Защита общеизвестных товарных знаков
В немецком законодательстве о товарных знаках различают защиту общеизвестного товарного знака от использования идентичного ему обозначения, (защита идентичности знака), защиту общеизвестного товарного знака от использования сходных до степени смешения обозначений (защита от смешения с другими знаками) и защиту общеизвестности знака, которая выражается в том, что общеизвестный товарный знак защищен от использования идентичных и сходных до степени смешения обозначений также в отношении неоднородных товаров и услуг.
Защита общеизвестного товарного знака относится к компетенции Немецкого бюро по регистрации товарных знаков и выдаче патентов (далее - Бюро по регистрации товарных знаков) согласно § 9 абз. 1 N 3 Закона о товарных знаках и судов общей юрисдикции в соответствии с § 14 абз. 2 N 3 Закона о товарных знаках. Следует учитывать тот факт, что защита общеизвестного товарного знака по немецкому законодательству отличается от европейской по процессуальным аспектам.
Понятие общеизвестного товарного знака
Для того чтобы товарный знак можно было защищать как общеизвестный, т.е. на основании § 9 абз. 1 N 3 и § 14 абз. 2 N 3 Закона о товарных знаках, необходимо наличие определенной степени его известности: потребители, встречая обозначение, сходное с ним до степени смешения, должны устанавливать связь с этим знаком, даже если обозначение используется для других товаров или услуг. Кроме того, необходимо установление факта нанесения вреда общеизвестному товарному знаку*(1). О наличии необходимой степени известности можно говорить в том случае, если знак узнаваем значительной частью потребителей. При установлении степени известности принимаются во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, в особенности, какую долю рынка занимает товарный знак, интенсивность и продолжительность его использования, объем инвестиций в его продвижение*(2). В связи с этим нельзя назвать какие-либо цифры в процентах. Узнаваемость товарного знака 30% населения страны является достаточной для его охраны. Степень известности знака, как правило, устанавливается путем анализа результатов опроса общественного мнения. Если очевидно, что знак общеизвестен, тогда такого дорогостоящего доказательства не требуется.
Использование товарного знака путем нанесения вреда его ценности
Понятие ценности подразумевает любую положительную ассоциацию, вызываемую у потребителей с данным знаком. Эта ценность основывается на конкретном представлении о товаре, а именно: о его качестве, размерах, "возрасте", традиции, успешности и эффективности предприятия или на общем положительном имидже товарного знака.
Под использованием ценности товарного знака понимается перенос положительных ассоциаций, которые потребители связывают с известным товарным знаком, на товары и услуги, обозначенные знаками, зарегистрированными позднее (речь идет о так называемом переносе имиджа). Предпосылкой для этого является принципиальная допустимость переноса хорошей репутации известного знака, которая в значительной степени зависит от однородности товаров, пересечения круга потребителей, а также вида репутации*(3).
Нанесение вреда ценности общеизвестного знака происходит в случае переноса негативных представлений потребителей на общеизвестный знак. Например, при его использовании для обозначения низкокачественных товаров, вид или имидж которых не соответствует его имиджу, или при недостойном представлении товара в уничижительном или неприличном контексте.
Защита общеизвестного товарного знака ограничивается наличием оснований, оправдывающих его использование. Такими основаниями могут выступать, например, свобода слова и свобода печати (ст. 5 абз. 1 Основного закона), свобода творчества (ст. 5 абз. 3 Основного закона) или соблюдение иных законных интересов.
Использование товарного знака посредством нанесения вреда его
различительной способности
Под различительной способностью понимается принципиальная пригодность товарного знака выступать средством идентификации товаров и/или услуг. При регулярном использовании знака различительная способность усиливается, а при появлении аналогичных знаков может быть ослаблена.
Об использовании различительной способности общеизвестного товарного знака можно говорить в том случае, если другой знак ассоциируется с общеизвестным, что вызывает повышенный интерес со стороны потребителя (так называемое использование внимания)*(4). Под нанесением вреда различительной способности понимается любое ее ослабление, что означает, по сути, ослабление эффекта от рекламы общеизвестного знака (так называемое размывание товарного знака). Это влечет за собой нанесение реального ущерба владельцу товарного знака*(5).
Недобросовестное использование
Недобросовестное использование товарного знака представляет собой правонарушение, наличие состава которого устанавливается в каждом конкретном случае. Бремя доказывания недобросовестности использования товарного знака лежит на владельце общеизвестного товарного знака.
В случае использования идентичного с общеизвестным товарным знаком обозначения неизбежно возникает предположение о недобросовестности такого использования*(6). В каждом случае недобросовестность должна быть установлена. Если позднее зарегистрированный товарный знак напоминает общеизвестный по отдельным деталям (например, шрифтом или оформлением), то это является свидетельством недобросовестности использования товарного знака.
Охрана незарегистрированных товарных знаков, введенных
в гражданский оборот в Германии
Согласно § 4 N 2 Закона о товарных знаках, незарегистрированные знаки также охраняются, если они введены в гражданский оборот, т.е. для того чтобы знак охранялся, регистрация может быть необязательной. Условием для его охраны является, в первую очередь, соответствие требованиям охраноспособности товарных знаков. Спорным является вопрос о том, насколько (абсолютные) основания для отказа в регистрации знака, закрепленные в § 8 Закона о товарных знаках, затрагивают его охрану согласно § 4 N 2 Закона о товарных знаках.
Действие § 4 N 2 Закона о товарных знаках распространяется только на определенные товары или услуги. Так как при установлении объема охраны незарегистрированного товарного знака отсутствуют необходимые документы (заявление о регистрации, свидетельство о регистрации и т.п.), то определение этого объема происходит исключительно на основании фактических обстоятельств*(7).
Вхождение в оборот означает, что потребитель связывает товарный знак, обозначающий конкретные товары и услуги, с определенной компанией-производителем. Соответствующий круг потребителей - это все лица, для экономического поведения которых данный товарный знак имеет значение как средство индивидуализации товаров и услуг*(8). Нельзя сказать, что определенный процент потребителей должен узнавать данный товарный знак, чтобы признать за ним его вхождение в оборот. Это устанавливается в каждом конкретном случае. Для знаков, имеющих среднюю различительную способность, достаточно 20%, для знаков, использующих обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, общепринятые символы и т.д., этот процент гораздо выше.
Незарегистрированные товарные знаки отличаются от зарегистрированных знаков только фактом, имеющим для них правоустанавливающее значение. В отношении правовых последствий они в значительной степени уравнены с последними. Так, незарегистрированный знак, вошедший в гражданский оборот, охраняется, как и общеизвестный товарный знак, согласно § 14 абз. 2 N 3 Закона о товарных знаках, если он в достаточной степени известен. Конечно, следует обратить внимание на то, что иск об оспаривании товарного знака не может быть подан владельцем незарегистрированного товарного знака, введенного в оборот. Однако владелец незарегистрированного знака может на основании § 12 Закона о товарных знаках подать иск об аннулировании регистрации знака.
Охрана общеизвестного товарного знака Германии
Общеизвестные товарные знаки охраняются в соответствии со ст. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности и § 4 N 3 Закона о товарных знаках. Регулирование, предусмотренное немецким законодательством, в отличие от ст. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности предусматривает как защиту товарных знаков, так и знаков обслуживания. Особо охраняются иностранные знаки, не используемые в своей стране, так как, согласно § 4 N 3 Закона о товарных знаках, достаточно признания их известности за границей. Условием для защиты является тот факт, что товарный знак общеизвестен в своей стране. Эта общеизвестность отличается от "обычной" известности (§ 9 абз. 1 N 3; § 14 абз. 2 N 3 Закона о товарных знаках). Поэтому необходимая степень известности должна быть значительно выше, чем у просто известного товарного знака. Принято считать, что показатели известности между 50% и 70% являются достаточными.
Общеизвестность знака является абсолютным основанием для отказа в регистрации идентичных или сходных с ним товарных знаков. Иски об оспаривании общеизвестного товарного знака могут основываться на § 42 абз. 2 N 2 Закона о товарных знаках. Разумеется, в обоих случаях предпосылкой является однородность товаров или услуг. В случае, если соответствующие товары и услуги не однородны, то владелец общеизвестного знака вправе подать иск об аннулировании регистрации знака лишь на основании § 51, § 55 Закона о товарных знаках.
Европейская защита общеизвестных товарных знаков
Директива ЕС о товарных знаках, как и Закон ФРГ о товарных знаках, выделяет следующие виды защиты: защиту идентичности знака, защиту от смешения с другими знаками, защиту общеизвестности знака. Владельцы общеизвестных товарных знаков в Европейском Союзе могут воспользоваться защитой в случае недобросовестного использования их знаков посредством нанесения ущерба их ценности и различительной способности.
Согласно ст. 8 абз. 5 и в соответствии со ст. 42 абз. 1a Директивы ЕС о товарных знаках иск об оспаривании товарного знака может быть подан в том случае, если используется положительная репутация или различительная способность знака с более ранним приоритетом. Соответственно, защитить общеизвестный европейский товарный знак можно путем подачи заявления в Европейское ведомство по регистрации и выдаче патентов (далее - Европейское ведомство по регистрации) и путем судебных разбирательств в национальных судах.
Условия, подлежащие проверке в рамках ст. 8 абз. 5, ст. 9 абз. 1c Директивы ЕС о товарных знаках, соответствуют условиям, закрепленным в § 9 абз. 1 N 3 и § 14 абз. 2 N 3 Закона о товарных знаках. Поэтому далее будут рассматриваться лишь некоторые особенности европейской правовой защиты общеизвестных товарных знаков.
Общеизвестность товарного знака
Понятие общеизвестности в европейском законодательстве соответствует его трактовке в немецком праве и толкованию европейских рекомендаций относительно использования знаков Судом Европейских сообществ. Решения Европейского ведомства по регистрации ориентируются при определении известности зачастую на конкретные обстоятельства каждого дела, поэтому, несмотря на обширную судебную практику, едва ли можно выделить определенные критерии. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос о том, на какой территории знак должен быть известен. Бесспорным является лишь то, что общеизвестность знака не обязательно должна распространяться на всю территорию Европейского Союза. Напротив, достаточно того, если знак известен на значительной территории ЕС, при этом известность не должна обязательно распространяться на территории одного государства - члена ЕС.
Сходство товарных знаков, однородность товаров и услуг
Вопрос о степени сходства знаков, необходимой для признания факта нарушения ст. 8 абз. 5 или ст. 9 абз. 1c Директивы ЕС о товарных знаках, также пока до конца не решен. Суду Европейских сообществ еще предстоит внести ясность в данный вопрос. Однако он занял однозначную позицию, заявив, что необходимым условием наличия состава правонарушения является однородность товаров и услуг.
Использование различительной способности или ценности
В отношении доказательств недобросовестного использования различительной способности общеизвестного товарного знака или его положительного имиджа (Европейское ведомство по регистрации обычно не проводит различия между ними) Европейское ведомство по регистрации разработало следующие критерии оценки. Признаком использования знака является большая
степень сходства между обоими знаками, особенно заимствование более поздним знаком шрифта и, соответственно, графических элементов общеизвестного знака. И, напротив, описательный характер сходных элементов обозначения не является свидетельством использования различительной способности или нанесения вреда ценности общеизвестного знака.
Нанесение вреда различительной способности или ценности
Предпосылкой нанесения вреда ценности общеизвестного знака является нарушение его имиджа другим знаком. Согласно практике Европейского ведомства по регистрации, имиджу товарного знака наносится вред негативными ассоциациями, например, если он используется в непристойном или уничижительном контексте или в контексте, не совместимом с его имиджем, а также в случае его использования для обозначения низкокачественных товаров.
Нанесение вреда различительной способности имеет место тогда, когда снижается привлекательность торгового знака путем использования знака с более поздним приоритетом. Ущерб состоит в потере известным товарным знаком своего эксклюзивного положения, вследствие чего он более не ассоциируется потребителями или ассоциируется не только с товарами владельца данного знака. Нанесение ущерба различительной способности тем сильнее, чем выше различительная способность или имидж известного знака.
Перевод с немецкого Г. Засеевой
Т. Лампель,
адвокат юридической компании Harmsen Utescher
"Корпоративный юрист", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) EuGH GRUR Int. 2000, 73 - Chevy, Rn. 27.
*(2) EuGH GRUR Int. 2000, 73 - Chevy, Rn. 27; GRUR 2002, 340 - Fabergй.
*(3) См.: OLG Frankfurt a. M. GRUR 2000, 1063, 1065 - SpeeFuchs. Судом было признано, что не могло произойти переноса имиджа товарного знака ввиду того, что знаки использовались в разных отраслях экономики: один был средством идентификации услуг по кредитованию строительства, другой - моющих средств.
*(4) BGH GRUR 1981, 142, 144 - Krдutermeister.
*(5) BGH GRUR 2001, 507, 509 - EVIAN/REVIAN.
*(6) KG GRUR 2000, 906, 907 - Gute Zeiten, Schlechte Zeiten.
*(7) BGH GRUR 1982, 672, 674 - Aufmachung von Qualitдtsseifen.
*(8) BGH GRUR 1969, 681, 682 - Kochendwassergerдt.
*(9) EuGH GRUR 2003, 240, 242, Rn. 24 - Davidoff.
*(10) Gьrtler, GRUR Int. 2005, 273, 279 f.
*(11) EuGH GRUR Int. 2000, 73 - Chevy, Rn. 30.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Защита общеизвестных товарных знаков
Автор
Т. Лампель - адвокат юридической компании Harmsen Utescher
"Корпоративный юрист", 2006, N 3