Не противоречат ли требования Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" требованиям ст. 71 БК РФ? Обязательно ли заключение на конкурсной основе договоров, заключаемых бюджетными учреждениями за счет средств от разрешенной коммерческой деятельности?
Действительно, нормы Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ (ред. от 27.07.06 г.) и БК РФ, касающиеся заключения государственных контрактов в части ограничений на осуществление различных конкурсных процедур, несколько различны.
Согласно ст. 71 БК РФ на основе государственных или муниципальных контрактов, осуществляются "все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда" (200 тыс. руб.).
В соответствии с Законом N 94-ФЗ нормативы заключения государственных контрактов несколько иные:
закупка при ее стоимости, не превышающей установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами (т.е. 60 тыс. руб.) - без заключения государственного контракта (п.п. 2 ст. 1 Закона);
закупка стоимостью от 60 тыс. руб. до 250 тыс. руб. - путем заключения государственного контракта путем проведения конкурсных торгов или запроса котировок;
закупка стоимостью свыше 250 тыс. руб. - путем заключения государственного контракта исключительно путем проведения конкурсных торгов.
Учитывая данные противоречия, ВАС РФ в своем постановлении от 22.06.06 г. N 24 указал, что применение учреждением норм Закона N 94-ФЗ возможно только в случае, когда ему делегированы полномочия государственного (муниципального) заказчика, а также если соответствующие товары (работы, услуги) закупаются для государственных (муниципальных) нужд, понятие которых определено в ст. 3 Закона.
Таким образом, поскольку бюджетное финансирование осуществляется для выполнения учреждением своих уставных функций, коими является обеспечение государственных (муниципальных) нужд, нормы БК РФ и Закона N 94-ФЗ в части бюджетных средств действуют параллельно. То есть действуют положения Закона N 94-ФЗ с ужесточением их в соответствии с требованиями ст. 71 БК РФ в части обязательности проведения конкурсных торгов при стоимости контрактов от 200 тыс. руб. до 250 тыс. руб.
Что касается закупок за счет внебюджетных средств, в постановлении ВАС РФ N 24 сообщается, что приобретение бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг для собственных нужд на сумму, не превышающую 200 тыс. руб., осуществляется "на основании договоров, заключенных в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации", т.е. без применения норм Закона N 94-ФЗ. Правда, согласно постановлению необходимо различать расходы учреждения "для собственных нужд" и затраты для государственных (муниципальных) нужд, понятие которых определено ст. 3 Закона.
В отношении расходов внебюджетных средств указанное требование следует понимать следующим образом:
если за счет внебюджетных средств оплачиваются товары, работы и услуги, относящиеся к уставной (т.е. бюджетной) деятельности учреждения или предусмотренные государственными целевыми бюджетными или внебюджетными программами (например, программой обязательного медицинского страхования), то при организации таких закупок соблюдение требований Закона N 94-ФЗ обязательно;
если за счет внебюджетных средств оплачиваются товары, работы и услуги, необходимые для содержания самого учреждения и обеспечения осуществления им разрешенной коммерческой деятельности, то, учитывая требования ст. 40 и 41 БК РФ о классификации доходов от коммерческой деятельности и использования закрепленного за учреждением федерального (муниципального) имущества после уплаты налогов как "неналоговых" доходов соответствующего бюджета, действуют только нормы БК РФ, согласно которым заключение контрактов на основе запроса котировок или конкурса (с обязательным выполнением организационных требований Закона N 94-ФЗ) обязательно только при стоимости соответствующих закупок свыше 200 тыс. руб.
И. Гарнов,
руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО "А.И.Аудит-Сервис"
18 января 2007 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 3, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71