Российское валютное законодательство стало либеральнее
В этом году валютное законодательство нашей страны в очередной раз изменилось. Для плавного перехода к более либеральной системе валютного регулирования властями был установлен полугодовой переходный период, который сейчас как раз заканчивается. Это значит, что с января правила в этой сфере мало чем будут отличаться от принятых в западных странах, а рубль станет свободно конвертируемой валютой. Посмотрим, что все это означает для граждан России и предпринимателей, какие законодательные ограничения сняты, а какие остаются.
Еще в июле Президент подписал закон N 131-ФЗ "О внесении изменений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а Банк России принял к нему целый ряд подзаконных актов. По замыслу законотворцев, либерализация валютного законодательства страны происходит поэтапно на протяжении нескольких лет. Законом о валютном регулировании и валютном контроле было предусмотрено, что отмененные с 1 июля ограничения должны были сохранять силу до 2007 г. Однако власти сочли возможным отменить указанные ограничения на полгода ранее этого срока. Обусловлено это было, не в последнюю очередь, политическими мотивами, желанием поднять авторитет России в мировом сообществе, стать полноправным членом "Большой восьмерки". А вот гражданам и предпринимателям такое решение помогло подготовиться, осознать без спешки и апробировать введенные изменения.
Ограничений стало меньше...
С мая этого года обязательная продажа валютной выручки была отменена (указание Банка России от 29 марта 2006 г. N 1676-У). До этой даты экспортеры обязаны были продавать 10 процентов поступившей валюты. Отметим, что указанная величина постоянно снижалась на протяжении последних нескольких лет. При этом такое решение не оказало существенного влияния на предпринимателей. Учитывая рост стоимости рубля, отечественные бизнесмены не боятся переводить в национальную валюту всю выручку, не ограничиваясь только обязательной ее частью, установленной государством.
С 1 июля 2006 года Центробанк не вправе требовать проведение валютных операций с использованием специального счета (указание Банка России от 29 мая 2006 г. N 1688-У, ст. 1 закона от 26 июля 2006 г. N 131-ФЗ) и все валютные операции могут производиться по обычным (расчетным и иным) банковским счетам.
Специальный счет - это счет в банке либо специальный раздел счета депо, используемый для осуществления по нему валютных операций (инструкция Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И). Специальные счета должны были использоваться при проведении следующих валютных операций (п. 2 ст. 8 закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ):
1) расчеты при предоставлении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте нерезидентам, а также при предоставлении кредитов и займов нерезидентами резидентам;
2) операции с внешними ценными бумагами, а также исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам.
По мнению автора, единовременная отмена специальных счетов могла бы привести к фактической невозможности осуществления платежей. Ведь установка программного обеспечения и подготовка прочих условий нормального функционирования банков в соответствии с изменившимися правилами требует и временных, и финансовых затрат. Переход к новой системе должен быть плавным, для чего и был определен полугодовой переходный период: с 1 июля 2006 года до 1 января 2007 года разрешено использовать для валютных операций как обычные счета (рублевые и валютные), так и ранее открытые специальные счета.
Тем не менее контроль над проводимыми валютными операциями ослаблен, чем, безусловно, не преминули воспользоваться российские предприниматели, проводя свои валютные операции по обычным расчетным счетам, открытым ими в банках ранее.
С 1 июля этого года также были отменены и некоторые положения статьи 8 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. В соответствии с ними Правительству и Центробанку было позволено устанавливать требование о резервировании.
Резервирование - это внесение денежных средств в определенной сумме и на определенный срок на специальный счет, что позволяет регулировать приток и отток капитала в страну и из страны. Например, постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г N 204 была установлена обязанность резервировать 25 процентов от суммы перевода при покупке россиянами долей, паев, акций иностранных организаций. А индивидуальные предприниматели обязаны были резервировать 12,5 процентов от суммы переводов на свои зарубежные счета на срок 15 дней (указание Центробанка от 6 мая 2005 г. N 1577-У).
После отмены обязательного резервирования рядовые россияне и предприниматели могут проводить операции по приобретению акций и долей в иностранных юридических лицах без финансовых потерь, связанных с отвлечением значительных средств на обязательное резервирование. Ведь раньше с внесенной суммы резерва участник валютной операции не получал никаких процентов. Банк также не получал никакого дохода от размещения указанной суммы, поскольку он незамедлительно переводил все полученное от клиента на специальный счет в Центробанке. Дополнительно отметим, что упразднение запутанных, отнимающих время процедур резервирования значительно облегчило жизнь бизнесменам. Теперь им нет необходимости подготавливать многочисленные документы для открытия счета в банке, предназначенного для размещения зарезервированных средств, оплачивать соответствующие услуги кредитной организации, вносить собственные оборотные средства на некоторый, порой длительный срок, отвлекая их от бизнеса.
