"Привлечение инвестиций требует длительной подготовки" (интервью с
В. Нагиным, генеральным директором компании "Импэкс Консалт")
Как это ни странно звучит, IPO сегодня в моде. С каждым годом на международные площадки стремится все больше и больше компаний. Но прежде чем перед ними откроются двери лондонской или нью-йоркской биржи, фирмам предстоит пройти длительную и сложную подготовку. Все в механизме предприятий, начиная от стандартов производства и заканчивая составом топ-менеджмента, должно соответствовать требованиям западных инвесторов. О том, как подготовить компанию к привлечению финансирования, "Консультанту" рассказал Владимир Нагин, генеральный директор компании "Импэкс Консалт".
- Предположим, что фирма собирается выйти на IPO через два года. Как выглядит наиболее типичный портрет претендента?
- В первую очередь необходимо определить, какую организацию мы рассматриваем. Инвестиционная привлекательность, а значит, и стратегия развития зависит от сектора экономики, в котором действует фирма. Например, молодой FMCG-компании получить хорошего инвестора гораздо сложнее, чем ее "ровеснице" из IT-индустрии. Но самый большой успех на рынке имеют ресурсные компании. Вложить деньги в добычу или переработку полезных ископаемых готово большинство западных инвесторов.
Итак, предположим, что мы говорим о ресурсной компании, занимающейся рудой. Чтобы не мешала специфика конкретного продукта, пусть "руда" будет неким собирательным предметом, указывающим на принадлежность фирмы к добывающей отрасли.
Существует заблуждение, что сектор добычи полезных ископаемых поделен несколькими "монстрами" и мелких компаний там уже просто не осталось. Но это не соответствует истине. Как пелось в старой песне: "Широка страна моя родная". Это действительно так. На территории России осталось множество разведанных месторождений, находящихся в собственности у частных лиц, о которых основные игроки этого рынка просто не знают.
- Следующий штрих к портрету - в каком состоянии предположительно находится компания?
- Не будем затрагивать вариант, при котором на месторождении не велось никаких работ и все существование компании сводилось к тому, что каждый год продлевались необходимые лицензии. В таком случае владельцам месторождения необходимо не готовиться к инвестициям, а разворачивать деятельность практически с нуля, что является темой для отдельного разговора. Также не стоит рассматривать ситуацию, когда компания начала свою деятельность около трех лет назад, привлекая с первых дней профессиональных консультантов. Скорее всего, эта фирма изначально строилась именно таким образом, чтобы впоследствии привлекать крупных инвесторов.
Наиболее интересное положение у организации, если она начала постепенно развиваться около пяти лет назад или больше, но ее строили не самым благоприятным образом. В результате в настоящий момент это вполне успешное по российским меркам производство, но для иностранных инвесторов оно не представляет интереса, так как в их понимании организационная, корпоративная и финансовая структуры построены некорректно.
- Прежде чем углубиться в подробности реформирования, надо остановиться на таком вопросе: а почему компания хочет получить инвестиции именно из-за рубежа? Ведь и в России можно найти источники финансирования.
- Тут большую роль играет сложившаяся на рынке ситуация. Многие предприниматели банально боятся искать средства на развитие внутри страны. Про корпоративные захваты и агрессивные поглощения сегодня не слышал разве что очень далекий от бизнеса человек. А ресурсные компании наиболее подвержены атакам. Риск владельца остаться вообще не у дел или с мизерной компенсацией, которую ему заплатят за многомиллионное дело, до сих пор весьма велик. С другой стороны, даже если с точки зрения безопасности ситуация будет приемлемой, то объемы возможных инвестиций вряд ли допустимо сравнивать с теми суммами, которые пошли бы из-за рубежа. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что отечественные банки и фонды обладают несравнимо меньшими капиталами, чем европейские институциональные инвесторы. Сама эта система у нас в стране еще не набрала достаточно оборотов, чтобы конкурировать с Западом.
Окончательное решение о том, откуда привлекать инвестиции, должно зависеть от реальной цели. Если владельцы не ставят перед собой глобальных задач, а только ищут определенную сумму на закупку нового оборудования, то средства можно найти и внутри страны.
Но где бы ни собиралась компания искать инвесторов, готовить фирму, реформировать ее структуру и оптимизировать бизнес-процессы лучше, ориентируясь на западный уровень требований.
- Что компания должна изменить в своем устройстве в первую очередь?
- Прежде всего следует пересмотреть организационную структуру предприятия. Из чего обычно состоит добывающая компания? Часто это три-четыре общества с ограниченной ответственностью, каждое из которых занимается определенным направлением деятельности. Например, первая фирма официально владеет месторождением, вторая ведет на нем разведывательные и добывающие работы, третья производит из руды какой-либо полуфабрикат, а четвертая продает и продукцию, и сырье. Эти ООО, как правило, объединяет пятая, управляющая, компания, которая следит за общей картиной бизнеса, координирует работу топ-менеджеров, распределяет финансирование и т.д. Если на нашем предприятии дела обстоят именно таким образом, то менять ничего не нужно.
Предположим, в организации еще не составлялась отчетность по международным стандартам. Эту практику необходимо ввести. Чем скорее, тем лучше. В идеале каждая фирма холдинга должна формировать отчетность по МСФО, затем данные по всем структурам консолидируются в управляющей компании и приводятся в соответствие с US GAAP, UK GAAP или каким-либо другим признанным стандартом.
Помимо финансовой отчетности, необходимо упорядочить и бизнес-процессы. Подобранная с учетом специфики предприятия ERP-система не только значительно облегчит жизнь фирмы, но и повысит ее инвестиционную привлекательность. Значительно увеличит стоимость компании и действующая система сертификации менеджмента качества.
- В итоге будут размещаться активы управляющей компании или для этого будет создана новая фирма?
- Одновременно с переменами, о которых я только что сказал, или немного позже них необходимо добавить в структуру организации дополнительное звено: создать юридическое лицо за рубежом. Например, если владельцы планируют IPO в Лондоне, то регистрировать новую фирму стоит в Соединенном Королевстве. Впоследствии новая структура должна получить 100-процентное участие в управляющей компании, фактически завладеть всем холдингом.
Такая схема очень поможет в будущем, непосредственно перед размещением. Во-первых, очевидно, что выйти на Лондонскую фондовую биржу легче компании, зарегистрированной в Лондоне. Она доступнее, понятнее для экспертов, действует в соответствии с нормами британского права, "местная". Во-вторых, эту организацию можно вывести на иностранную площадку в полном объеме. Российскую же фирму придется размещать частично: 60 процентов выпуска пойдет на РТС или ММВБ, оставшиеся 40 - за рубеж. Раньше это соотношение было еще жестче - на Запад можно было продавать лишь 30 процентов выпуска. Как я уже говорил выше, финансовые потоки из-за границы идут в большем объеме по сравнению с внутренним движением. Поэтому если уж владельцы решились на IPO, то необходимо постараться получить от инвесторов максимум, а значит размещаться на Западе полностью, а не частично.
Реальное управление предприятием останется в России, в управляющей компании. Лондонский офис, помимо роли официального иностранного владельца, будет выступать в качестве PR- или, скорее, IR-представительства (Investor Relationship).
- Говоря об организационной структуре, необходимо уточнить, какой должна быть кадровая политика нашего холдинга?
- Это очень важный момент, потому что именно здесь, как ни удивительно, допускается больше всего ошибок. Прежде всего они возникают из-за недоверия владельцев предприятия к наемным менеджерам. Многие люди, особенно старой закалки, уверены, что никто, кроме них, не сможет управлять делом, без их личного участия и контроля каждой мелочи все развалится. Но это неверно. Современным крупным предприятием должна управлять команда профессиональных менеджеров, желательно с MBA, еще лучше - с Executive MBA. Конечно, владелец может получить эти знания самостоятельно и продолжить управлять, но все же гораздо лучше, когда собственник и менеджер - разные люди.
К сожалению, настоящих, профессиональных управленцев на рынке труда очень мало. Спрос на специалистов намного опережает предложение, и стоимость их весьма высока. Но это тот ресурс, на который нельзя жалеть денег, он очень быстро начнет окупать себя. Менеджер высокого класса всегда будет приносить компании больше, чем стоит сам.
На предприятии с правильно построенной структурой топ-менеджмент и совет директоров должны быть отделены друг от друга, хотя, естественно, между ними будут происходить постоянные коммуникации.
Есть еще одна деталь, которая пока не получила в России широкого распространения и носит рекомендательный характер. В совет директоров можно пригласить независимых директоров. Такой шаг поднимает статус компании, так как независимый директор представляет собой своеобразный знак качества, а его участие в деятельности организации и в принятии управленческих решений будет служить гарантией эффективности. В Великобритании присутствие независимых директоров в совете директоров компании закреплено в корпоративном законодательстве и является обязательным требованием для публичных компаний.
- Итак, у компании сложилась наиболее оптимальная корпоративная структура с командой профессиональных управленцев. И мы подошли к самому ответственному этапу - поиску инвесторов. Кто будет этим заниматься?
- Теоретически инвесторов компания может искать самостоятельно, как через личные связи, так и с помощью зарубежного IR-департамента, о котором мы говорили ранее. Но сложно сказать, насколько эффективной будет такая стратегия.
Традиционно поиск заинтересованных инвесторов передается так называемым консультантам (номадам). Как правило, это специализированные банки или консалтинговые компании, для которых привлечение инвестиций в компании одного узкого сектора - основной вид деятельности. Нередко специалисты подобных банков сами ищут перспективные проекты, предлагая их владельцам свои услуги по привлечению финансирования. Но обычно ответственные за инвестиционное развитие представители претендента сами обращаются в такой банк.
Далее следует традиционная при первичном размещении процедура. Консультант формирует портфель из схожих по своим показателям проектов и предлагает его своим клиентам - инвестиционным банкам, крупнейшим фондам, прочим институциональным инвесторам. Также данные компаний могут представляться и профильным корпорациям, стратегическим инвесторам - другими словами, всем, кто так или иначе заинтересован во вложениях в проект данного экономического сегмента. Отличительный момент - специфика отрасли. Мы договорились, что в данном случае речь идет о ресурсной компании. Потенциальный инвестор будет оценивать нашего претендента не по финансовым показателям, которые может прочитать любой грамотный экономист, но по качеству месторождения, его перспективности, динамике спроса на конкретное сырье и прочим сугубо отраслевым особенностям.
- То есть финансовые показатели не играют решающей роли? Или речь все-таки идет о совокупности?
- Конечно, окончательное решение будет принято с учетом финансовой динамики. Возможно, это не главный, но все-таки определяющий фактор. Инвестор, особенно стратегический, заинтересован в перспективе финансового роста проекта.
Допустим, существует три варианта финансовой динамики. В первом случае компания демонстрирует стабильный, но очень медленный (по 10-12% в год) рост. То есть, если учесть инфляцию в те же 11 процентов, мы увидим, что предприятие почти не развивается. Вторая организация показывает рост на 35-40 процентов в год, с незначительными периодическими снижениями. Развитие третьей компании по графику напоминает кардиограмму - резкие взлеты, такие же резкие падения, в совокупности это дает годовой прирост в 55 процентов.
Кого предпочтет потенциальный инвестор? Явно не первого претендента. Заниматься компанией, которая боится перемен, а именно это демонстрирует ее динамика, не интересно для вкладчика. А вот второй и третий варианты вполне привлекательны, причем выбор зависит от личных предпочтений. Ведь в обоих случаях действуют профессиональные менеджеры, но в последней организации они более склонны к риску, однако получают результат, а во втором случае - действуют согласно хорошо продуманной стратегии, которая позволяет избежать значительных колебаний, но дает ощутимый рост.
- Допустим, потенциальный инвестор заинтересовался претендентом. Что происходит дальше?
- Консультант проводит для инвесторов презентационные встречи (road-show). Делегация предприятия во главе с генеральным директором представляет перед будущим вкладчиком свою компанию. В идеале после цикла данных презентаций весь пакет предприятия должен быть либо раскуплен по частям, либо выбран полностью одним инвестором.
Немаловажно, что инвесторы, которые завладели таким образом частью компании, имеют право посадить в совет директоров предприятия своих наблюдателей и независимых директоров и через них участвовать в управлении компанией, в ее развитии.
После того как акции организации распроданы, перед ней в последний раз встает вопрос: размещаться на бирже или нет? Инвестирование предприятия уже осуществилось, необходимые средства получены. Они будут переданы из представительства в управляющую компанию, оттуда - по центрам, нуждающимся в финансировании.
Так что если это было единственной целью размещения, то можно остановиться. Если же фирма хочет видеть себя в списках торговой площадки - настал момент IPO. Далее начинается биржевая торговля, в которой сама компания не принимает участия. В случае необходимости она вправе осуществить еще несколько размещений, привлекая тем самым дополнительные средства, либо может скупить собственные акции, которые находятся в свободном обращении, и таким образом уменьшить вероятное давление со стороны акционеров. Или же, наоборот, собственники компании продадут свои доли крупнейшим игрокам рынка, оставаясь в правлении уже на общих правах, а может быть, вообще отойдут от дел. Но что бы ни происходило с предприятием после IPO, о любой перемене будет моментально сообщаться всем заинтересованным сторонам. Публичность очень сильно влияет на стоимость компании, и забывать об этом нельзя.
Предприятие можно и нужно приводить в соответствие с международными требованиями. Это повлияет на его деятельность только положительно. В прозрачный бизнес легче привлечь финансирование от частных инвесторов, им удобно управлять. И хотя компания будет готова к первичному размещению, решение выходить на IPO должно быть продиктовано объективной необходимостью, а не модой.
Беседовала Д. Береславская,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.