Вопросы исполнения федерального бюджета 2006 года
Издательство "Советник бухгалтера" продолжает знакомить своих читателей с разъяснениями Минфина России и Федерального казначейства, которые, несомненно, будут интересны бюджетным учреждениям и финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований.
Об учредительных документах федеральных учреждений
В прошлых номерах "Советник бухгалтера бюджетной сферы" сообщалось, что на заседании Правительственной комиссии по административной реформе, прошедшем 24 июля т.г., было принято решение о продлении (в очередной раз) срока действия учредительных документов и разрешений на открытие лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Срок действия указанных документов был продлен Правительством РФ до 1 октября 2006 года.
После наступления указанной даты Минфином России было дано указание Федеральному казначейству (письмо от 30.09.2006 N 02-13-10/2626) приостановить осуществление операций на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям, в отношении которых реорганизационные процедуры до сих пор не завершены и указанные документы не приведены в соответствие с законодательством РФ.
Что касается некоторых федеральных государственных учреждений, в отношении которых Правительством РФ продлены сроки ликвидационных мероприятий и установлены более поздние сроки, чем дата, установленная Правительственной комиссией (1 октября 2006 г.), то операции по лицевым счетам, открытым данным федеральным учреждениям в органах Федерального казначейства, должны быть приостановлены по истечении сроков, указанных в соответствующих распоряжениях Правительства РФ, если вышеуказанные документы не будут приведены в соответствие с законодательством РФ.
Примером таких учреждений являются управления реорганизованной Росгосхлебинспекции по субъектам РФ, в отношении которых письмом Федерального казначейства от 16.10.2006 N 42-5.1-12/78 было дополнительно направлено органам Федерального казначейства для сведения и руководства в работе распоряжение Правительства РФ от 13.08.2006 N 1114-р.
В соответствии с указанным распоряжением Правительства РФ Минсельхозу России было поручено обеспечить до 31 октября 2006 г. проведение необходимых юридических действий, связанных с ликвидацией федеральных указанных государственных учреждений, поименованных в приложении к данному распоряжению.
Учитывая вышеизложенное, указанными федеральными государственными учреждениями операции по лицевым счетам, открытым им в органах Федерального казначейства, должны быть приостановлены после 31 октября 2006 г. в случае, если их учредительные документы не будут соответствовать законодательству РФ, а также при непереоформлении по новой подведомственности разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Близко по теме и следующее письмо Федерального казначейства от 14.09.2006 N 42-7.1-15/1.3-358, которым в адрес главных распорядителей средств федерального бюджета сообщается, что по поручению Правительственной комиссии по административной реформе Федеральное казначейство проводит анализ Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и представленных в территориальные органы Федерального казначейства учредительных документов и разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В целях исключения возможных несоответствий (и как результат - приостановление операций на лицевых счетах федеральных учреждений) главные распорядители должны оперативно рассматривать направленные им Федеральным казначейством в соответствии с п. 4.4 Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 04.07.2005 N 83н, проекты заявок для внесения изменений в Сводный реестр. При необходимости внесения изменений в Сводный реестр следует представлять в Федеральное казначейство соответствующие заявки.
О нецелевом использовании бюджетных средств
Редакция журнала "Советник бухгалтера бюджетной сферы" предлагает обсудить вопрос отнесения отдельных операций, осуществляемых федеральными учреждениями, к нецелевому использованию средств федерального бюджета.
Суть заключается в следующем: бюджетное учреждение осуществляет выплату аванса сотруднику, убывающему в срочную служебную командировку, за счет средств, полученных в кассу учреждения на выплату заработной платы. При определении правовых оснований по отнесению указанных операций к нецелевому использованию можно исходить из следующих положений.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием для их получения.
Исходя из данной нормы осуществление бюджетными учреждениями вышеуказанных операций не подпадает под понятие "нецелевое использование средств", если указанная выплата осуществляется в пределах доведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии со сметой доходов и расходов.
Вместе с тем, согласно Положению об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному Центральным банком РФ и Минфином России от 20.05.2004 N 257-П/46н (далее - Положение), бюджетополучатели, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, вправе получать и использовать наличные денежные средства на цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в соответствии с требованиями, установленными данным Положением и нормативными актами Банка России.
Пунктом 9 Положения установлено, что назначение получаемых наличных денежных средств указывается получателем бюджетных средств на оборотной стороне денежного чека.
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40, также устанавливается, что наличные деньги, полученные в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Таким образом, действия бюджетного учреждения по выплате аванса сотруднику, убывающему в срочную служебную командировку, за счет средств, полученных в кассу учреждения на выплату денежного довольствия, приводит к нарушению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за которое, согласно ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц, а не к нецелевому использованию бюджетных средств.
Учитывая, что при исполнении бюджета подобные вопросы могут возникать, приглашаем читателей к обсуждению данной темы.
Все письма, упомянутые в данной статье, размещены на сайтах Федерального казначейства и Минфина России www.roskazna.ru и www.minfin.ru, а также в информационной базе Издательства "Советника бухгалтера" (на CD который прилагается к журналу "Комментарий основных документов").
Т.В. Саакян,
заместитель начальника Управления совершенствования функциональной
деятельности Федерального казначейства
"Советник бухгалтера бюджетной сферы", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера бюджетной сферы"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-24680 от 15.06.2006 г.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы" зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций - свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
СМИ перерегистрировано в связи с изменением названия; в свидетельство о регистрации внесены уточнения в связи с изменением адреса редакции и юридического адреса учредителя 15 июня 2006 г.
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95