Консолидация операций по межбюджетным отношениям
Консолидация межбюджетных потоков в части субсидий, субвенций и бюджетных кредитов - основа качественной подготовки отчета об исполнении бюджета*(1). Отчетность за 2005 год выявила множество факторов, мешающих этому процессу. Декабрь - время убедиться, что в грядущей отчетности не будет прошлогодних ошибок.
По результатам отчетности за 2005 год у 11 субъектов РФ были выявлены расхождения по долговым обязательствам. Суммы осуществленных заимствований должны быть отражены в отчете субъекта РФ на счете 1 301 01 000 "Расчеты с кредиторами по внутренним долговым обязательствам" и равны сумме представленных Минфином России кредитов, отраженных на счете 1 207 02 000 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам, предоставленным другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
Из-за расхождений этих данных была невозможна консолидация показателей "Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации". Для решения возникшей проблемы была создана Комиссия Министерства финансов Российской Федерации по урегулированию разногласий с субъектами Российской Федерации*(2), первое заседание которой состоялось 22 июня 2006 года.
Неисполнение приказов Минфина России
Одной из причин, приведших к расхождениям в бюджетной отчетности, явилось неисполнение субъектами Российской Федерации приказов Минфина России о погашении задолженности перед РФ за счет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Напомним, что на основании этих приказов в бюджете субъекта должна быть проведена некассовая операция по погашению задолженности перед Федеральным бюджетом и отражению поступления дотации из Федерального бюджета в бюджет субъекта. Неисполнение этого требования привело к расхождениям в отчетности за 2005 год не только в части отражения долговых обязательств, но и в части дотаций, полученных субъектами от РФ, в результате чего стало невозможно консолидировать данные отчетности субъектов и федерального бюджета по переданным и полученным дотациям.
Неправильные КБК
Еще одна причина, по которой не обеспечивается консолидация межбюджетных потоков в "Отчете о консолидированном бюджете Российской Федерации", - неправильное применение кодов бюджетной классификации при перечислении средств бюджетам субъектов Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации. Перечисленные средства фонды должны отражать так:
раздел 1100 "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - ФКР);
подстатья 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - ЭКР).
Полученные от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования средства субъекты должны отражать по коду бюджетной классификации Российской Федерации 000 2 02 04910 02 0000 151 "Прочие субсидии, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации".
Если государственные внебюджетные фонды направляют рассматриваемые средства непосредственно на счета бюджетных учреждений, то они подлежат учету в порядке, установленном для средств, полученных от приносящей доход деятельности. Государственные внебюджетные фонды, в свою очередь, отражают эти операции так:
раздел 1000 "Социальная политика" ФКР;
соответствующая подстатья статьи 260 "Социальное обеспечение" ЭКР.
Нет консолидации в отчетах субъектов
В Отчетах об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного фонда большинства субъектов не готова консолидация всех межбюджетных потоков. Приводит к этому, в частности, следующее нарушение. В настоящее время перечисление средств в рамках обязательного медицинского страхования неработающего населения из бюджета субъекта производится следующим образом:
по подразделу 0901 "Здравоохранение" ФКР;
по коду 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" ЭКР. При этом территориальные государственные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования зачисляя эти средства используют код бюджетной классификации 395 1 02 02060 09 0000 160 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в территориальные фонды обязательного медицинского страхования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Применение бюджетной классификации в таком сочетании нарушает единые принципы отражения в учете межбюджетных трансфертов.
При перечислении средств территориальными государственными внебюджетными фондами обязательного медицинского страхования бюджетным учреждениям (в рамках программ обязательного медицинского страхования) на лицевые счета, открытые для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, фонды должны отражать подобные операции таким образом:
по подразделу 0901 "Здравоохранение" ФКР;
по соответствующей подстатье статьи 260 "Социальное обеспечение" ЭКР.
Списание кредитов
В течение 2005 года некоторые субъекты произвели списание дебиторской задолженности по выданным бюджетным кредитам. В бюджетном учете эта операция была оформлена записью с использованием корреспонденции счетов, не предусмотренной Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н*(3):
Дебет 1 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов" Кредит 1 207 00 000
"Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам".
Это нарушение привело к невыполнению контрольных соотношений между Балансом исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130) и Отчетом о финансовых результатах деятельности (форма 0503121). Согласно методологии бюджетного учета списание с баланса дебиторской задолженности по выданным бюджетным кредитам отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 1 401 01 273
"Чрезвычайные расходы по операциям с активами" Кредит 1 207 00 000
"Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам".
Авторитетное мнение
Елена Викентиевна, бюджетная отчетность за этот год мало чем отличается от прошлогодней. Вероятно, сдача годовой отчетности за 2006 год пройдет значительно легче, чем за 2005?
Конечно, мы надеемся на опыт, который накоплен Федеральным казначейством при приеме отчетности от финансовых органов субъектов в течение 2006 года. Также помогут результаты проведенных дополнительных мероприятий по выверке расчетов между бюджетами бюджетной системы и снятие многих спорных вопросов на заседаниях Комиссии Министерства финансов РФ по урегулированию разногласий с субъектами Российской Федерации. Это позволит нам своевременно и качественно подготовить Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2006 год.
Е.В. Володина,
заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности
Федерального казначейства
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской федерации и бюджетов территориальных государственных фондов", "Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской федерации".
*(2) См. приказ Минфина России от 19 июня 2006 г. N 201.
*(3) Приведенная бухгалтерская запись противоречит также Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100