Анализ безубыточности
деятельности издательского холдинга
Анализ безубыточности затрат главным образом касается соотношения объема продаж и себестоимости реализованной продукции, не затрагивая прибыль или убытки. Для анализа безубыточности важен характер расходов. Одни расходы зависят от объема реализации (перемещенные расходы), другие остаются неизменными при всех рассматриваемых объемах реализации (постоянные расходы).
Анализ безубыточности издательско-полиграфического холдинга имеет свои особенности, обусловленные спецификой взаимоотношений предприятий группы. Объем реализации можно выявить только на стадии продажи тиража издания, т.е. в торговых организациях. Заметим, что торговые издержки занимают наименьший удельный вес в общем объеме затрат по выпуску и реализации всего тиража издания. И хотя по времени они увязаны с объемом продаж, их можно отнести к постоянным. При этом расходы на тиражирование издания, не связанные напрямую с объемом продаж, являются переменными. Поэтому при определении точки безубыточности издательской деятельности более уместно говорить об уровне объема выпуска, а не продаж, погашающих определенные издержки.
Решение об объеме тиража издания (выпуска) является долгосрочным, поскольку производственный процесс значительно оторван от процесса реализации, который имеет достаточно высокую степень неопределенности. Для уменьшения риска неопределенности необходим серьезный маркетинговый анализ.
Для принятия решения об объеме выпуска необходимо знать, как в зависимости от объема выпуска продукции изменяются доходы (связаны также с решением о цене) и расходы.
В случае групповых (пакетных) процессов, когда продукция выпускается партиями, начало и конец производства тиража определяют важный для принятия решений период: во-первых, его длительность (хотя объем продукции от нее не зависит) влияет на объем постоянных издержек издательской деятельности, т.е. является базой для измерения точки безубыточности тиража издания; во-вторых, функция запасов становится более важной, когда мы имеем дело с дискретными (пакетными) процессами.
Правильное применение методики анализа безубыточности и получение обоснованных выводов зависят от разрешения практических трудностей и от понимания ограничений, связанных с этой методикой.
При оценке множества возможных результатов с помощью расчета или графика безубыточности необходимо использовать упрощенные предположения. В большинстве случаев упрощение предположений не нарушает ценность получаемых выводов, однако аналитик должен учитывать их возможное влияние.
Приведем некоторые наиболее важные упрощенные предположения, возможные при расчете безубыточности.
1. Составляющие модели, ведут себя так, как предполагалось:
издержки обоснованно подразделяются на постоянные и переменные;
переменные издержки колеблются пропорционально объему продаж;
постоянные издержки остаются неизменными при любых объемах выпуска;
продажная цена единицы продукции не выходит за пределы включенного в анализ диапазона.
2. Предположения относительно деятельности предприятия и факторов, способных повлиять на ее результат. Эти предположения подчеркивают статичный характер любого расчета безубыточности. Итак, будем исходить из того, что:
ассортимент реализуемой продукции останется неизменным;
эффективность деятельности будет стабильной;
себестоимость продукции не изменится под воздействием различных факторов;
единственный фактор, влияющий на себестоимость, - объем продаж;
уровень запасов на начало и на конец периода останется неизменным;
существенных колебаний общего уровня цен в данный период не произойдет.
Не все предположения одинаково влияют на ценность выводов. Например, предположение, что продажная цена не изменится с увеличением (снижением) объема тиража, противоречит экономической теории и зачастую и противоречит действительности. Таким образом, линия продаж не будет линейной функцией. Ее смещение будет зависеть от реального отклонения от прямого линейного соотношения.
Решение о производстве тиража того или иного издания требует от корпорации определенного уровня постоянных затрат. В издательской деятельности некоторые виды постоянных затрат, не зависящие от объема производства, могут повлиять на решение об объеме выпуска. Специфика издательско-полиграфической деятельности заключается в том, что определенные начальные постоянные затраты становятся переменными понижающимися затратами. Их уровень в себестоимости отдельной книги снижается по мере увеличения ее тиража. К этим затратам относятся авторский гонорар и издательские расходы. По временному периоду данные затраты относятся к предпроизводственным и их объем не зависит от последующего тиражирования издания. Однако при принятии решений об объеме выпуска издания немаловажную роль играет процедура их погашения, т.е. их уровень в отдельно взятой книге.
