Комментарий к письму Минфина России от 09.10.2006 N 03-03-04/4/156
Учет затрат на замену комплектующих частей компьютерной техники зависит от причины такого обновления. Если тот или иной элемент вышел из строя и не может больше использоваться, фирма должна списать расходы на ремонт сразу. В противном случае такая замена будет считаться модернизацией, а издержки на нее увеличат первоначальную стоимость компьютера. Уменьшать налоговую базу фирма сможет только по мере начисления амортизации.
Работу любой фирмы или офиса в настоящее время сложно представить без компьютерной техники. Но отражение в учете связанных с ней операций порой создает немалые проблемы для бухгалтерии. К примеру, не секрет, что компьютеры гораздо скорее устаревают морально, нежели физически. Поэтому неудивительно, что фирмы помимо проведения необходимого ремонта по возможности стремятся заменять элементы ПК-техники на более современные. Причем обновление комплектующих в каждом из этих случаев специалисты Минфина расценивают совершенно по-разному.
Ремонт или модернизация?
На протяжении нескольких лет финансисты в своих разъяснениях, которые касаются учета расходов при смене компьютерных комплектующих, четко разграничивают два понятия - ремонт и модернизацию. От того, как именно будет квалифицирована установка новой детали, зависит отражение затрат в налоговом учете фирмы.
По мнению финансового ведомства, когда компания заменяет вышедший из строя элемент на работоспособный, можно вести речь о ремонте. И соответственно включать затраты в текущие расходы по ремонту основных средств (ст. 260 НК РФ). Первоначальная стоимость компьютера при этом останется неизменной. Если же причиной смены комплектующих послужил моральный износ, то есть вместо устаревшей детали установили современную, с лучшими характеристиками, такую операцию в качестве ремонта расценивать нельзя. Издержки на ее проведение относятся уже к модернизации. Поэтому их сумма увеличивает первоначальную стоимость компьютера (письмо Минфина России от 01.12.2004 N 03-03-01-04/1/166).
Списать или амортизировать?
Опубликованный документ посвящен "ремонтной" замене одной из частей компьютера - монитора. Финансовые работники остались верны позиции, которой придерживались в прежних разъяснениях. То есть, если старый "экран" вышел из строя, расходы на покупку нового монитора можно учесть в налоговой базе текущего периода. Модернизацией это не считается.
Обратите внимание: в комментируемом документе специалисты Минфина отметили, что поступать так можно и когда компьютер на момент обновления полностью самортизирован.
Пример
ООО "Интерполис" приобрело в апреле 2004 года для административных нужд компьютер в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) стоимостью 18 000 руб. (в т.ч. НДС - 3240 руб.). Компьютер был оприходован как единый амортизируемый инвентаризационный объект со сроком полезного использования 60 месяцев. В октябре 2006 года вышел из строя монитор (составлен "дефектный" акт). В связи с этим фирма купила новый ЖК-монитор по цене 15 000 руб. (в т.ч. НДС - 2700 руб.).
Первоначальная стоимость компьютера при замене монитора осталась неизменной, а затраты на покупку нового монитора бухгалтер "Интерполиса" включил в расходы при расчете налога на прибыль единовременно и в полном объеме (15 000 руб.). В бухгалтерском учете фирмы были сделаны следующие проводки:
- 12 300 руб. (15 000 - 2700) - отражена покупка нового монитора;
- 2700 руб. - отражена сумма НДС при покупке монитора;
- 15 000 руб. - перечислена поставщику оплата за монитор;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-3
- 2700 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный поставщику;
- 12 300 руб. - списана стоимость нового монитора.
Показанный способ списания расходов менее трудоемок для фирмы, чем их учет в случае модернизации компьютера. Ведь снизить налог на прибыль в этой ситуации единовременно не получится. Затраты на новый монитор будут попадать в налоговые расходы постепенно по мере начисления амортизации. Причем пока "модернизационные" расходы не будут полностью самортизированы, фирме придется платить с них и налог на имущество.
Таким образом, компаниям, в которых замена мониторов носит единичный характер, выгоднее оформить выбытие старого "экрана" как непригодного к дальнейшему использованию. После чего списать издержки на его замену как ремонтные. Но если фирма обновляет большое количество мониторов одновременно, подобный шаг может показаться подозрительным для инспекторов, поэтому лучше не рисковать. Тем более что на расходы по модернизации с начала этого года распространяется положение об амортизационной премии. То есть их 10-процентную долю в любом случае можно списать сразу (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Для этого достаточно закрепить соответствующее положение в учетной политике фирмы.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 24, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.