Будет ли аудиторская деятельность саморегулируемой?
Уже давно общепринято критиковать представителей правительственных структур за то, что они сильно забюрократизированы, медлительны и недостаточно компетентны, а государственное регулирование некоторых видов деятельности только мешает работать специалистам. И вот, 9 октября 2003 г. Правительство РФ наметило конкретные шаги по осуществлению административной реформы - упразднению ряда избыточных функций министерств и ведомств.
Избыточным был признан в том числе контроль за качеством аудиторских услуг, подготовки и повышения квалификации аудиторов, которым в настоящее время ведает департамент организации аудиторской деятельности Минфина России.
Государственная Дума 14 октября 2003 г. приняла в первом чтении законопроект о саморегулируемых организациях, где предполагается отдать на откуп объединениям участников различных рынков (аудита, бухгалтерских услуг, оценочной деятельности, торговли ценными бумагами, консалтинга) разработку правил и стандартов предпринимательской деятельности и осуществление контроля за их соблюдением.
Судя по газетным откликам на данную инициативу исполнительной и законодательной властей, реакция профессионального сообщества российских бухгалтеров и аудиторов оказалась весьма неоднозначной. Новые права (самостоятельно разрабатывать правила своей деятельности) предполагают и новые обязанности (жестко контролировать качество работы членов объединений, нести перед обществом ответственность и за соблюдение ими таких правил, и за эффективность правил и стандартов как таковых), а к этому существующие профобъединения, похоже, еще не готовы.
В настоящее время при Минфине России аккредитованы семь аудиторских объединений, и к возможности эффективного регулирования ими аудиторской деятельности как нельзя лучше подходит поговорка о семи няньках, у которых дитя без глазу. В начале 2002 г., в период обсуждения Закона об аудиторской деятельности, эти объединения лоббировали предоставление именно им права разрабатывать и принимать аудиторские стандарты. Однако, когда Законом такое право аудиторским объединениям было дано, выяснилось, что удобнее готовить единые для всех общенациональные стандарты и принимать их постановлениями Правительства РФ: так и авторитет у документов выше, и ответственность за содержание стандартов несет не тот, кто их разрабатывает, а некто далекий и неперсонифицированный. Сейчас семь объединений активно конкурируют друг с другом в наборе в свои ряды новых членов, поэтому объединениям выгоднее демонстрировать понимание и терпимость к не всегда добросовестным аудиторам и отдать проверочные и контрольные функции более независимому и объективному государственному органу. В таких условиях объединения аудиторов совсем не рады неожиданно сваливающемуся на них счастью.
Все указанные административные реформы возможны только в том случае, если будут последовательно изменены многие ныне действующие федеральные законы, которыми пока предписано правительственное регулирование различных профессиональных видов деятельности. Для этого правительственные органы, функции которых предполагается упразднить, должны подготовить соответствующие проекты о внесении поправок в существующие законы, а Государственная Дума принять эти поправки в установленном порядке. Правительство РФ определило срок отмены государственного регулирования деятельности аудиторов и бухгалтеров как 1 октября 2004 г. Однако, если учесть незаинтересованность правительственных органов в такой реформе, завершение в ближайшее время работы одного состава Государственной Думы и начало работы другого состава, а также тот факт, что общественные объединения не рвутся получить новые права и обязанности, срок коренных изменений можно считать чересчур оптимистичным.
Н.А. Ремизов,
директор по специальным проектам аудиторской фирмы "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru