В Совете по аудиторской деятельности при Минфине России
В 2006 г. в Академии бюджета и казначейства Минфина России состоялось десять заседаний Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, в том числе 50-е заседание, на которых были рассмотрены более 60 вопросов. о наиболее важных из них информируют и.о. председателя Совета, д.э.н., профессор А.В. Крикунов и ответственный секретарь Совета Т.А. Арвачева.
Основное внимание Совета в 2006 г. было направлено на доработку механизмов, обеспечивающих реализацию положений законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", рассмотрение проектов новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и проектов новой редакции федеральных правил (стандартов), разработку новой редакции Кодекса этики аудиторов и подготовку предложений о совершенствовании механизма контроля его соблюдения, дальнейшее совершенствование работы по аттестации и повышению квалификации аудиторов и внешнему контролю качества. Работа Совета была организована в соответствии с Планом работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России на 2006 год, размещенным на веб-сайте Минфина России.
Совет обсуждал ход подготовки ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Членами Совета выражена озабоченность, а также несогласие с рядом предлагаемых в последнее время концептуальных новаций. Члены Совета отмечали возможные негативные последствия принятия таких новаций для пользователей аудиторских услуг, состояния аудиторского рынка, качества оказываемых услуг. Подчеркивалось, что дискутируемые положения не всегда соотносятся с общепризнанной международной практикой, не учитывают отечественный опыт и могут не обеспечить необходимую преемственность в системе регулирования аудиторской деятельности.
Одновременно в течение года Совет в рамках работы профильных комиссий и рабочих групп продолжил подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений и проектов приказов о порядке ведения Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций; порядка ведения государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений; положений о Совете по аудиторской деятельности и его рабочем органе, их регламентов; положения об аттестационной комиссии; единой программы квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в концептуальных рамках основных положений правительственного варианта указанного проекта закона.
Совет обсудил проект федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", отметив необходимость уточнения действующего Федерального закона "О бухгалтерском учете" в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и развитием российской и международной практики бухгалтерского учета. Совет обратил внимание на то, что принятие законопроекта явится важным шагом на пути совершенствования законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, в частности реформирования правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Конкретные предложения были направлены в соответствующие рабочие группы и комиссии.
Совет одобрил проекты новой редакции федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: "Аудиторские доказательства", "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Планирование аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Контроль качества выполнения заданий по аудиту", а также проекты новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: "Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации", "Аудиторские процедуры, выполняемые на основе оценки рисков", "Использование аудитором работы эксперта", "Задания по обзорной проверке финансовой информации", "Контроль качества в аудиторских организациях, осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги", "Аудит оценки по справедливой стоимости". С учетом рекомендаций Совета и после завершения согласительных и регламентных процедур Правительством Российской Федерации принято постановление от 25.08.06 г. N 523 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696", которым утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами", "Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация", "Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность", "Использование результатов работы другого аудитора", "Рассмотрение работы внутреннего аудита", "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации", "Компиляция финансовой информации".
Совет рассмотрел план дальнейших действий, направленных на обеспечение соответствия федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности международным стандартам аудита, разработанный в рамках проекта ТАСИС "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации".
Совет продолжил разработку методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных) групп и одобрил ход работы по подготовке проекта методической рекомендации по аудиту кредитного портфеля банка, обратив внимание профильной комиссии на необходимость усиления координации работы с Банком России. В настоящее время на веб-сайте Минфина России размещены 6 ранее одобренных Советом методических рекомендаций, в том числе Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация), Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг.
Совет одобрил проекты новых форм отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые должны прийти на смену формам, утвержденным приказом Минфина России от 27.10.99 г. N 69н "Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков".
Совет с учетом внесения изменений в Кодекс IFAC одобрил в основном проект новой редакции Кодекса этики аудиторов России. Даны рекомендации аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям и другим профессиональным аудиторским объединениям в части организации его изучения членами объединений и контроля за соблюдением после вступления в силу новой редакции и опубликования в установленном порядке.
Значительное место в работе Совета в 2006 г. заняли вопросы аттестации и повышения квалификации аудиторов.
За истекший период продолжалась разработка принципов формирования проекта единой программы квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, доработка Принципов рекомендации кандидатов в состав председателей экзаменационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, а также работа по дальнейшему совершенствованию и обновлению базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов.
Совет за истекший период рекомендовал Минфину России отказать во включении в государственный реестр учебно-методических центров 7 образовательным учреждениям: ГОУ высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет" (г. Нижний Новгород), НОУ "Учебный Центр "Аудит-альянс" (г. Краснодар), ФГОУ высшего профессионального образования "Вятская государственная сельскохозяйственная академия" (г. Киров), НОУ "БДО Юникон Центр Менеджмента" (г. Москва), ГОУ "Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы" Тверской филиал (г. Тверь), ГОУ высшего профессионального образования "Пятигорский государственный технологический университет" (г. Пятигорск) - повторно, ГОУ высшего профессионального образования "Ульяновский государственный университет" (г. Ульяновск), а также исключить из государственного реестра учебно-методических центров образовательные учреждения ННОУ дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Аудиторской палаты России" (г. Москва), ГОУ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (г. Москва), ФГОУ высшего профессионального образования "Ставропольский государственный аграрный университет" (г. Ставрополь).
Совет одобрил Временные основные критерии оценки письменных работ по экзаменационным билетам при сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора, в соответствии с которыми при проверке экзаменационных работ по экзаменационным билетам претендентов при сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора рекомендуется членам экзаменационных комиссий, осуществляющим проверку работ, использовать следующие основные критерии.
Оценка "отлично" (10 баллов) ставится при выполнении в совокупности всех трех пунктов:
1. Изложено правильное понимание вопроса, и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно;
2. Полно отражена относящаяся к вопросу нормативная правовая база. Нормативные правовые документы представлены в органической связи с содержанием вопроса;
3. Письменная работа оформлена аккуратно, структурировано профессионально, грамотно, без произвольных сокращений и не содержит информации, не относящейся к предмету ответа.
Оценка "хорошо" (8 баллов) ставится при выполнении в совокупности всех трех пунктов:
1. Изложено правильное понимание вопроса, дано достаточно подробное описание предмета ответа, приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету ответа, ошибочных положений нет;
2. Достаточно полно отражены нормативные правовые документы, относящиеся к вопросу;
3. Письменная работа содержит значительное число поправок, или отдельные нечеткие формулировки и информацию, не относящуюся к предмету ответа, или произвольные сокращения.
Оценка "удовлетворительно" (6 баллов) ставится при выполнении в совокупности всех трех пунктов:
1. Изложено в целом правильное понимание вопроса; в то же время дано неполное, неточное описание предмета ответа и некоторых относящихся к нему понятий;
2. Неполно отражены нормативно- правовые документы, относящиеся к вопросу;
3. Письменная работа оформлена неаккуратно, содержит исправления целыми абзацами или значительное количество нечетких формулировок; допущены редакционные недоработки.
Оценка "неудовлетворительно" (0 баллов) ставится при выполнении любого из четырех пунктов:
1. Ответ не соответствует вопросу экзаменационного билета;
2. Ответ претендента дан по указанному вопросу неверно, содержит в основном ошибочные положения;
3. В ответе не раскрыты основные понятия и не отражены основные нормативные правовые документы, относящиеся к вопросу;
4. Нарушены процедуры проведения экзамена, что повлекло за собой удаление с экзамена.
Совет одобрил продолжение проведения в 2006 г. эксперимента по порядку проведения квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности с целью выработки предложений по дальнейшему совершенствованию процесса аттестации, распространив его начиная с июня 2006 г. на все типы квалификационных аттестатов аудитора, также одобрен график проведения квалификационных экзаменов в первом полугодии 2007 г.
Квалификационный экзамен в 2006 г. в части письменной работы проходил в базовых учебно-методических центрах федеральных округов:
Центральный федеральный округ - в УМЦ при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Москва);
Северо-Западный федеральный округ - в УМЦ при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (Санкт-Петербург);
Приволжский федеральный округ - в УМЦ при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород);
Уральский федеральный округ - в УМЦ при Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург);
Южный федеральный округ - в УМЦ при Ростовском государственном экономическом университете "РИНХ" (Ростов-на-Дону);
Сибирский федеральный округ - в УМЦ при Новосибирском государственном университете экономики и управления (Новосибирск);
Дальневосточный федеральный округ - в УМЦ при Хабаровской государственной академии экономики и права (Хабаровск).
Совет рассмотрел результаты квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора за 2006 г., рекомендовав Минфину России утвердить их. К экзамену были допущены более 4 тыс. претендентов, получили положительную оценку более 34% претендентов, отрицательную - примерно 65% претендентов.
Совет за истекший период рекомендовал Минфину России утвердить заключения Апелляционной комиссии Совета по апелляциям около 300 претендентов, при этом в большинстве случаев подтверждена правомерность выставленных оценок экзаменационными комиссиями.
С вступлением в силу с 1 июня 2006 г. приказа Минфина России от 11.05.06 г. N 77н, которым предусмотрена передача Минфином России функции подтверждения соблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям, Советом рассмотрены вопросы об уровне готовности этих объединений к началу исполнения указанной функции и о ходе подтверждения с 1 июня 2006 г. аудиторами соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации и выработаны соответствующие рекомендации.
За истекший период Совет продолжил работу по обновлению программ повышения квалификации аудиторов. 28 сентября 2006 г. Совет принял за основу проекты 8 программ повышения квалификации аудиторов: "Новое в нормативно-правовом обеспечении имущественных отношений", "Новое в нормативно-правовом обеспечении налогообложения юридических и физических лиц", "Новое в нормативно-правовом обеспечении бухгалтерского учета", "Новое в нормативно-правовом обеспечении финансов организаций", "Новое в нормативно-правовом обеспечении аудиторской деятельности", "Новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", "Обучение контролеров качества в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях", "Профессиональные ценности и этика".
22 декабря 2006 г. на 50-м (очередном) заседании Совета подведены итоги работы в области аудиторской деятельности в Российской Федерации, в том числе по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности и развитию саморегулирования профессии и направлениям совершенствования аудита с использованием отечественной практики и международного опыта.
А.В. Крикунов,
и.о. председателя Совета по аудиторской деятельности при
Минфине России, д.э.н., профессор
Т.А. Арвачева,
ответственный секретарь Совета по аудиторской деятельности
при Минфине России
"Аудиторские ведомости", N 1, январь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а