В издательско-полиграфическом холдинге калькуляция затрат раскрывается по мере движения продукта. Затраты, связанные с получением конечного продукта, включают в себя набор ресурсов. Это интеллектуальная собственность (авторская рукопись) - ключевой ресурс, а также последовательность "вмешательств" в этот ключевой ресурс: редакционная обработка и тиражирование издания. Все эти процессы не только разделены по времени, но и по месту: авторская среда - издательство - типография - книготорговая организация.
Анализ безубыточности в холдингах начинается с определения уровня затрат, формирующих себестоимость конечного продукта, и возможности их погашения при определенном уровне продаж.
Принцип сопоставления предполагает согласование затрат с доходами, полученными в результате этих затрат. Исходя из этого принципа можно измерять эффективность трансформации затрат в доходы (т.е. прибыль) для определенного продукта. Таким образом, сопоставление направлено непосредственно на измерение финансовой эффективности.
Эффективность единой хозяйствующей единицы - издательского холдинга - можно измерить на целом ряде уровней:
на уровне консолидированной группы предприятий (холдинга), где определенные ключевые аспекты деятельности отдельных предприятий холдинга за отчетный период (обычно год) включаются в отчеты материнской компании;
на уровне филиала или дочернего предприятия, показатели финансовой эффективности которого за отчетный период представляются руководству группы предприятий;
на уровне организационной единицы предприятия, где показатели финансовой эффективности значительных компонентов предприятия представляются руководству дочернего предприятия или группы предприятий;
на уровне производства, где сведения о работе отдельных производственных единиц или выполнении проектов представляются руководству организационной единицы;
на уровне продукции, где характеристики отдельных видов продукции оцениваются с точки зрения вклада в общую эффективность предприятия.
Чтобы определить эффективность, необходимо сопоставить входные ресурсы с результатами работы. В финансовом смысле это означает сопоставление затрат с доходами предприятия. Поэтому для измерения эффективности необходимо определить принцип сопоставления, т.е. установить правила, которые позволяют решать, какие затраты можно сопоставлять с данными доходами, а какие нет.
Сопоставление можно проводить по нескольким направлениям, а именно:
по времени, когда затраты на получение доходов за данный период сопоставляют с этими доходами;
по решениям, когда затраты, понесенные в результате данного решения, сопоставляют с доходами или преимуществами, которые, как предполагается, явились результатом этого решения;
по распределению, когда косвенные затраты сопоставляют с единицей выпущенной продукции, используя в качестве базы один из показателей затрат на единицу данной продукции;
по операциям, когда доходы, полученные в результате определенной операции (деятельности) предприятия, сопоставляют с затратами, непосредственно относящимися к этой операции (деятельности).
Используя приведенную группировку доходов и расходов, представим процесс формирования себестоимости и выручки в условиях функционирования холдинга (консолидированной группы предприятий).
Б. Райн в своей книге "Стратегический учет для руководителей" так сформулировал момент трансформации денег в товар и наоборот: "Затраты и доходы возникают только в те моменты, когда потоки денежной наличности пересекают границы организации"*(1). Остается только дополнить это определение словами "и моментом возникновения обязательств и их исполнения".
Рассмотрим несколько положений, имеющих огромное значение для организации учета и анализа затрат.
Положение первое. Определив границы организации, можно определить финансовые потоки, т.е. затраты и доходы.
Однако холдинг - это экономическое объединение юридически обособленных, имеющих собственные счета наличности предприятий. Между отдельными предприятиями холдинга возможны рыночные отношения. Но операции между ними, если они не выходят за пределы холдинга, не влияют на общую массу его наличности.
Положение второе. При внутригрупповом движении средств и обязательств, при условии сохранения их неизменности в ценах и объемах, финансовое положение холдинга не меняется.