Тем же предпринимателям, которые до вступления в силу июльских изменений зарезервировали средства в соответствии с законодательством, действовавшем ранее, радоваться рано. Хотя "резервные" деньги постепенно и начали возвращаться законным владельцам, однако не стоит ожидать, что этот процесс будет быстрым, ведь статья 16 Закона о валютном регулировании и валютном контроле будет действовать в течение всего переходного периода (то есть до 1 января 2007 г.).
...Но полностью их еще не отменили
Следует отметить, что не все из предусмотренных ранее ограничений, которые подлежали упразднению с 1 января 2007 г., были ликвидированы в июле. До указанного срока полностью сохранит свою силу статья 18 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, которая устанавливает обязанность резидента предварительно регистрировать открытие счета в банках стран, не входящих в ФАТФ и ОЭСР. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и специальная финансовая Комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ*(1)) активно противоборствуют отмыванию незаконных капиталов и финансированию терроризма. Помимо прочего, они снискали себе репутацию непримиримых борцов с оффшорными зонами, не желающими обмениваться налоговой информацией с другими странами.
Страны, входящие в указанные организации, считаются благонадежными*(2). Поэтому в случае, если российский предприниматель открывает счет в банках этих государств, то предусмотрен уведомительный порядок (указания ЦБ РФ от 30 марта 2004 г N 1411-У, от 5 мая 2005 г N 1574-У). Если же счет открывается в "неблагонадежной" стране, его требуется предварительно зарегистрировать.
Об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке в течение месяца нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту жительства индивидуального предпринимателя. Уведомление можно предъявить как лично, так и отправить по почте заказным письмом. Если этого сделано не будет, владелец счета (вклада) не сможет переводить деньги, поскольку банки требуют копию уведомления ИФНС об открытии счета.
Предварительная регистрация счета (вклада) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 октября 2005 г. N 623. Для этого заинтересованное лицо подает в налоговый орган по месту своего учета специальное заявление. Инспекция в течение 10 дней должна выдать регистрационное свидетельство. Только при наличии такого свидетельства резидент РФ вправе открыть счет (вклад) и проводить по нему операции.
С января будущего года при открытии банковского счета в любой стране достаточно будет уведомить уполномоченные органы.
Как мы уже отмечали, государство сохранило за собой право осуществлять меры валютного контроля над операциями по зарубежным счетам своих резидентов. Посмотрим, как это происходит.
Во-первых, индивидуальный предприниматель должен не просто уведомить налоговые органы обо всех зарубежных счетах, но и сделать это в установленный срок. Иначе за опоздание ему придется заплатить административный штраф в размере до 2 000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).
Во-вторых, владелец зарубежного счета (вклада) обязан регулярно отчитываться перед налоговиками. Так, предприниматели должны представлять отчет об остатках средств на счетах (вкладах) в зарубежных банках по состоянию на начало каждого календарного года. За нарушение этой обязанности установлена ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ (штраф составит 50 руб. за каждый непредставленный документ).
В-третьих, повод более пристально приглядеться к содержимому зарубежного счета и проходящим по нему операциям может появиться у налоговиков также в соответствии с законом от 7 августа 2001 г N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Этот закон устанавливает перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, и предписывает российским банкам "документально фиксировать" все операции, которые служащие кредитной организации сочтут "носящими запутанный и необычный характер". Информацию о таких операциях банк должен предоставлять в Комитет по финансовому мониторингу.
В-четвертых, при работе со счетом не следует также забывать, что, кроме российского валютного и налогового контроля, существует зарубежный. Сейчас практически во всех западных странах приняты довольно строгие законы, направленные против "отмывания" нелегальных капиталов. При малейшем подозрении в "отмывании" средств иностранный банк, как и его российские коллеги, обязан сообщать об этом компетентным органам, а сама операция по переводу денег может быть приостановлена до выяснения обстоятельств. Таким образом, индивидуальный предприниматель должен иметь в виду что характер его операций по счету должен быть понятен банку.
В-пятых, чтобы не вызвать ненужных подозрений и проверок, не рекомендуется также проводить операции с резидентами юрисдикции из "черного списка" ФАТФ. Кроме того, во всех странах крайне подозрительным считается внесение на банковский счет крупных сумм наличными. Тогда наверняка придется объяснить происхождение денег.
И, наконец, в стране, где находится банк, может быть введен свой национальный валютный контроль (правила, аналогичные нашим резервированию и ведению операций через специальные счета).
Таким образом, валютное законодательство сохранило некоторые ограничения, но в целом стало либеральнее, и перед российскими предпринимателями открылись новые возможности для активного и успешного участия в международных хозяйственных отношениях.
А.А. Дегтеревская,
юрист
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От англ. Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF.
*(2) Около 30 стран входят в эти организации, в том числе все наиболее развитые, такие, как США, Япония, Великобритания, Германия, Швеция, Швейцария и пр. Из восточноевропейских стран представлены Польша, Словакия, Чехия. Присутствуют даже оффшорные финансовые центры: Люксембург, Сингапур, Гонконг. А вот небезосновательно любимого россиянами Кипра там, к сожалению, как не было, так и нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru