Комментарий к письмам Минфина России от 26.10.2006 N 03-11-05/240,
от 20.10.2006 N 03-11-04/3/464, от 13.10.2006 N 03-11-04/3/453 и от
12.10.2006 N 03-11-04/3/449
Если услуги населению не относятся к бытовым согласно Общероссийскому классификатору ОК 002-93, то фирма, которая их оказывает, не должна платить ЕНВД. К примеру, не являются "вмененными" услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию домофона. Также компания не обязана переходить на "вмененку", если она размещает рекламную информацию в торговом центре. Ведь Налоговый кодекс не устанавливает обязанность по уплате ЕНВД с рекламы внутри зданий и сооружений независимо от используемых носителей. Даже если реклама размещена на лазерной панели или цифровом табло, компания должна заплатить общие налоги или "упрощенный" единый налог.
Фирме не всегда просто решить, нужно ли применять "вмененку" по ее деятельности. Перечень, приведенный в главе 26.3 Налогового кодекса, описывает подвластные этому спецрежиму виды деятельности лишь в общем виде.
Неудивительно, что на практике нередко возникают ситуации, в которых трудно сразу дать ответ на вопрос о том, какой режим налогообложения (обычный или вмененный) следует применять.
В опубликованных письмах Минфина рассматриваются как раз такие случаи. Специалисты финансового ведомства разъяснили, нужно ли платить единый "вмененный" налог при оказании некоторых услуг населению, сопровождающих комплексный ремонт квартир, а также при обслуживании домофонов.
Кроме того, финансисты рассмотрели вопрос налогообложения отдельных услуг авторемонтной мастерской и размещения рекламы на электронных носителях в торговом центре.
"Небытовые" услуги населению
Оказание бытовых услуг - один из видов деятельности, подпадающих под "вмененный" спецрежим. По статье 346.27 Налогового кодекса к бытовым относят платные услуги населению (кроме услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспорта). Причем они обязательно должны входить в группу бытовых и по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. А определять, какой из кодов ОКУН соответствует оказываемой услуге, фирме придется самостоятельно (п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677).
Иначе говоря, для целей "бытового" ЕНВД недостаточно, чтобы услуга просто фигурировала в ОКУН. В классификаторе приведены не только бытовые, но и другие услуги. В двух первых опубликованных письмах финансисты рассмотрели несколько связанных с этим ситуаций.
Так, если фирма занимается обслуживанием домофона в жилом доме, ее услуги бытовыми считать нельзя. По мнению специалистов Минфина, такая деятельность относится в ОКУН к группе 80 "Прочие услуги населению" как одна из услуг по установке охранной сигнализации и охране жилищ (код 808000). Бытовые же услуги приведены в группе 01 классификатора. Поэтому переходить на "вмененку" такая фирма не должна.
Ремонт квартиры в комплексе
Аналогичным образом складывается ситуация и при оказании фирмой услуг по ремонту коммунальных систем, монтажу охранно-пожарной сигнализации и электромонтажным работам. Даже если эта деятельность входит в перечень работ по комплексному ремонту жилого помещения, классифицировать ее по ОКУН нужно отдельно. По той простой причине, что такие услуги относятся к другим (не бытовым) группам услуг классификатора.
К примеру, монтаж сигнализации, как и обслуживание домофона, попадает в подгруппу "Услуги по установке охранной сигнализации. Услуги по охране жилищ" (код ОКУН 808000). А ремонт коммуникаций и электромонтажные работы входят в группу 04 "Жилищно-коммунальные услуги" (код ОКУН 040000). Таким образом, с этой части ремонтных работ фирме придется заплатить все общие налоги или единый "упрощенный" налог. В то же время в группе 01 "Бытовые услуги" классификатора выделен "Комплексный ремонт домов, квартир по заказам населения" (код ОКУН 016101). Поэтому остальные услуги по ремонту квартиры, которые нельзя отнести к "небытовым" группам, подпадают под "вмененный" налог.
Пример 1
ООО "Мастер" заключило с физическим лицом договор на ремонт квартиры. В перечень работ, согласно этому документу, вошли:
- ремонт и замена дверей и оконных рам;
- ремонт полов;
- ремонт системы отопления.
В городском округе, где работает фирма, для деятельности по оказанию бытовых услуг установлена обязанность платить ЕНВД. К таким услугам, согласно ОКУН, фирма должна отнести ремонт дверей и окон, а также ремонт полов (коды 016108 и 016105 соответственно).
Ремонт отопительной системы относится к группе 04 "Коммунальные услуги", поэтому доходы от этих работ "Мастер" должен учесть в составе налогооблагаемой прибыли текущего периода. С этой целью стоимость ремонта системы отопления в договоре на ремонт квартиры нужно указать отдельной суммой.
Обратите внимание: если фирма оказывает ремонтные услуги не гражданину, а другой организации, о "вмененке" речи быть не может. Ведь под бытовыми услугами при расчете "вмененного" налога подразумевают лишь те из них, которые оказывают физлицам (ст. 346.27 НК РФ).
Техобслуживание автотранспорта
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта тоже входят в группу 01 "Бытовые услуги". И именно на перечень услуг в этой группе нужно опираться при решении вопроса об уплате единого "вмененного" налога. Причем уже независимо от того, кому фирма их оказывает - организации или частному лицу (ст. 346.27 НК РФ).
Таким образом, как указали финансисты в одном из комментируемых документов, если фирма ремонтирует автомобили с заменой запчастей, а также производит замену моторных масел, она должна платить ЕНВД. Поскольку подобные услуги предусмотрены классификатором ОК 002-93 в группе бытовых услуг, подгруппа "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код ОКУН 017000).
Но картина налогообложения фирмы заметно изменится, если для ремонта и обслуживания машин она использует самостоятельно приобретенные запчасти и расходные материалы. Причем предоставляет их клиенту не по цене закупки, а с наценкой, и в заказах-нарядах выделяет отдельной строкой.
Такой "дополнительный заработок", как отметили специалисты Минфина, будет стоить фирме дополнительного вида деятельности - розничной торговли запчастями и материалами. Обратите внимание: в этом случае, согласно п. 6 статьи 346.26 Налогового кодекса, автомастерская будет обязана вести раздельный учет "вмененных" показателей.
Пример 2
ООО "Автоцентр" занимается обслуживанием и ремонтом автомобилей.
Запчасти и расходные материалы для замены фирма клиентам предоставляет с торговой наценкой. Стоимость запчастей и материалов "Автоцентр" выделяет в заказах-нарядах отдельной строкой.
На территории муниципального района, где работает "Автоцентр", для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и мойке автотранспорта, а также для розничной торговли через объекты без торговых залов введен "вмененный" налоговый спецрежим. Согласно разъяснениям Минфина, фирма должна платить ЕНВД по каждому из этих видов деятельности.
Базовая доходность для услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта равна 12 000 руб. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). В "Автоцентре" работают 3 сотрудника.
Поскольку розничную торговлю запчастями и материалами фирма ведет в мастерской, где наличие торгового зала не предусмотрено, единый налог с этой деятельности нужно платить по физическому показателю "торговое место". Базовая доходность в таком случае составит 9000 руб.
Значение коэффициента К1 на 2006 год составляет 1,132 (приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277). А коэффициент К2 как для авторемонтных услуг, так и для розничной торговли без торгового зала установлен местными властями муниципального района равным 1.
Базу ЕНВД за IV квартал 2006 года по авторемонтным услугам бухгалтер "Автоцентра" рассчитал так:
3 чел. х 12 000 руб. х 1 х 1,132 х 3 мес. = 122 256 руб.
А для розничной торговли запчастями и материалами база единого налога за тот же период составила:
1 торг. место х 9000 руб. х 1 х 1,132 х 3 мес. = 30 564 руб.
Соответственно за IV квартал 2006 года фирма заплатила 18 338 руб. (122 256 руб. х 15%) налога с авторемонтной деятельности и 4585 руб. (30 564 руб. х 15%) - с розничной торговли запчастями и расходными материалами.
"Ненаружная" реклама
Налогообложение такого вида деятельности, как распространение (размещение) наружной рекламы, традиционно вызывает множество вопросов. С одной стороны, Налоговым кодексом предусмотрен для этого случая перевод компании на "вмененный" режим. Но с другой - не всегда понятно, относится ли деятельность фирмы по размещению рекламы именно к этому виду. Примером такого затруднения может служить ситуация, по которой финансисты дали разъяснения в одном из опубликованных писем. Фирма размещает рекламу внутри помещений торгового центра на плазменных панелях. Нужно ли в таком случае применять "вмененный" спецрежим? Специалисты Минфина отвечают на этот вопрос отрицательно. Ведь Налоговый кодекс не предусматривает уплаты ЕНВД при размещении рекламной информации внутри зданий и сооружений. А использование носителей, которые нередко применяются для изготовления наружной рекламы, никакой роли при этом не играет. Следовательно, такому рекламораспространителю придется платить налоги по общей или упрощенной системе.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.