Издержки организации могут быть возмещены собственнику только в результате продажи товара другому собственнику. Особенно это касается прибавочного продукта (m). Следовательно, реальные издержки (c + v), в которые входят амортизация, материальные и трудовые затраты, формируют себестоимость продукции. Прибыль (m) возникает в процессе производства, но и прибыль, и реальные доходы (d) акционеров холдинга появляются только в результате реализации товара за его пределы.
Отчетный период, в котором следует отражать расходы, определяют исходя из принятой концепции прибыли (прибыль отражается при поступлении денежных средств; расходы отражаются максимально близко по времени к моменту понесения затрат). Традиционный метод начисления затрат представляет собой нечто среднее между двумя крайними позициями, но несколько ближе к концепции трансформации стоимости: оценка по фактическим затратам приобретения сохраняется до тех пор, пока стоимость не замещается ценами выпуска (продаж).
Если прибыль будет отражаться поступательно в течение всего процесса производства, одновременно будет меняться и оценка чистых активов фирмы. В этом случае в концепции соответствия доходов и расходов нет необходимости. Однако, поскольку операции по образованию дохода и расходов отражаются отдельно и приобретение и оплата товаров и услуг обычно не совпадают с продажей или поступлением выручки, обеспечение принципа соответствия становится необходимостью.
Положение третье. Привязка ко времени расходов предполагает:
1) связь расходов с доходами;
2) отражение расходов в том же периоде, в котором отражен соответствующий доход.
Данное положение касается учетного отражения трансформационных издержек.
Одни затраты в определенном диапазоне выпуска (тиража) могут оставаться постоянными, хотя сам выпуск может прерываться или производиться ступенчато. К подобным затратам можно отнести расходы на дополнительную рекламу, осуществляемые в ходе реализации тиража в моменты увеличения объема производства.
Другие постоянные затраты не зависят от уровня производства, а следовательно, не могут влиять на решение об объеме выпуска. К ним относятся общеиздательские расходы.
Графически это можно представить следующим образом (рис. 1).
"Рис. 1. Зависимость постоянных (косвенных) затрат от объема выпуска"
Переменные затраты напрямую зависят от объема выпуска: чем выше объем выпуска, тем больше затраты (рис. 2). В издательской деятельности к ним относятся затраты на материалы (бумагу и переплетные материалы) и типографские расходы.
"Рис. 2. Зависимость переменных (прямых) затрат от объема выпуска"
График на рис. 2 построен без учета времени и места возникновения затрат. В издательско-полиграфической деятельности издательство оплачивает материалы (материальные затраты) до выпуска продукции из типографии. Материальные затраты из переменных трансформируются в начальные постоянные. Более того, они понижаются, т.е. "погашаются", по мере увеличения выпуска продукции (рис. 3).
"Рис. 3. Зависимость материальных затрат от объема выпуска в издательско-полиграфическом холдинге"
Таким образом, затраты на материалы являются предварительными по отношению к выпуску продукции (правда, это можно сказать и о любом исходном материальном ресурсе). Но в издательско-полиграфическом холдинге оплата материалов и списание (погашение) расходов осуществляется по мере изготовления тиража в типографии. Поэтому в отличие от большинства отраслей промышленности в издательской деятельности материальные затраты для материнской компании холдинга (издательства) являются предварительными, постоянными и понижающимися.
В условиях любого холдинга производство предполагает изменение определенных ресурсов путем последовательности вмешательств в определенном месте, определенным образом и в определенное время, направленных на получение заданного продукта. Чтобы получить максимальный доход при минимальных затратах, необходимо правильно организовать производство.
Анализ безубыточности деятельности издательско-полиграфического холдинга дает информацию, позволяющую определить безубыточный тираж, т.е. привести затраты в соответствие с объемом продаж. Напомним, что затраты в издательско-полиграфическом холдинге подразделяются на предварительно-постоянные (авторский гонорар, редакционные, рекламные и материальные затраты), постоянные (общеиздательские и коммерческие расходы) и переменные (типографские расходы). График безубыточности деятельности издательско-полиграфического холдинга выглядит следующим образом (рис. 4).
