ОАО "Б" (далее - общество) намерено организовать питание сотрудников на своих площадях, но без создания структурного подразделения с такими функциями. Помещения, в которых находится необходимое для этого технологическое оборудование (далее - комбинат питания), являются государственной собственностью и принадлежат обществу на праве хозяйственного ведения. Оборудование же - собственность общества и учитывается на его балансе.
Рассматривается вопрос о заключении договора с фирмой на оказание услуг по организации питания сотрудников общества на территории комбината питания. Условия договора:
фирма принимает на себя обязательства, связанные со всем технологическим циклом организации питания (приобретает за свой счет продукты, обеспечивает их хранение и обработку, осуществляет приготовление и раздачу готовых блюд на площадях и оборудовании комбината питания (без аренды), а также проводит необходимые санитарно-гигиенические работы (уборку помещений и поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования и инвентаря и т.д.);
выручку от реализации продукции получает фирма;
фирма компенсирует обществу расходы на коммунальные услуги, связанные с технологическим циклом организации питания;
общество не оплачивает работы (услуги), выполняемые фирмой.
Какая из сторон, заключивших договор, должна получить сертификат на предоставление услуг общественного питания? Правомерна ли такая ситуация: сам сертификат получает фирма, а необходимые для его выдачи сопутствующие документы (сертификаты Госсанэпиднадзора России, удостоверяющие соответствие помещений и технологического оборудования его требованиям, разрешения пожарной инспекции и Госэнергонадзора России и др.) - общество?
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" услуги, оказываемые в сфере общественного питания, подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством обязательной сертификации.
Сертификация проводится в соответствии с документом "Временный порядок сертификации услуг общественного питания. Рекомендации", утвержденным Постановлением Госстандарта России, Роскомторга, Госсанэпиднадзора России от 18 января 1995 г. N 4/3/3 (далее - Временный порядок).
Поскольку сертификации подлежат услуги, оказываемые организацией, сертификат может быть выдан только на лицо, оказывающее данные услуги, так как услуги оказывает именно это лицо.
Таким образом, сертификат на предоставление услуг общественного питания должна получить фирма.
Согласно п. 4.2.3 Временного порядка все схемы сертификации предусматривают проверку наличия заключений органов Госсанэпиднадзора России и пожарной инспекции о соответствии предприятий санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности.
В соответствии с данной нормой и с учетом указанных в приложении 1 к Временному порядку нормативных документов под соответствием деятельности определенным требованиям подразумевается соответствие данным требованиям конкретных объектов (помещений, оборудования и пр.), используемых для оказания услуг общественного питания. Причем факт соответствия указанным требованиям не зависит от субъекта, обратившегося за подтверждением такого факта (например, таким лицом может быть собственник, арендатор и др.).
Таким образом, по нашему мнению, получение обществом документов, необходимых для выдачи сертификата на предоставление услуг общественного питания, является правомерным и не будет препятствовать получению данного сертификата фирмой.
Считаем необходимым отметить, что для минимизации вероятных рисков в случае, если сопутствующие документы получает общество, следует закрепить данную его обязанность в договорном порядке. Это можно сделать, например, путем включения в договор такого условия: общество обязано предоставить фирме помещение и оборудование, пригодные для оказания услуг общественного питания, что должно быть подтверждено соответствующими сертификатами (Госсанэпиднадзора России о соответствии помещений и технологического оборудования требованиям пожарной инспекции и Госэнергонадзора России и др.).
А.А. Петрыкин,
А.П. Смилянец,
налоговые юристы компании "ФБК"
1 ноября 2003 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru