Обзор федеральных документов
Нужны ли арендатору акты о получении услуги?
Чтобы подтвердить расходы по оплате аренды, не нужно каждый месяц заключать акты об оказании услуг. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 9 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/742. При расчете налога на прибыль арендные платежи включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Чиновники Минфина считают, что достаточным доказательством могут служить: договор аренды, акт приемки-передачи арендованного имущества и документы, подтверждающие уплату арендных платежей. Заметим, что четыре месяца назад финансисты придерживались иного мнения, считая ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества обязательным (письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. N 03-03-04/1/505).
Проверка отменяется!
Налоговики не вправе проводить самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений фирмы, которые не являются ее филиалами или представительствами. При этом Налоговый кодекс не содержит определения таких структурных подразделений, поэтому следует использовать норму статьи 55 Гражданского кодекса. Представительства или филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Об этом сообщил Минфин России в своем письме от 16 ноября 2006 г. N 03-02-07/1-324.
Повод для корректировки К 2 при расчете "вмененного" налога
Фирма или предприниматель на ЕНВД могут уменьшить сумму налога, корректируя коэффициент К 2 исходя из количества календарных дней ведения деятельности (п. 6 ст. 346.29 НК РФ). В расчет берутся и те дни, когда предпринимательская деятельность не велась по объективным причинам, к которым относятся временная нетрудоспособность, аварийная ситуация, определенный график работы. При этом отсутствие заказов на выполнение работ (оказание услуг) такой причиной не является (письмо ФНС от 23 ноября 2006 г. N 02-7-12/291).
Пособия на детей выросли более, чем вдвое
Президент России подписал Федеральный закон от 7 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей". Он предусматривает увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет до 1500 рублей при уходе за первым ребенком. Если ребенок второй или последующий, пособие составит 3000 рублей. Право на получение пособия теперь имеют даже те лица, которые, не подлежат обязательному социальному страхованию, к примеру, неработающие женщины. Те, кто работает, получат 40 процентов среднего заработка, но не более 6000 рублей. Пособия определяют с учетом районных коэффициентов.
Документ также вносит изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании". Теперь часть родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях будет компенсирована. Родителям одного ребенка возместят 20 процентов платы за детский сад, родителям двоих детей - 50 процентов, троих и более детей - 70 процентов.
Установлен новый вид единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер такой же, как и у единовременного пособия при рождении ребенка - 8000 рублей.
Материнский капитал НДФЛ не облагается
Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает освобождение от обложения НДФЛ средств материнского (семейного) капитала. Дополнительный 34 пункт внесен в статью 217 Налогового кодекса. Кроме того, внесены дополнения и в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 кодекса. При этом установлено, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то социальный налоговый вычет не применяется.
Минфин России пошел навстречу "упрощенцам" и кандидатам на УСН
В письме от 8 декабря 2006 г. N 03-11-02/272 чиновники финансового ведомства дали разъяснения, какое именно значение коэффициента-дефлятора надо применять в 2006 году. Коэффициент-дефлятор установлен равным 1,132 (приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284). Так для тех, кто только собирался с 1 января 2007 года перейти на "упрощенку", необходимо, чтобы сумма доходов, определенных в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса не превысила 16 980 000 рублей (15 млн. руб. х 1,132). А те, кто уже работает на УСН, должны были сравнить величину своих доходов за 2006 год с предельной величиной. Ее тоже определяют с учетом коэффициента-дефлятора. То есть, в 2006 году предельный размер доходов налогоплательщика не должен превышать 22 640 000 рублей (20 млн. руб. х 1,132).
Заметим, что на 2007 год величина коэффициента-дефлятора составляет 1,241 (приказом Минэкономразвития РФ от 3 ноября 2006 г. N 360). Таким образом, в 2007 году величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года для собирающихся перейти на УСН равна 18 615 000 рублей (15 млн. руб. х 1,241). А величина предельного размера доходов налогоплательщика по итогам налогового периода в 2007 году равна 24 820 000 рублей (20 млн. руб. х 1,241).
Совету директоров командировочные не положены
Затраты члена совета директоров, если он не является штатным работником предприятия, не уменьшат налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из письма Минфина России от 13 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/755. Особенно часто фирмы "пытаются" компенсировать расходы высшего руководства на посещение семинаров или поездки по делам фирмы. Но финансисты ясно дали понять, что в состав расходов можно включить только те выплаты в пользу физических лиц, которые предусмотрены трудовым или коллективным договорами (ст. 255 НК РФ). Следовательно, затраты на "внештатников" нельзя учесть при расчете налога на прибыль.
Вдогонку новому Водному кодексу
Правительство России постановлением от 14 декабря 2006 г. N 764 утвердило "Правила расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности". Этот документ вступил в силу с 1 января 2007 года. Он определяет порядок расчета и взимания платы за использование водных объектов на основании договоров водопользования.
Платежным периодом установлен квартал. Плата вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Ее размер определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база зависит от вида пользования водными объектами. Для плательщиков, забирающих воду, платежная база - это объем допустимого изъятия за платежный период. Для тех, кто использует водные объекты без изъятия водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - это количество производимой электроэнергии. А для предприятий, которые используют водную акваторию, платежная база определяется ее площадью.
Страхование ответственности на опасных объектах обязательно
Предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны обязательно застраховать свою ответственность за возможное (в случае аварии) причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). При этом чиновники Минфина указали, что суммы уплаченных страховых взносов признать в качестве расходов нельзя (письмо от 20 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/783). Поскольку в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, нет отдельного закона, который бы устанавливал условия и порядок обязательного страхования их ответственности.
Однако по данному вопросу существует и другая точка зрения: организация вправе признавать данные расходы. Такое мнение сложилось на основе арбитражной практики. Примером может служить постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2006 г. N А33-33727/05-Ф02-5260/06-С1. Вывод судей основывался на том, что страхование считается обязательным, если закон прямо указывает на обязанность организации заключить договор страхования. А значит, она вправе признавать затраты на уплату страховых взносов в качестве расходов.
Имущественный вычет продавцу приватизированной комнаты
Приватизированные комнаты в целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса можно относить к жилым помещениям. Следовательно, в случае продажи такого жилья налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере, не превышающем 1 миллиона рублей, или в сумме документально подтвержденных расходов. Об этом говорится в письме Минфина России от 17 ноября 2006 г. N 03-05-01-05/254.
Ушли навсегда
Перестал действовать Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации". Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В целях упорядочения нормативно-правовой базы признаны утратившими силу ряд документов ГТК России (приказ ФТС от 18 октября 2006 г. N 1016). В частности, перестали действовать следующие нормативные акты:
- приказ ГТК России от 5 сентября 1997 г. N 543 "Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории" (зарегистрирован Минюстом России 13 октября 1997 г., рег. N 1395);
- приказ ГТК России от 8 апреля 2003 г. N 380 "Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки товаров под таможенным контролем" (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2003 г., рег. N 4571);
- распоряжение ГТК России от 29 июня 1999 г. N 01-14/794 "О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта" (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 1999 г., рег. N 1836).
Вступили в силу
1 декабря Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле". В документе определены задачи государственного земельного контроля: обеспечение соблюдения земельного законодательства и требований охраны и использования земель.
10 декабря Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ "О внесении изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей". Согласно этому документу, пункт 2 статьи 1 прежней редакции закона дополнен абзацем о том, что Правительство вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
10 декабря Приказ ФНС РФ от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год". Из новой формы исключен раздел 6, в котором указывались данные об уплате налога в бюджет.
Из зала суда
При перечислении штрафа фирма в платежном поручении указала неверный код бюджетной классификации. Обнаружив ошибку, она обратилась в инспекцию с заявлением о возврате уплаченной суммы. Налоговики отказали фирме, мотивируя это тем, что Налоговым кодексом возврат излишне уплаченных штрафных санкций не предусмотрен (ст. 78 НК РФ). Однако арбитры поддержали компанию (постановление ФАС Уральского округа от 30 октября 2006 г. по делу N Ф09-9707/06-С7). Они указали, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафа (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Инспекторы при проверке фирмы обнаружили нарушения не только в работе с денежной наличностью, но и в порядке ведения кассовых операций. Только они не учли тот факт, что кассовая книга ведется в компании автоматизированным способом с использованием программы 1С бухгалтерия. При этом денежная выручка, полученная фирмой с применением ККТ, отражается в кассовой книге к началу следующего рабочего дня. Поэтому арбитры посчитали действия фирмы правомерными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 г. по делу N А44-1861/2006-10а).
Предприниматель сдал декларацию по НДС в установленный срок, но, как оказалось, по уже устаревшей форме. Такую отчетность налоговики посчитали неподанной. ИП повторно направил декларацию, теперь уже по установленной форме. В итоге коммерсанта оштрафовали по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса за непредставление отчетности в срок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2006 г. по делу N Ф04-7758/2006(28628-А46-42)). Судьи с решением инспекторов не согласились, напомнив, что в налоговой декларации должны быть сведения, необходимые для исчисления налога (ст. 80 НК РФ). И сданная предпринимателем "первоначальная" отчетность соответствует этим требованиям.
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.