"Рис. 4"
При традиционном подходе предполагается, что цена не зависит от объема выпуска и затраты можно представить в виде линейной функции от объема выпуска. Разность между суммарными затратами и доходом при любом заданном уровне выпуска можно представить в виде "графика прибыльности", в котором линия (кривая) суммарного дохода "накладывается" на линию суммарных затрат. При этом делаются следующие допущения:
рост прибыли происходит при увеличении выпуска;
любой уровень производства, превышающий уровень, требуемый для безубыточности, считается удовлетворительным.
Помимо графического представления информации при анализе цепочки "затраты - выход продукции - прибыль" можно воспользоваться и математическими зависимостями. Это более быстрый и гибкий (по сравнению с графическим методом) метод получения необходимой информации. Кроме того, данные, полученные при использовании этого метода, можно легко ввести в компьютерную финансовую модель.
При разработке математической формулы для получения информации по затратам, выходу продукции и прибыли следует иметь в виду, что цена реализации и затраты на единицу продукции считаются постоянными. Такое допущение возможно для цены реализации единицы продукции и переменных издержек. Однако необходимо помнить, что постоянные издержки в краткосрочном плане остаются постоянной (общей) величиной, в то время как затраты на единицу продукции зависят от объема производства. Таким образом, и прибыль на единицу продукции зависит от объема производства.
Математическую формулу можно вывести из следующей зависимости:
Чистая прибыль = (Количество реализованных единиц продукции х Цена
реализации единицы) - ((Количество реализованных единиц продукции х
Переменные издержки на единицу) + Общие постоянные издержки).
Введя в это уравнение соответствующие обозначения, получим следующую формулу:
NP = Х х Р - (Х х В + А),
где NP - чистая прибыль;
Х - количество реализованных единиц продукции;
Р - цена реализации;
В - переменные издержки на единицу продукции;
А - общие постоянные издержки.
Допущение о линейности поведения затрат или доходов может приводить к субоптимальным (частично оптимизированным) решениям, принимаемым исходя из диапазона приемлемых объемов продукции, а не оптимальной организации производства. Впрочем, руководство вполне может принять такую степень приближения, поскольку более глубокий анализ требует слишком больших затрат на поиск и обработку информации. Кроме того, руководство может считать, что для данного вероятного диапазона выпуска линейность является вполне разумным допущением.
Хотя допущение линейности может приводить к существенным искажениям, влияющим на решение, нет гарантий, что при более высоком уровне сбора информации и затрат на ее обработку убытки, связанные с такими искажениями, будут компенсированы. Если для фирм с хорошо развитыми информационными системами сбор дополнительной информации не требует больших дополнительных расходов, то для многих других фирм затраты на получение и обработку дополнительной информации могут оказаться недопустимо высокими.
Таким образом, при использовании данных анализа безубыточности необходимо учитывать возможное влияние допущений.
Помимо определения точки безубыточности анализ безубыточности проводят в целях установления цены, осуществления контроля за расходами (с учетом изменения издержек, связанных с колебаниями объема производства), прогнозирования прибыли и др. Наряду с системой нормативного учета и оперативного контроля за издержками производства он позволяет получить исходные данные для принятия ценовых решений при различных уровнях деловой активности холдинга (предприятия и др.). График безубыточности помогает выявить влияние отдельных управленческих решений (например, относительно наращивания производственных мощностей, введения нового вида продукции) и внешних факторов на эффективность деятельности холдинга (предприятия и др.).
Главными задачами финансового аналитика являются прогнозирование прибыли и оценка влияния прибыльности производства на различные аспекты дальнейшей деятельности холдинга (предприятия и др.). Анализ безубыточности способствует достижению и той и другой цели.
В.С. Плотников,
профессор, д-р экон. наук,
Н.В. Кучеренко,
налоговый инспектор МНС России по г. Балаково
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 14, июль 2003 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Райн Б. Стратегический учет для руководителей. - М.: Аудит; ЮНИТИ, 1998. - 616 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru