Организация планирует заключить договор с фирмой из государства А на изготовление и размещение различных видов рекламы продукции организации в государстве Б, являющемся членом СНГ. Организация производит продукцию в Российской Федерации и экспортирует ее согласно договорам на территорию государства Б.
Оплачивать рекламные услуги организация предполагает после их оказания или на условиях предоплаты, при этом срок между днем оплаты услуг и днем оказания услуг не должен превышать 90 дней.
Будет ли налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшаться на расходы на изготовление и размещение рекламы?
Согласно ст. 252 НК РФ в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимо учитывать, что расходы будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль только в том случае, если они произведены для получения дохода.
В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых или реализуемых товаров относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль к расходам организации на рекламу относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, а также на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Приведенные формулировки закона не являются достаточно четкими, однако из них можно сделать вывод, что к расходам на рекламу относятся как расходы на ее изготовление, так и расходы на ее размещение.
При этом действующее законодательство не ставит отнесение расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в зависимость от того, кто оказывает услуги по изготовлению или реализации рекламы продукции налогоплательщика - иностранная или российская организация, а также от того, на территории какой страны эти услуги оказываются. В соответствии со ст. 311 НК РФ при определении налогооблагаемой базы расходы, произведенные российской организацией при получении доходов от источников за пределами территории Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, предусмотренных главой 25 НК РФ, т.е. в общем порядке.
Из вопроса следует, что организация экспортирует свою продукцию согласно договорам на территорию государства Б и получает (или предполагает получать) от этой деятельности налогооблагаемые доходы, источники которых находятся за пределами территории Российской Федерации. Таким образом, расходы на рекламирование продукции организации на территории государства Б производятся именно для получения дохода от реализации производимой организацией продукции. Следовательно, такие расходы будут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль вне зависимости от того, что указанные услуги оказываются фирмой, созданной в соответствии с законодательством государства А.
Из заключаемого договора на оказание рекламных услуг, видимо, должна следовать связь оплаты рекламы с деятельностью организации (изготовление и реализация продукции).
Г.М. Акчурина,
налоговый юрист компании "ФБК"
1 ноября 2003 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru