Эзотеризм в бухгалтерии
В конце XIX - начале XX вв. в специализированных изданиях по бухгалтерскому учету оживленно дискутировался вопрос, является ли бухгалтерский учет наукой. В качестве альтернативы бухгалтерскому учету как науке мыслилась прикладная деятельность, т.е. проблема была поставлена таким образом: бухгалтерский учет - это наука или прикладная деятельность? Иногда наука противопоставлялась не прикладной деятельности, а искусству, и тогда наука символизировала прикладной аспект знания, а искусство - творческий.
Время от времени дискуссии по этой проблеме возобновлялись; потом прекращались, но решение проблемы не было найдено, во всяком случае, если судить по современным учебникам по бухгалтерскому учету, где ни о чем подобном речь не идет.
Сама постановка проблемы кажется сегодня схоластической, патриархальной и вообще мало кого интересует. Беремся утверждать, что не интересует совершенно напрасно - наличие у бухгалтерского учета прикладного и теоретического аспектов, а именно в такую плоскость можно перевести старинную формулировку, является, по нашему мнению, ключом к пониманию стоящих перед бухгалтерским учетом задач и, если брать шире, роли бухгалтерского учета в современном мире.
Ближе всего, как нам думается, к истине подобрался Е.Е. Сиверс (1852-1917), предложивший разделить бухгалтерский учет на две дисциплины: научную, названную им счетоведением, и прикладную, названную счетоводством. К сожалению, предложенная Сиверсом терминология не прижилась, а бухгалтерский учет так и остался единым, во всяком случае для большинства бухгалтеров, несмотря на то, что прикладной и теоретический аспекты бухгалтерского учета плохо уживаются друг с другом и вообще представляют собой две разные отрасли деятельности.
Прикладной учет (согласно терминологии Сиверса - счетоводство) - это отрасль, регламентируемая законодательно, профессия нескольких миллионов человек, представители которой трудятся на каждом из действующих предприятий. Вследствие своей массовости счетоводство является идеологией людей, озабоченных решением меркантильных проблем: как сдать годовую бухгалтерскую отчетность и при этом не допустить ошибку, как не пропустить очередное нововведение в области регламентации бухгалтерского учета, каким образом трактовать особенно туманное положение законодательства? К теории бухгалтерского учета все это не относится ни в малейшей степени - странно, в самом деле, полагать, что нормативная база имеет хоть какое-нибудь касательство к теории учета. Как будто то, решится или не решится законодатель на очередное нововведение, определяет осознание свободными в своих намерениях исследователями закономерностей окружающего мира.
Ученые, занимаясь исследованиями природы, формулируют ее законы, а остальные начинают этими законами пользоваться - после того, конечно, как законы будут претворены в новые технологии: телевизоры, автомобили, компьютеры, бухгалтерские балансы и пр. От наличия невостребованных открытий исследователи ничего не теряют, в проигрыше оказываются те, кто не может извлечь из таких открытий выгоды, т.е. человечество в целом.
Основная причина непонимания различий между свободными исследованиями в области бухгалтерского учета (теорией учета) и прикладным учетом состоит в том, что законы, действующие в области бухгалтерского учета, не могут быть материализованы. Таким образом, бухгалтерский учет наряду с другими экономическими дисциплинами относится скорее к социальным, чем к естественным наукам. Как просто судить о том, изобретен вечный двигатель или не изобретен: если колесо крутится без остановки, значит, изобретен, в противном случае - не изобретен. С бухгалтерским учетом такой номер не пройдет: с одной стороны, любое открытие в этой области может быть не востребовано и забыто (а попробуйте-ка забыть о существовании колеса или атомной бомбы!); с другой стороны, можно заставить практикующих бухгалтеров вести учет по любой (даже самой непрогрессивной) методике, как это и происходит в действительности.
Помимо страха ко всему новому, изначально присущего людям, определенную роль играет здоровый консерватизм, не позволяющий изменять правила игры по ходу дела,- счетоводство утилитарно, поэтому необходимо придерживаться одной методологии на протяжении значительного времени. По идее, буфером между счетоведением и счетоводством призвано служить законодательство, базирующееся на отобранных научных концепциях и содержащее рекомендации относительно наиболее перспективных из этих концепций. Однако на деле законодательство "действует в собственных интересах", не имеющих с научными исследованиями ничего или почти ничего общего. В результате счетоведение и счетоводство оказываются изолированы одно от другого.
