные вопросы достаточно часто встречаются в судебной практике. Большое количество дел связано с распространением обязанности по раскрытию информации на акционерные общества, созданные в процессе приватизации.
При этом спорным является вопрос о рассмотрении плана приватизации в качестве проспекта эмиссии, а отчуждения акций при приватизации в качестве размещения среди неограниченного круга лиц.
И если в 2003-2004 гг. судебная практика складывалась неоднозначно*(1), то в последнее время оспорить законность норм Положения о раскрытии информации практически невозможно*(2).
Более того, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28 июня 2005 г. N А65-7194/2004-СА2-34 указано, что отсутствие конкретных сделок в отчетном квартале на обязанность по раскрытию информации не влияет. Нахождение ценных бумаг в обращении в соответствии с действующим законодательством предполагает, что они не изъяты из оборота и с ними могут свободно совершаться сделки.
Помимо этого, раскрытие информации в одной форме не освобождает от ее раскрытия и в других случаях, установленных законодательством. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2004 г. N Ф04/1503-438/А45-2004 указано, что выпуск ежеквартального отчета эмитентом не является выполнением с его стороны обязанности по раскрытию информации в форме представления в регистрирующий орган списка аффилированных лиц.
Достаточно важным является вопрос о наличии или отсутствии вины при нарушении порядка раскрытия. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 марта 2004 г. N Ф09-1046/03-АК говорится о том, что нарушение срока предоставления информации об аффилированных лицах в электронном формате, произошедшее в результате поломки компьютера и уничтожения программ и файлов, свидетельствует об отсутствии вины эмитента в совершении правонарушения.
В то же время в Постановлении ФАС Уральского округа от 25 октября 2004 г. N Ф09-4406/04-АК установлено, что при аварии системы отопления, которая длилась непродолжительное время, возможность для соблюдения установленных правил у общества имелась. В силу ст. 2.1 КоАП РФ и Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П ответчик за совершение данного правонарушения был обвинен в неосторожности.
Судебная практика однозначно рассматривает несоблюдение срока предоставления различных форм раскрытия информации как нарушение соответствующего порядка. Это касается, например, сведений о закрытии реестра*(3), ежеквартального отчета эмитента*(4), списка аффилированных лиц*(5).
Важным является определение момента исполнения обязанности по раскрытию информации при направлении ее в регистрирующий орган. Судебная практика устанавливает, что таким моментом является дата отправления по почте, а не получения регистрирующим органом*(6).
Таким образом, юристу публичной компании целесообразно обратить внимание на новеллы законодательства и судебную практику по вопросу раскрытия информации для того, чтобы предотвратить возможные разбирательства с акционерами и ФСФР России.
А. Ефремов,
кандидат юридических наук
"Корпоративный юрист", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно см.: Ефремов А. Правонарушения и ответственность на рынке ценных бумаг // Капитал & Право. 2005. N 8. С. 30-31.
*(2) См., например: Решение ВС РФ от 18.11.2004 г. N ГКПИ2004-1296; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2005 г. N А56-49979/04.
*(3) Постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2004 г. N Ф09-4643/04-АК.
*(4) Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.11.2003 г. N Ф03-А59/03-2/2870.
*(5) Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2004 г. N Ф04/1503-438/А45-2004.
*(6) См., например: постановления ФАС Уральского округа от 12.11.2003 г. N Ф09-3802/03-АК; от 18.11.2003 г. N Ф09-3905/03-АК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раскрытие информации публичными компаниями: законодательство и судебная практика
Автор
А. Ефремов - кандидат юридических наук
"Корпоративный юрист", 2006, N 4