Банковская конкуренция в России
В настоящее время в России на ряде рынков банковских услуг лидирующие позиции все еще занимают государственные финансовые учреждения. Сложившаяся ситуация накладывает определенный отпечаток на развитие отечественной межбанковской конкуренции.
С начала либерализации государственной монобанковской системы в 1989 году число кредитных организаций в России значительно увеличилось. В настоящий момент насчитывается около 1300 банков, однако это количество не обеспечивает высокой конкуренции. Более того, отечественный банковский сектор считается сильно монополизированным. В международной практике при анализе степени монополизации в финансовой сфере часто используется подход, основанный на теории отраслевых рынков, которая рассматривает принятие решений фирмами в различных условиях, влияние отдельных областей деятельности на экономику в целом. Согласно такому подходу, банки пытаются увеличить свою прибыль, конкурируют между собой за потребителей и совместно принимают производственные и ценовые решения. В последнее время эти методы стали применять и в России.
Методы оценки
При анализе структуры банковского сектора отечественные экономисты используют несколько моделей: Бреснахана (1982 г.), Панзара-Росса (1987 г.) и Барроса-Модесто (1999 г.). Первые две предназначались для оценки монополизации в отраслях реального сектора экономики и лишь спустя некоторое время были адаптированы под исследование финансовой системы. Последняя была модифицирована с целью наиболее полного отражения сегментированного характера российского банковского рынка.
В своих моделях Бреснахан, Панзар и Росса использовали один подход. Они сравнивали поведение банков при монополии, олигополии и совершенной конкуренции. Изначально модель Бреснахана применяли для описания ситуации количественной олигополии. Однако в большей степени финансовые учреждения контролируют объем предоставляемых кредитов. Поэтому можно предположить, что на рынке депозитов конкуренция между банками разворачивается по канонам ценовой олигополии, а услуги по предоставлению ссуд нефинансовым предприятиям рассматриваются с точки зрения количественной олигополии.
Преимущество модели Панзара-Росса состоит в том, что оценивается только одна величина - выручка. Теоретически данный метод можно применить для анализа различных сегментов банковского рынка, но, к сожалению, на практике это не всегда осуществимо. Для того чтобы работать с этой моделью, необходимо иметь информацию о цене труда и прочих факторах производства, которые использовались в каждом направлении банковской деятельности. Но доступные данные обычно не позволяют сделать такого разграничения, поэтому модель применяется для оценки конкуренции в финансовом секторе в целом.
Не так давно португальские исследователи Баррос и Модесто предложили способ, схожий в общих чертах с моделью Бреснахана, но предназначенный специально для исследования поведения кредитных учреждений в различных условиях. Основное внимание уделяется спросу на банковскую деятельность. Полезность одной и той же услуги может различаться в зависимости от того, какая кредитная организация ее предоставила. Недостаток метода Барроса-Модесто заключается в рассмотрении исключительно ситуаций конкуренции и совершенной монополии.
Сколько видов заемщиков, столько и банков
На рынке различают два класса заемщиков: "хорошие" и "плохие". К первым относятся прибыльные предприятия с устойчивым финансовым положением. В основном это компании, которые занимаются экспортом. Для них важна не только стоимость кредитов, но и различные неценовые характеристики услуг, предоставляемых банками, например объем ссуды, индивидуальный подход при определении условий контракта, местонахождение банка и т.д.
"Плохие" клиенты - это прочие фирмы, риск кредитования которых выше, чем у "хороших". Для них основным фактором, определяющим спрос на услуги, является величина процентов за пользование займом.
Банки также можно разделить на две группы: высококонкурентные, которые ориентированы на наиболее перспективных заемщиков, и слабоконкурентные, где обслуживаются все остальные клиенты. Обычно "хорошие" потребители, для которых важно качество обслуживания, отдают предпочтение банкам из первой группы. Для "плохих" заемщиков принадлежность финансового учреждения к конкретному типу не имеет значения, поскольку они ориентируются только на ценовые условия кредитования.
Основные конкуренты: кто они
По оценке российских экономистов, на отечественном рынке банковских услуг существуют сегменты как с интенсивной, так и со слабой конкуренцией. Причем количество финансовых организаций, работающих в сегментах со слабой конкуренцией, значительно больше.
Специалисты проанализировали балансовые данные по 217 крупнейшим российским банкам, содержащиеся в базе Интерфакса, за период с III квартала 2000 года по IV квартал 2004 года. Рассматриваемые кредитные учреждения были разбиты на четыре группы:
1) финансовые организации с участием иностранного капитала (далее - иностранные банки);
2) крупнейшие федеральные кредитные учреждения;
3) государственные банки (например, Сбербанк и Внешторгбанк);
4) остальные финансовые организации (далее - средние банки).
Проводя такое деление, экономисты исходили из предположения, что рыночное поведение кредитных учреждений, входящих в разные группы, может существенно отличаться.
В расчетах использовались три вида переменных: индивидуальные характеристики банка, посчитанные на основе данных его баланса и Отчета о прибылях и убытках, информация, которая характеризует макроэкономическую ситуацию, и сведения, отражающие ценовое поведение различных групп финансовых учреждений.
