Тенденции международного налогового планирования
Мировой рынок как магнит притягивает отечественные компании. Причина - возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ и привлечения сравнительно дешевого финансирования. Однако за пределами российского рынка действуют свои порядки, которые не совпадают с правилами, привычными для отечественных предприятий. Поэтому многие компании активно осваивают международное налоговое планирование с использованием зарубежных фирм. Не так давно в Москве состоялась конференция на тему "Тенденции международного налогового планирования. Потенциал компаний-нерезидентов", где были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся использования иностранных структур российскими фирмами. Организатором данного мероприятия выступила компания Infor-media Russia.
Выходя на международный уровень, крупные российские компании нередко сталкиваются с трудностями в отношении организации бизнеса и налогообложения своей деятельности. Чтобы их избежать, фирмы стараются задействовать в работе нерезидентные структуры - дочерние или формально независимые. Таким образом, в настоящее время можно наблюдать повышенный интерес российских компаний к международному налоговому планированию. Власти стран, связанных торгово-экономическими отношениями, в свою очередь, проявляют инициативу в их эффективном регулировании. Однако законодательные базы сотрудничающих государств, как правило, кардинально различаются. Для того чтобы последствия этого были наименее чувствительными для бизнес-сообщества, страны заключают международные договоры об избежании двойного налогообложения. Таким образом властям двух государств с разными моделями управления удается достичь согласия.
Страны ищут компромисс
Конференцию открыл Дмитрий Николаев, начальник отдела международного налогообложения департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Он рассказал присутствующим о значении и процессе оформления налоговых соглашений между Россией и другими государствами.
Докладчик пояснил, что международные договоры заключаются не с целью предоставить налоговые льготы или вовсе освободить от уплаты сборов предпринимателей других стран. Соглашения определяют, в каком из двух государств будет осуществляться налогообложение.
По мнению г-на Николаева, можно выделить два аспекта использования международных договоров - фискальный и инвестиционный. Он привел следующий пример: у России с Кипром заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Кипр занимает первое место по объему инвестиций в нашу страну. Но в действительности государство такими суммами не обладает. То есть получается, что Кипр является своего рода "окном" в Россию.
Отечественные чиновники считают, что это ущемляет фискальные интересы нашего государства. Именно поэтому они торопятся пересмотреть международное соглашение с Кипром и изменить процедуру налогообложения. С другой стороны, если это произойдет, то объем кипрских инвестиций существенно сократится, что также неблагоприятно для России.
В настоящее время между чиновниками Минфина и налоговым ведомством разгорается нешуточный спор: инспекторы предлагают пересмотреть международный договор с Кипром, а финансовое ведомство просит подтвердить необходимость этого конкретными цифрами. В действительности же проверить, какой объем налога на прибыль платит каждый отдельный инвестор, не представляется возможным. Однако, когда начинается выдача дивидендов, суммы налогов оказываются неправдоподобно малы. Пока двум ведомствам не удалось найти компромисс. Спор продолжается.
Государства объединяют усилия
Г-н Николаев отметил, что многие компании используют международные соглашения или целые цепочки таковых для агрессивной оптимизации налогообложения. В связи с этим наблюдается тенденция ужесточения отношения к тем компаниям, которые стараются всеми способами избежать уплаты сборов. Представитель Минфина подчеркнул, что, помимо распределения полномочий по налогообложению доходов между договаривающимися странами, одними из важнейших положений заключаемых соглашений являются статьи об обмене информацией. Это, пожалуй, единственное легальное основание для того, чтобы направлять запросы на получение данных о налогоплательщиках. В последнее время все больше усиливается контроль за своевременной и полной уплатой налогов с доходов, полученных за рубежом.
Дмитрий Николаев поделился с аудиторией некоторыми планами Минфина России. Он рассказал о том, что ранее сотрудничающие страны обменивались информацией лишь об уплате коммерсантами прямых налогов. В частности, это касается НДС, который считается самым проблемным сбором. Теперь же специалисты финансового ведомства подумывают об обмене информацией, касающейся уплаты других налогов. Данная тема вызвала живой интерес у участников конференции. После выступления г-ну Николаеву были заданы вопросы, касающиеся положений об обмене информацией между сотрудничающими странами. Как оказалось, многие отечественные компании, использующие в работе нерезидентные структуры, на практике нередко сталкиваются с тем, что иностранное государство просит предоставить подробную информацию об их деятельности в России (к примеру, данные о договорах, платежах и других хозяйственных операциях фирмы). Вполне естественно, что бизнесменов беспокоит вопрос правомерности таких запросов. По мнению г-на Николаева, требования иностранного государства лучше выполнять, особенно если в международном соглашении с ним предусмотрена статья об обмене информацией. Как правило, вопросы безопасности в таких странах решаются на высоком уровне. Поэтому подобный запрос говорит о том, что у государства есть веские основания для данного требования. При этом компании желательно потребовать подтверждения, что требуемая информация как-то связана с налоговыми правонарушениями.
В заключение представитель финансового ведомства отметил, что необходимость международных налоговых соглашений вполне обоснованна рыночной ситуацией. Наличие подобных договоров позволяет разным странам эффективно регулировать торгово-экономические отношения. Тем не менее определить положительные и отрицательные черты международного договора можно только спустя некоторое время после вступления его в силу. Поэтому обычно страны анализируют последствия его действия и при необходимости вносят коррективы в содержание соглашения.
Почему именно холдинг?
Холдинговые схемы позволяют решить не только вопрос формирования оптимального налогообложения доходов в виде дивидендов, но и целый комплекс других задач:
- объединить компании с различными функциями в одну структуру. Например, это может быть группа, состоящая из предприятий, владеющих торговой маркой, недвижимостью, занимающихся посреднической деятельностью и т.д.;
- обеспечить наиболее выгодные условия привлечения кредитов и дополнительных инвестиций внутри самого холдинга и т.д.
Компании, которые выходят на международный уровень, предпочитают включать в состав группы нерезидентные фирмы, при этом определиться с юрисдикцией им бывает непросто. Причина тому - существование в каждой стране собственных требований к группам компаний. Выступление Михаила Горлова, руководителя международно-правового департамента Tax Consulting U.K., было посвящено факторам, на которые следует обратить внимание при выборе холдинговой юрисдикции. Он выделил из них те, которые являются ключевыми при оценке страны, подходящей для создания холдинга.
Выбираем юрисдикцию
Г-н Горлов отметил, что главным фактором является наличие в юрисдикции законодательства о холдингах. В первую очередь это касается требований к организационно-правовой форме группы компаний в стране регистрации. Докладчик выделил по данному критерию три типа юрисдикций:
1. Холдинговые компании могут быть созданы в соответствии с требованиями законодательства, которые предъявляются обычным компаниям. Таким образом, группы предприятий не отличаются от традиционных фирм по статусу и форме. Однако по отношению к холдинговым компаниям существуют ограничения по ведению некоторых видов деятельности. Например, к таковым относятся:
- владение недвижимостью (исключение составляет владение, которое связано непосредственно с деятельностью холдинга);
- осуществление коммерческой деятельности холдинговой (головной) компанией;
- работа с физическими лицами, вне зависимости от того резидентами какой страны они являются;
- совмещение некоторых видов деятельности, которые может вести группа компаний.
Владеть ценными бумагами дочерних или зависимых фирм холдингам не запрещается. Такой порядок имеет место, например, в Дании и Швеции.
В ходе своего выступления г-н Горлов также пояснил, что необходимо различать холдинговые юрисдикции по степени ограничений, связанных с деятельностью компаний внутри группы. Например, в некоторых странах существуют фактические или правовые ограничения на трансфертное ценообразование. В последнее время данная тема привлекает к себе все большее внимание контролирующих структур.
2. В некоторых странах (например, в Австрии) для создания группы фирм необходима регистрация именно статусной холдинговой компании.
3. В остальных юрисдикциях (например, в Люксембурге) группа компаний должна быть зарегистрирована в соответствии с местным законодательством, которое предусматривает специальные типы холдинговых структур для оптимизации налогообложения.
Следующий фактор, на который следует обратить внимание при выборе юрисдикции - это благоприятный режим для налогообложения дивидендов, роялти, процентов у "источника" и других видов доходов в стране регистрации холдинга. Кроме того, немаловажное значение имеет наличие у страны регистрации холдинга соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Наибольшее внимание следует уделить положениям международного договора, регулирующим налогообложение процентов, дивидендов и лицензионных платежей. При грамотном использовании данных статей соглашения компания сможет по некоторым направлениям платить минимальные суммы налогов. Таким образом, у фирмы появятся свободные деньги, которые можно использовать для инвестирования. Г-н Горлов отметил, что понятие холдингов существует в законодательстве многих стран. Он выделил самые популярные юрисдикции: Дания, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция, Швейцария. В конце своего выступления юрист посоветовал коммерсантам очень тщательно выбирать страну для создания холдинга. Поскольку во многих случаях ставка применяемого налога будет зависеть от особенностей законодательства конкретной юрисдикции и положений международного договора, заключенного с другими государствами.
О. Сизова,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 23, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.