Госбанки будут реформированы
Минфин России направил на рассмотрение в Национальный банковский совет план реформирования российских госбанков, согласно которому предусматривается постепенный выход государства из уставного капитала этих кредитных учреждений.
В декабре прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение Национальному банковскому совету (далее - НБС) рассмотреть вопрос о модернизации системы госбанков. По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеба Фетисова, данная реформа необходима, так как в стратегии развития банковского сектора до 2008 года отсутствует схема оценки эффективности участия государства в капитале кредитных учреждений, а также в ней невнятно прописаны перспективы развития госбанков.
Свое видение банковской реформы Минфин России представил в докладе "О системе госбанков в РФ", который 23 октября направил на рассмотрение специальной рабочей группы НБС. Дата обсуждения данного документа Национальным банковским советом еще не назначена. Но предложение главных финансистов о постепенном выходе государства из капитала кредитных учреждений представители НБС оценивают как положительное. Ведь, несмотря на то что на ряде рынков банковских услуг лидирующие позиции все еще занимают государственные финансовые организации, их влияние заметно снижается. Они нуждаются в дополнительных вложениях. Увеличить капитал госбанков можно, привлекая частных инвесторов. Глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин убежден, что государство должно выходить из состава акционеров финансовых организаций, но постепенно, чтобы не навредить им и системе кредитных учреждений в целом.
Разделив все госбанки на четыре группы, Минфин для каждой из них предусмотрел конкретные меры по поэтапному снижению доли государственного участия.
Первая группа
В первую группу вошли Сбербанк и Внешторгбанк. Дальнейшее развитие этих кредитных учреждений связывают с увеличением их капитала за счет частных вложений.
Для Сбербанка возможны следующие варианты привлечения инвестиций: переоценка имущества, дополнительная эмиссия акций по закрытой или открытой подписке. При этом, как подчеркивается в докладе, необходимо улучшить качество управления, усилить роль наблюдательного совета Сбербанка. Сегодня уже очевидно, что данное кредитное учреждение нуждается в дополнительном капитале, а лучший способ его увеличить - выпустить новые акции. А чтобы другие кредитные учреждения могли конкурировать со Сбербанком на равных, ЦБ РФ в перспективе должен вовсе выйти из числа его акционеров. Однако это будет возможно лишь через пять-семь лет. А в ближайшие два-три года можно подготовиться к снижению доли Центробанка до 50 процентов плюс 1 акция. Напомним, что ЦБ РФ на сегодняшний день принадлежит 63,75 процента капитала кредитного учреждения. Эксперты считают, что государству следует подготовить специальную программу выхода из капитала Сбербанка, которая позволит минимизировать негативные последствия, поскольку его переход в руки частных собственников чреват кардинальными изменениями в политике кредитного учреждения.
К 2010 году доля государства в капитале Внешторгбанка, который достигнет 320-330 миллиардов рублей в результате дополнительных эмиссий акций, может сократиться до 51 процента. При этом 49 процентов акций кредитной организации будет постепенно продано миноритариям, включая физических лиц. По словам Глеба Фетисова, в дальнейшем возможна и полная приватизация финансового учреждения. Такое решение избавит государство от дополнительных расходов по капитализации Внешторгбанка. Член правления ВТБ Василий Титов называет предложения НБС "ожидаемыми", ведь это уже прописано в стратегии развития Внешторгбанка.
Таким образом, возможно, уже через пять лет государство не только снизит свою долю в Сбербанке и Внешторгбанке до контрольной, но и вовсе выйдет из капиталов этих кредитных учреждений.
Вторая группа
Во вторую группу попало полностью принадлежащее государству единственное отраслевое кредитное учреждение - Россельхозбанк. Он в ближайшие время, согласно проекту, сохранит стопроцентное участие государства. Специалисты Минфина предполагают, что банку необходимо развивать филиальную сеть, скорее всего, за счет прямого участия государства, выделения средств из федерального бюджета. Впрочем, по мнению представителей НБС, по прошествии трех-пяти лет государству целесообразно сократить свое присутствие в капитале Россельхозбанка. Частный совладелец у финансовой организации, вероятно, появится в результате проведения IPO. Как следствие, к 2008-2010 году кредитное учреждение может продолжить свою деятельность уже как частно-государственное партнерство.
Председатель правления Россельхозбанка Юрий Трушин придерживается другого мнения: "Вопрос о возможной частичной продаже возникает не первый раз. Но на наш взгляд, судьба Россельхозбанка будет складываться иначе". По словам г-на Трушина, возглавляемая им финансовая организация является одним из основных участников национального проекта "Развитие АПК", то есть выполняет крупномасштабную государственную задачу. Поэтому вряд ли изменение состава акционеров в ближайшем будущем можно считать целесообразным. По мнению Юрия Трушина, пока не завершится национальный проект, банк должен оставаться государственным.
Третья группа
Кредитные учреждения, выполняющие специализированные функции, - Российский банк развития, Росэксимбанк и Внешэкономбанк - вошли в третью группу. На базе ВЭБ, присоединив к нему Российский банк развития и Росэксимбанк, предлагается создать единый госбанк развития. Слияние трех кредитных учреждений в одно считается наилучшим выходом из сложившейся ситуации. Альтернативный вариант - сохранить юридическую самостоятельность каждого из трех банков, усилив их специализацию. Например, оставить за Российским банком развития инвестиционные и консультационные функции, лишив его возможности коммерческого кредитования. "Данное финансовое учреждение не в полной мере справляется с задачами, которые призван решать банк развития", - говорится в документе. По словам представителей РосБР, финансовое учреждение с капиталом в 200 миллионов долларов не может достичь поставленных перед ним целей. Но авторы документа напоминают, что кредитные организации, через которые Российский банк развития размещал средства в рамках программы господдержки предпринимателей, подняли ставки и снизили эффективность таких заимствований. А сам банк под государственную гарантию выдал только два кредита на 2 процента от ее объема.
Также в рамках специализации финансовых учреждений предлагается сохранить за Росэксимбанком поддержку экспортеров. А функции кредитования в рамках единого банка развития сконцентрировать у Внешэкономбанка, который должен работать на основе специального закона. При этом ВЭБ не должен кредитовать население и управлять пенсионными накоплениями.
Следует отметить, что в вопросе окончательного плана реформы указанных кредитных учреждений члены НБС пока не пришли к единому мнению.
Четвертая группа
В четвертую группу вошли кредитные учреждения, работающие на основании межправительственных соглашений, - Международный инвестиционный банк, Межгосударственный, Евразийский банки и Международный банк экономического сотрудничества.
Состав НБС
В настоящее время в состав Национального банковского совета входят:
- председатель НБС, министр финансов Алексей Кудрин;
- председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев;
- глава МЭРТ Герман Греф;
- глава Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник;
- заместитель главы Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков;
- заместитель главы Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев;
- председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев;
- заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов;
- начальник Экспертного управления президента Аркадий Дворкович;
- помощник президента Игорь Шувалов;
- руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин;
- глава ФСФР Олег Вьюгин.
В. Плеханова,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.