Для вычисления процентных выплат специалисты использовали формулу эффективной ставки:
Сумма процентных платежей по кредитам или депозитам / Объем соответственно кредитов или депозитов, числящихся на балансе.
С одной стороны, такой подход может не вполне точно отражать действующие в финансовом учреждении нормы процента, так как, располагая балансовыми данными, сложно соотнести объем платежей и количество депозитов или кредитов, по которым осуществляются эти выплаты. С другой - процентные ставки, которые устанавливают банки, крайне дифференцированы (например, из-за различий в сроках и суммах кредитов или депозитов) и нередко определяются в ходе переговорного процесса. При построении расчетной модели предполагалось, что для каждой услуги существует конкретная ставка, на которую ориентируются потребители. На самом деле их гораздо больше. Клиент при выборе банка рассматривает различные варианты депозитных договоров, поэтому эффективная ставка наиболее приближена к средней, которую предлагает банк. И она показывает реальную цену услуги кредитного учреждения, на которую рассчитывают потребители.
Крупнейшие российские банки, временно не имеющие выгодных клиентов, снижают объем кредитования, что приводит к уменьшению эффективной ставки, и накапливают средства на корреспондентских счетах. Для финансовых организаций данной группы весомой переменной, отражающей общую макроэкономическую ситуацию, оказалась цена на нефть. Рост показателя сопровождается снижением процентных ставок. Значимость этого фактора можно объяснить не только увеличением денежного предложения в экономике, но и тем, что среди клиентов рассматриваемых банков большое количество предприятий топливно-энергетического комплекса. В политике ценообразования крупнейшие кредитные учреждения ориентируются на финансовые организации своей группы.
Для группы "средние банки" важным стал коэффициент при переменной, отражающей общее состояние дел в финансовом секторе, - доле займов в активах всей отрасли без Сбербанка. В политике установления процентных ставок на рынке кредитов такие финансовые организации борются в основном с группой крупнейших банков.
Максимальное соперничество наблюдается в группе иностранных и крупнейших банков. Мелкие кредитные учреждения практически не соревнуются друг с другом.
За кого идет борьба
Соперничество в банковском секторе ведется за "хороших" заемщиков, с которыми преимущественно работают банки первой и второй групп. Государственные кредитные учреждения в основном сотрудничают с "плохими" клиентами, борьба за которых практически отсутствует. При этом они предпринимают попытки привлечь часть "хороших" заемщиков, работающих с крупнейшими банками.
В связи с этим выявляется неоднородность групп клиентов на рынке кредитов юридическим и частным лицам, которая служит источником слабоконкурентной среды для большинства банков в отрасли. Под неоднородностью здесь понимается разделение клиентов на два класса. В первый - ограниченный - входят привлекательные, с точки зрения банков, потребители. Ко второму, многочисленному типу относятся клиенты, не представляющие для финансовой организации столь большого интереса.
Рынок депозитов физических лиц более однороден по составу клиентов. При этом частные вкладчики не демонстрируют приверженности только к одной группе банков, они обращаются в различные кредитные организации. Все это определяет высокую конкуренцию на данном рынке.
Сокращение разрыва между различными категориями потребителей банковских услуг приведет к увеличению соперничества в отрасли. Это может произойти, во-первых, за счет расширения класса клиентов, за которые финансовые организации готовы конкурировать. Во-вторых, средние банки должны улучшить качество предоставляемых услуг.
При решении первой проблемы важно учитывать, что в категорию малопривлекательных клиентов заемщики нередко попадают не по причине неудовлетворительных показателей своей деятельности, а из-за неточной информации в базе данных финансовых организаций. Поэтому любые методы, направленные на улучшение обмена сведениями между кредитными учреждениями, способны сгладить разрыв между разными категориями банковских клиентов. Также важно, чтобы потребители предоставляли сотрудникам финансовой организации достоверные данные о работе своей компании. Среди методов можно назвать налаживание функционирования кредитных бюро, повышение стандартов корпоративной отчетности, ликвидацию института фирм-однодневок.
Что касается второй проблемы, то, помимо способов долгосрочного характера, направленных на увеличение доверия вкладчиков, важную роль здесь могут сыграть упрощение процедуры рефинансирования банков, в том числе средних, и развитие такого института, как синдицированное кредитование.
Клиенты Сбербанка
Сбербанк - лидер на рынке "плохих" заемщиков. За самых перспективных клиентов он конкурирует с прочими кредитными учреждениями на равных, но, к сожалению, его позиции здесь не так сильны. Такое положение Сбербанка объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, для "хороших" заемщиков важны не только ценовые условия, но и качество обслуживания. В данном отношении Сбербанк зачастую может проигрывать частным кредитным организациям. Во-вторых, большинство "хороших" клиентов входят в состав крупных финансово-промышленных групп.
Разберемся с понятиями
Синдицированное кредитование - это предоставление финансирования совместно несколькими банками. Обычно оно интересно крупным компаниям, когда одна кредитная организация не в состоянии предоставить необходимый объем денежных средств. С помощью такого института банки разделяют свои риски в случае дефолта заемщика.
Рефинансирование банков - это кредитование ЦБ РФ коммерческих банков по установленной учетной процентной ставке.
Е. Земская,
независимый специалист в области финансов
и экономики
"Консультант", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.