Как решить проблему отсутствующих должников
В Мурманской области в 1-м полугодии 2006 года недоимка по налоговым платежам снизилась почти на 50%. Такого результата удалось достичь благодаря применению к должникам мер по принудительному взысканию задолженности. Однако отрицательное влияние на динамику задолженности по налогам и сборам оказывают отсутствующие должники. Количество таких фирм в нашей области превышает 4 тыс., и их ликвидация возможна только через процедуру банкротства.
С 2005 года налоговые инспекции области начали подавать в арбитражный суд иски о признании отсутствующих должников банкротами. И здесь налоговики столкнулись с рядом проблем. Так, в прошлом году арбитражный суд отказывал налоговым инспекциям в принятии исковых заявлений на том основании, что лимит финансирования процедур банкротства, заложенный в федеральном бюджете, был исчерпан.
Справка
Мурманская область
Количество инспекций: 10, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков (по состоянию на 1 января 2006 года): 862 769, в том числе организаций - 20 769, граждан - 842 000, из них индивидуальных предпринимателей - 17 202. Поступления в консолидированный бюджет за 2005 год: 33,2 млрд. руб. (110,8% от аналогичного показателя 2004 года).
Сайт: www.r51.nalog.ru
В 2006 году на финансирование мероприятий по банкротству отсутствующих должников было выделено в шесть раз больше средств, чем в 2005-м. В результате значительно увеличилось количество поданных налоговыми инспекциями исковых заявлений. Однако судьи арбитражного суда оказались не в состоянии рассмотреть возросший поток заявлений в месячный срок, который предусмотрен Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). С момента подачи иска и до признания отсутствующего должника банкротом проходит полтора-два месяца и более.
Еще одна проблема - срок конкурсного производства. В соответствии с Законом N 127-ФЗ он составляет год. Компенсация фактических расходов на проведение процедуры банкротства и выплата вознаграждения конкурсному управляющему производятся только после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации отсутствующего должника. Если сложить все предусмотренные Законом N 127-ФЗ сроки с момента принятия судом заявления до исключения организации из ЕГРЮЛ, то получится, что на проведение указанной процедуры необходимо не менее 13-14 месяцев. Поэтому освоение финансирования в течение календарного года представляется проблематичным.
На практике арбитражные управляющие нередко затягивают банкротство отсутствующих должников. На просьбы налоговых органов досрочно завершить процедуру банкротства управляющие отвечают, что работа будет окончена в срок, установленный определением суда. Поэтому, на наш взгляд, срок конкурсного производства в отношении отсутствующего должника следует сократить до трех-четырех месяцев. Этого будет достаточно, чтобы осуществить все необходимые мероприятия в отношении должника.
Мы считаем, что налоговые органы в рамках выявления и ликвидации отсутствующих должников обязаны усилить контроль за деятельностью арбитражных управляющих и ориентировать их на досрочное завершение процедур банкротства.
В.М. Москвин,
руководитель Управления ФНС России по Мурманской области
"Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99