Ученые от бухгалтерии что-то изобретают и исследуют, а практикующие бухгалтеры занимаются регистрацией первичных документов и составлением квартальной отчетности. Постепенно одни полностью перестают понимать других: ученые считают практиков в лучшем случае знатоками бухгалтерского законодательства, с точки зрения науки представляющего собой мешанину самых диких и несовместимых воззрений, а в худшем случае практики для ученых - машины по вводу исходной информации в компьютер; практики же обвиняют ученых в оторванности от жизни. По мнению практиков, теории бухгалтерского учета вообще не существует, так как бухгалтерский учет не является научной дисциплиной, а сводится к конспектированию изложенных в бухгалтерском законодательстве требований.
Практиков можно разделить на две категории. К первой категории относятся специалисты не самой высокой квалификации, жадно заглатывающие комментарии к текущему законодательству и специальную литературу и пропускающие, разумеется, материалы по теории бухгалтерского учета. Во вторую категорию входят более квалифицированные и оттого самоуверенные работники. Специальных изданий они вообще не читают, так как справедливо полагают, что авторы подобных книг мало чем отличаются от них самих. Эти работники въедливо изучают нормативную базу, что, заметим, единственно возможный и правильный путь. И все практикующие бухгалтеры пренебрежительно относятся к теоретикам бухгалтерского учета, озабоченным совершенно иными проблемами. В итоге бухгалтерский учет разделен на два враждующих лагеря, выступающих под знаменами счетоведения и счетоводства, хотя никто не осознает этого.
Литература по счетоведению и счетоводству соседствует на одних и тех же полках книжных магазинов под рубрикой "Бухгалтерский учет", хотя счетоведение, как и любая другая научная дисциплина, направлено на постижение окружающего мира, а счетоводство - на трактовку бухгалтерского или налогового законодательства и в лучшем случае исполняет лишь функцию обучения, которую вряд ли можно считать научной деятельностью. Элементы счетоведения и счетоводства порой оказываются под одной обложкой. Это происходит, когда из лучших побуждений или под молчаливым нажимом издателей автор вместе с научными изысканиями вынужден помещать в книгу или статью прикладной, нормативный материал, не имеющий отношения к науке. В результате создается иллюзия, будто существует бухгалтерский учет "как попроще", отвечающий нуждам рядовых бухгалтеров, и бухгалтерский учет, создаваемый интеллектуалами, который невозможно приспособить к практике. На самом деле это два разных вида деятельности: один представляет собой научную дисциплину, другой полностью утилитарен.
Научной деятельностью занимаются немногие, а прикладной - все бухгалтеры. Благодаря стараниям большинства, на поводу у которого идут издатели, интеллектуалы в бухгалтерском учете почти вывелись, хотя именно они двигают эту дисциплину вперед. Если сказать точнее, то интеллектуалов осталось столько же, сколько было, но они предпочитают давать комментарии к законодательству и заниматься другими приятными и необременительными для интеллекта мелочами, приносящими доход.
Однако род занятий большинства людей никак не сказывается на результатах самих занятий. Один человек изобретает велосипед; несколько человек, освоив велосипед, обучают остальных езде на нем; остальные - заурядные велосипедисты. Кто же из них более ценен для прогресса? Очевидно, изобретатель велосипеда, находящийся на вершине интеллектуальной пирамиды. Тренеры по велосипедному спорту занимают среднюю позицию. Прочие любители езды на велосипеде находятся в основании этой пирамиды, являясь конечными потребителями технологического открытия, когда-то совершенного лучшим из лучших. Не правда ли, ездить на велосипеде гораздо проще, чем его изобрести?
Изобрести, открыть что-либо может кто-то один. Естественно, он опирается на изобретения и открытия предшественников, своих собратьев по духу, но он интеллектуальный изгой, создавший новое только благодаря тому, что не пошел по проторенному пути, а занял собственную уникальную позицию, позволившую ему взглянуть на окружающий мир по-новому. Такое доступно немногим, поэтому любая научная и вообще творческая деятельность, в том числе в области бухгалтерского учета, по сути эзотерична. Напротив, использование открытий и изобретений эзотериков по сути экзотерично, т.е. это удел толпы, не способной совершить прозрение, стать первыми.
Счастливчики, которым удается выделиться из толпы качеством и масштабом мышления, относятся к иному, малочисленному разряду специалистов. Даже неудачные попытки изобрести велосипед принадлежат более редкому виду деятельности, чем езда на велосипеде. Изобретателей велосипедов гораздо меньше, чем велосипедистов, авторов же книг по бухгалтерскому учету гораздо больше, чем лиц, пытающихся придумать новые методы учета.
Издатели поступают совершенно правильно, публикуя произведения практиков и отвергая книги теоретиков, поскольку читателей у книги с названием "Десять тысяч бухгалтерских проводок по действующему законодательству" заведомо больше, чем у книги с названием "Десять нерешенных проблем бухгалтерского учета". Хотя, может быть, именно в последней приведены самые передовые методы учета, в которых так остро нуждается современное производство. Стремление издательств к массовой продаже своей продукции понятно и оправданно - предпринимательская деятельность все-таки.
Однако это не означает, что счетоведение как эзотерический раздел бухгалтерии не должно существовать вовсе. Большинство всегда диктовало меньшинству свою волю, однако прогресс неизбежен, технологии эволюционируют, что было бы невозможно, если бы усилия одиночек полностью поглощались волей большинства.
Эзотерические науки, будучи уделом немногих, имеют свой способ выживания, заключающийся в том, что их вовремя признали эзотерическими науками. Основное правило любой эзотерической науки - ненавязчивость, даже скрытность: знание, которое способны воспринять немногие, не должно распространяться среди всех, так как большинству оно недоступно. В самом деле, какой смысл объяснять практику, прекрасно ориентирующемуся в бухгалтерском законодательстве, что помимо положений по бухгалтерскому учету и Налогового кодекса Российской Федерации существует теория бухгалтерского учета, почти не пересекающаяся с названными документами и развивающаяся не благодаря законодателям и разработчикам международных стандартов, а скорее, вопреки их усилиям? Такой человек никогда не поймет и не примет этой нехитрой истины: он, несмотря на свой высокий профессиональный статус, принадлежит к тем, кто пользуется велосипедами, а не изобретает их. Освоение бухгалтерского и налогового законодательства он непременно сочтет доказательством своего нахождения на вершине интеллектуальной пирамиды, но ошибется, ибо даже не представляет себе, сколь высоко эта пирамида уходит в небо.
Поскольку основатель современной бухгалтерии (во всяком случае ему это приписывается) Лука Пачоли был математиком и его знаменитый трактат о счетах и записях был его одиннадцатым по счету математическим сочинением, можно прийти к выводу, что знания бухгалтерского и налогового законодательства для овладения бухгалтерским учетом может быть недостаточно: для овладения счетоводством этого, видимо, достаточно, но для счетоведения представляет скорее начальный или даже побочный этап приближения к мастерству. Вместе с тем собственное непонимание успокаивает, так как осознание своей ограниченности традиционно считается одним из признаков эзотеризма: если у студента после двух ночей зубрежки перед экзаменом иногда возникает радостное ощущение, что ему известно буквально все, то у профессора, уверенного в неразрешимости некоторых актуальных научных проблем, такое ощущение не появляется. Однако несмотря на наличие или отсутствие уверенности, представителем эзотеризма выступает все-таки профессор, а не студент.
Издавна (на Востоке более, чем на Западе) эзотерические знания передавались от учителя к ученику, т.е. от одного посвященного к другому посвященному, и таким способом сохранялись. По этому же принципу действовали религиозные, философские, оккультные и прочие секты. От отца к сыну передавались также профессиональные знания в сфере семейного "бизнеса": посвященные обучали неофитов и тем обеспечивали преемственность своего дела. Некоторые эзотерические знания не имели прикладного характера и веками оставались бесплотной, замкнутой в себе мудростью. Профессиональные же навыки в гончарном, ювелирном и других ремеслах имели утилитарное значение, хотя и оставались эзотерическими знаниями, доступными немногим.
Пожалуй, одна из основных проблем бухгалтерского учета, вернее счетоведения как его эзотерической составляющей, заключается в том, что неизвестны тайные секты, ордена, касты и фамилии бухгалтеров, которые на протяжении веков сохраняли эзотерическое знание в неприкосновенности. Конечно, традиция передачи знаний непосредственно от учителя к ученику стала утрачиваться с изобретением письменности, а потом и с появлением ее оптимального носителя - бумаги. В результате стало возможным внеличностное общение посредством фиксации знаний на бумаге, обращающейся среди множества лиц.
Представители любого эзотерического течения имеют специальные опознавательные знаки, позволяющие идентифицировать друг друга в толпе. В счетоведении таким опознавательным знаком, несомненно, является знакомство со специальной литературой, разумеется, посвященной не текущему законодательству, а методологии бухгалтерского учета.
Безусловно, самыми приметными современными центрами счетоведения являются кафедры бухгалтерского учета при высших учебных заведениях, где можно услышать имена десятков мудрецов в области бухгалтерского учета (практикующим бухгалтерам известно лишь имя Луки Пачоли) и где обитают те, кто знаком с наследием посвященных, а также неофиты. Конечно, ученые степени не могут свидетельствовать о принадлежности к посвященным - слишком многие специалисты занимаются не счетоведением, а счетоводством. Когда мы говорим о посвященных, то имеем в виду тех, вокруг кого группируются приверженцы эзотерического знания, т.е. люди науки. Подобное притягивает подобное, и одна яркая развившаяся личность сплачивает вокруг себя заинтересованных неофитов, становящихся учениками. В бухгалтерском учете подобных ярких личностей, к сожалению, недостает.
Если бы бухгалтеры осознали, что теория и практика бухгалтерского учета представляют собой разные (эзотерическую и экзотерическую) отрасли деятельности, бухгалтерам стало бы легче ориентироваться в этой дисциплине. Эзотерическое счетоведение начало бы развиваться по своим законам, а те, кто занимается таким счетоведением, оставили безнадежные попытки воздействовать на умы практиков или законодателей, т.е. принести утилитарную пользу. Счетоводству была бы предоставлена возможность двигаться в своем направлении. Разделение дисциплин позволило бы начинающим выбрать свой путь: путь бухгалтера, выполняющего нетворческую, хотя и интеллектуальную работу за достойное вознаграждение; путь консультанта, за еще более достойное вознаграждение обучающего бухгалтеров выполнению их работы; путь адепта, указующего направления развития учета, но вынужденного при полном неприятии своей деятельности со стороны двух первых категорий либо в поисках заработка совмещать творческую деятельность с нетворческой.
Разделение бухгалтерского учета на две дисциплины вызовет интерес к счетоведению как эзотерической области деятельности: находит же своих читателей и почитателей оккультная, теософская и прочая эзотерическая литература, почему бы не найти поклонников и счетоведению как науке, имеющей многовековую историю, тем более что в отличие от других эзотерических наук у счетоведения есть и экзотерическая альтернатива - счетоводство? То, что в большинстве случаев подается под соусом теории бухгалтерского учета, на самом деле представляет собой не теорию бухгалтерского учета, т.е. эзотерическую, апробированную временем либо новейшую методологию учета, а описание прикладных способов ведения учета в соответствии с действующим законодательством. Книги по истинной теории бухгалтерского учета, хотя и со ссылками на действующее законодательство, можно пересчитать по пальцам. Доступны они пониманию немногих, следовательно, и интересны немногим.
Вероятно, большинству бухгалтеров будет обидно услышать, что в смысле влияния результатов их работы на прогресс они занимаются отнюдь не высокоинтеллектуальной деятельностью. Однако в бухгалтерском деле низшая интеллектуальная деятельность является более оплачиваемой, поэтому, приняв за основу относительно высокий уровень доходов, практики могут тешить себя мыслью, что именно они находятся на наиболее сложном и ответственном участке работы. Теоретики же будут горды собственной значимостью и незаменимостью - каждому свое. В конце концов никого не обижает существование адептов в иных, не связанных с бухгалтерией отраслях интеллектуальной деятельности - философов, религиозных деятелей, астрономов, физиков, математиков, генетиков, равно как и представителей других научных сообществ. Все они (при условии, что занимаются настоящей наукой, а не ее имитацией), безусловно, также являются эзотериками. Никто не величает человека, работающего на калькуляторе, математиком, почему тогда теоретиков бухгалтерского учета равняют с практиками, чьи попытки осознать сложнейшие законы учета благополучно прекратились по окончании учебного заведения?
Нам думается, исходя из сказанного можно сделать следующий вывод: как только научные исследования перестанут отождествляться с прикладной деятельностью, желающие смогут попробовать себя и в той, и в другой области, не путая творческое счетоведение с обыденным счетоводством.
Публикация является журнальным вариантом отрывка из книги М.Ю. Медведева "Бухгалтерский учет для посвященных", которая готовится к печати в ИД ФБК-ПРЕСС.
М.Ю. Медведев,
ведущий специалист фирмы "Профессиональные
бухгалтеры. Бухгалтерские и аудиторские услуги"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru