Как правильно оформить приобретение устройств для подогрева воды (кипятильников) для использования работниками предприятия?
Из положений статей 22 и 223 Трудового кодекса следует, что на работодателя возлагается обязанность обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. Для этого организация должна оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнату для отдыха в рабочее время (на предприятиях с непрерывным циклом работы).
Расходы на обеспечение указанных положений, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ).
Следовательно, оборудовав комнату отдыха (в т.ч. устройством подогрева воды), налогоплательщик только исполнил свою законодательно установленную обязанность.
Это означает, что расходы, понесенные налогоплательщиком, являются экономически обоснованными, что позволяет принять их:
а) для целей исчисления налога на прибыль;
б) для целей применения вычета входного НДС, уплаченного поставщику оборудования.
Сказанное выше вовсе не означает, что документы, подтверждающие приобретение бытового оборудования, полностью удовлетворят налоговую инспекцию. Мы советуем подготовить внутреннее распоряжение со ссылками на нормативы. В частности, на действующие строительные нормы и правила "Административные и бытовые здания" СНиП 2.09.04-87 (утв. постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 г. N 313 (далее - СНиП) с изменениями N 1, 2, утвержденными, соответственно, постановлениями Госстроя России от 31.03.1994 г. N 18-23, введенным в действие с 1 июля 1994 г., и Минстроя России от 24.02.1995 г. N 18-21, введенным в действие с 1 марта 1995 г.).
Этим СНиП установлены нормы для оборудования санитарно-бытовых помещений и помещений для оказания медицинской помощи. Площадь комнаты приема пищи следует определять из расчета 1 кв. м на каждого посетителя или 1,65 кв. м на инвалида, пользующегося креслом-коляской, но не менее 12 кв. м (п. 2.52). Эта комната должна быть оборудована умывальником, стационарным кипятильником, электрической плитой, холодильником. При числе работающих до 10 человек в смену вместо комнаты приема пищи допускается предусматривать в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв. м для установки стола для приема пищи.
В вашем случае под "кипятильником" можно понимать и электрический чайник, и комбинированное устройство (кулер / кипятильник).
СНиП предусматривает возможность организации комнаты для приема пищи при количестве работающих в одну смену не более 30 человек - при большем количестве работающих предусматривается наличие столовой (п. 2.49). Причем, если в организации уже есть столовая, одновременно с ней комната для приема пищи существовать не должна.
Таким образом, необходимо:
1. создать комиссию (например, производственно-бытовую);
2. оформить протокол этой комиссии о необходимости оборудования комнаты для приема пищи;
3. издать распоряжение (приказ) руководителя о приобретении оборудования для комнаты приема пищи;
4. приобрести оборудование.
А.Б. Черняков,
генеральный директор ЗАО
"Асон-Аудит", член-корр. РАЕН, аттестованный аудитор
1 декабря 2006 г.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru