Принципы государственного управления в сфере туризма
В результате обобщающего анализа норм международного права (таких как Манильская декларация по мировому туризму, Документ Акапулько, Хартия туризма), научных исследований в этой области предлагаются следующие отраслевые принципы государственного управления в сфере туризма*(1).
Принцип обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом выражается через состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"*(2)). Обеспечение безопасности предполагает использование соответственно мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера.
Принцип государственной поддержки туризма включает в себя две составляющие: социальную и экономическую. Социальная составляющая заключается в развитии социального туризма в интересах менее обеспеченных граждан, а также молодежного туризма и туризма людей преклонного возраста.
Экономическая составляющая заключается в развитии туризма и его индустрии как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации, что напрямую влияет на состояние бюджетов субъектов РФ.
Принцип международного сотрудничества заключается в укреплении связей между государствами.
Международное сотрудничество развивается в двух формах: сотрудничество на двусторонней основе и сотрудничество на многосторонней основе.
Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Так, например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно правового регулирования, туристских возможностей государств (ст. 5 Соглашения)*(3).
Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.
Принцип обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов, заключается в управлении и возможности направлять туристские потоки со стороны органов государственного управления в сфере туризма.
Это выражается в благоустройстве территорий, повышении значения для туристов ряда территорий, в проведении мероприятий по защите национального, исторического, природного и культурного наследия.
Принцип приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма заключается в увеличении доли малых предприятий в сфере туризма.
Субъекты малого предпринимательства в сфере туризма могут находиться на упрощенной системе налогообложения, что позволяет им представлять бухгалтерскую отчетность поквартально. Кроме того, обслуживающие туристов субъекты предпринимательской деятельности, оказывающие услуги общественного питания и временного размещения, могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 15% вмененного дохода (гл. 26.3 НК РФ).
На сегодняшний день этот принцип является почти декларативным.
Принцип единства системы государственного управления туризмом можно рассматривать в двух аспектах: единство системы нормативных правовых актов и единство органов исполнительной власти, осуществляющих функции управленческой деятельности в туристской сфере.
Признав туризм как одну из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации (в ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации")*(4), государство с течением времени утратило наступательность в выработке стратегических ориентиров и механизмов развития отрасли.
Можно согласиться с выводами академиков РАН А.Д. Некипеловым и Н.П. Лаверовым, что "в результате за последние десять лет не принято ни одного законодательного акта в сфере туризма"*(5).
В соответствии с Классификатором правовых актов, утв. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511*(6), правовые акты по туризму входят в группу "Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм", а также в "Международные отношения". Такая группировка не в полной мере учитывает особенности туризма.
Несогласованность просматривается в органах исполнительной власти, осуществляющих функции управленческой деятельности в туристской сфере. Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" было образовано Федеральное агентство по туризму*(7). В силу же специфики отрасли туризма кроме этого агентства еще более 40 федеральных органов исполнительной власти наделены функциями в части регулирования туризма.
Реализация принципа единства системы государственного регулирования туризма позволит России развивать дальше экономику и занять достойное место среди стран, предлагающих туристские услуги.
Л. Калинина,
заместитель генерального директора ООО "Монолит"
(г. Краснодар)
"Право и экономика", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Международный туризм: правовые акты / Со ст. Н.И. Волошин. М: Финансы и статистика, 2002. С. 186.
*(2) Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
*(3) Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 26-28.
*(4) СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491.
*(5) Некипелов А.Д., Лаверов Н.П., Зорин И.В. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма // Туризм: право и экономика. 2005. N 4. С. 11-16.
*(6) СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.
*(7) СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4635.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принципы государственного управления в сфере туризма
Автор
Л. Калинина - заместитель генерального директора ООО "Монолит" (г. Краснодар)
"Право и экономика", 2006, N 12