Торговля людьми: законодательство и судебная практика
В настоящее время торговля людьми - преступление международного характера, в структуре криминального бизнеса она приобретает значительный вес. Так, по данным ОБСЕ ежегодно в мире 4 млн. человек становятся жертвами торговли людьми. Это приносит преступным синдикатам до 7 миллиардов долларов США ежегодной незаконной прибыли, что ставит торговлю людьми в один ряд с торговлей наркотиками, оружием, делает ее составной частью организованной международной преступности и одним из источников финансирования терроризма. Рост масштабов торговли людьми, особенно женщинами и детьми, становится страшнейшей мировой проблемой.
Эта проблема в России обострилась в 90-х годах прошлого века в условиях распада СССР, резкого падения уровня жизни значительной части населения и общего кризиса в сфере правопорядка и общественной нравственности.
На сегодняшний день торговля людьми в основном имеет место:
- с целью эксплуатации проституции;
- с целью эксплуатации труда за счет усилившегося роста нелегальной трудовой миграции;
- в целях изъятия у детей органов и тканей для трансплантации.
В этой криминальной деятельности отмечаются рудименты традиционного рабства в некоторых районах Кавказа, где в результате политической нестабильности еще затруднена правоохранительная деятельность федеральных органов государственной власти.
Следует отметить, что торговля людьми в России тесно связана с международным криминалом. Трансграничная торговля людьми включает в себя как ввоз людей в Россию (например, рекрутирование проституток в Молдове, Украине и в других бывших республиках СССР), так и их вывоз из России (например, рекрутирование в России проституток для использования в странах Европейского Сообщества, в Турции, Китае, Саудовской Аравии, Объединенных арабских эмиратах).
Нередко жертвы торговли людьми вовлекаются в проституцию с применением угроз, насилия и обмана.
Особо нетерпимы факты торговли детьми с целью вовлечения их в занятия проституцией, имеются также случаи изъятия органов у детей для трансплантации. Так, приговором Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 августа 2005 г. Мамаев В. и Косарев А. осуждены к длительным срокам лишения свободы за торговлю несовершеннолетними и вовлечение их в занятие проституцией. Как следует из материалов дела, эти лица, используя свои связи среди подростков, ведущих бродячий образ жизни, выслеживали их и продавали взрослым мужчинам, в том числе гражданам иностранных государств, для занятия педофилией.
Приговором Володарского районного суда г. Брянска от 25 октября 2005 г. по п. "ж" ч. 2 ст. 127 УК РФ к 6 годам лишения свободы осуждена Зеленцова О. за продажу своей шестилетней дочери за 10 тыс. долларов США для использования ее покупателем в занятиях проституцией и изъятия у нее в дальнейшем органов для трансплантации. Зеленцова О. характеризовалась по месту жительства отрицательно, нигде не работала, вела асоциальный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками. Передавая дочь покупателю, вместе с ней передала документы на ребенка - свидетельство о рождении, медицинскую карту. Получая деньги, была осведомлена об изъятии органов у дочери. Преступные действия Зеленцовой пресечены УБОП УВД Брянской области.
Масштаб торговли людьми в России сложно определить более или менее точно. По оценке ОБСЕ жертвами торговли людьми в России ежегодно становятся около 50 тысяч человек.
Уголовно-правовая борьба с торговлей людьми в России
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен статьями 127.1 и 127.2, предусматривающими уголовное наказание за торговлю людьми и использование рабского труда по квалифицированным составам до 15 лет лишения свободы.
В основу этого закона легли положения Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.
Торговля людьми определена в ст. 127.1 УК как "купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации". Под эксплуатацией в этой статье понимаются: "использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние".
Статья 127.2 УК предусматривает наказание за "использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)".
Оба указанных преступления характеризуются высокой латентностью, что во многом объясняется нежеланием потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами.
Так, в 2004 г. по ст. 127.1 УК РФ (закон действует с декабря 2003 г.) осужден всего лишь один человек, по ст. 127.2 УК РФ не вынесено ни одного приговора. В 2005 г. судами России рассмотрено 5 уголовных дел о торговле людьми в отношении 11 лиц, из них 8 человек осуждено.
Эти статистические данные позволяют сделать неоспоримый вывод о том, что уровень государственных мер, направленных на ликвидацию этих крайне негативных проявлений в жизни общества, все еще является неудовлетворительным. На что указывает простое сопоставление показателей ОБСЕ по этой проблеме по России и приведенные выше данные о судимости лиц, использующих рабский труд и осуществляющих криминальную деятельность, связанную с торговлей людьми.
Кроме того, сами уголовно-правовые нормы о торговле людьми расцениваются Правительством России как недостаточно эффективные. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р, запланировано "введение жесткой системы наказаний за... торговлю людьми, а также усиление санкций к работодателям, использующим труд нелегальных иммигрантов".
Такая позиция соответствует задачам усиления борьбы с торговлей людьми. Так, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 127 УК РФ наказание за куплю-продажу человека и его эксплуатацию в виде лишения свободы сроком до 5 лет представляется чрезмерно мягким, не отвечающим степени общественной опасности и характеру деяния. В равной мере занижена санкция и ч. 1 ст. 127.2 УК РФ.
Так, в пределах санкции ч. 1 ст. 127 УК РФ Волжским районным судом г. Саратова осужден Савицкий, осуществивший продажу в ФРГ в публичные дома 9 гражданок Российской Федерации. По совокупности преступлений Савицкий осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев.
Питательной средой для торговли людьми, как это уже отмечалось, является проституция и незаконная миграция населения.
Между тем состояние борьбы с проституцией также имеет свои недостатки и требует дополнительных усилий со стороны государства и общества.
Общеизвестны факты, когда в ночное время толпы проституток заполняли транспортные артерии Москвы (Ленинградское шоссе, Садовое кольцо), развлекательные клубы, другие общественные места. Такое явление характерно также для Санкт-Петербурга, других крупных городов России.
Между тем привлечено к уголовной ответственности и осуждено в истекшем 2005 г. за вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) 61 лицо и за организацию занятия проституцией (ст. 241 УК РФ) 640 человек.
Проведенное Верховным Судом РФ обобщение практики рассмотрения судами названной категории дел показало, что большая часть этих преступлений (87%) совершена либо организованной группой, либо в отношении заведомо несовершеннолетних.
Иллюстрацией может послужить уголовное дело в отношении Ермакова и Гоголева.
Приговором Ленинского суда г. Оренбурга от 18 мая 2005 г. Ермаков и Гоголев признаны виновными в том, что, действуя в составе организованной группы, покупали у осужденных этим же судом Мавринского Е. и Передня В. заведомо несовершеннолетних девушек для занятия проституцией.
Девушек, попавших в трудную жизненную ситуацию, осужденные подыскивали на вокзале г. Оренбурга, используя для этого криминальную среду и связи среди несовершеннолетних.
Наряду со статьями 127.1 и 127.2 УК РФ в уголовно-правовой борьбе с торговлей людьми и связанными с ней деяниями применяются также ст. 126 УК (похищение человека), ст. 127 УК (незаконное лишение свободы), ст. 154 УК (незаконное усыновление), ст. 240 УК (вовлечение в занятие проституцией), ст. 210 УК (организация преступного сообщества), ст. 241 (организация занятия проституцией), ст. 322.1 УК (организация незаконной миграции).
Значение уголовно-правовых мер в борьбе с торговлей людьми в России нельзя переоценивать. Серьезных позитивных сдвигов в решении этой проблемы вряд ли можно ожидать без существенного повышения уровня жизни в стране и улучшения ситуации в части безработицы среди молодежи.
Участие России в международной борьбе с торговлей людьми
Россия активно участвует в международном сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми.
В частности, Россия является правопродолжателем СССР в отношении Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1947 г.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ ратифицирована Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. с протоколами к ней против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.
Россия активно участвует в борьбе с торговлей людьми в рамках СНГ, в том числе на основе Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 г. ведется активное сотрудничество в борьбе с торговлей людьми и на двусторонней основе.
Распространенность вывоза российских детей за рубеж, в том числе для продажи, остро поставило перед нашим государством задачу использования сил международного сообщества по данной проблеме. В этом аспекте представляется крайне необходимым скорейшее присоединение России к Гаагской конвенции 1980 г., призванной создать международно-правовую преграду на пути незаконного вывоза детей в другие государства, их захвата и продажи, в том числе в целях эксплуатации детского труда, оказания сексуальных услуг.
На необходимость включения Российской Федерации в правовой механизм возвращения незаконно перемещенных детей, установленный Гаагской конвенцией, неоднократно указывалось как на международном уровне, так и российскими экспертами. В частности, еще в 1999 г. Комитет ООН по правам ребенка, отмечая прогрессивное развитие российского законодательства в области защиты прав ребенка, призвал рассмотреть вопрос о ратификации Россией данной Конвенции.
Гаагская конвенция закрепила принципы, обязывающие Договаривающиеся государства обеспечивать немедленное возвращение в страну постоянного проживания незаконно перемещенных детей, следовательно, и проданных в другие государства; сформулировала понятие незаконного перемещения ребенка, акцентировав внимание на нарушение прав и свобод захваченных и перемещенных детей, а также прав их родителей и попечителей. В основу положений Конвенции взят принцип тесной связи несовершеннолетнего с государством, в котором он проживает, исходя из которого любой захваченный, проданный или незаконно перемещенный ребенок должен получить защиту со стороны государства, в котором он постоянно проживает. В силу этого принципа споры о детях подлежат рассмотрению в стране проживания ребенка.
Именно в этом направлении развивается судебная практика стран, присоединившихся к Конвенции. Показательно в этом смысле решение итальянского суда, вынесенное в 2003 г. по иску итальянского гражданина Т., постоянно проживающего в Италии, к российской гражданке на предмет опеки над их совместным сыном, вывезенным истцом в Италию на каникулы. Суд признал местом постоянного проживания ребенка Россию и юрисдикцию нашего государства по возникшему спору; указал на незаконность удержания ребенка в Италии и необходимость немедленного его возвращения в Россию. Особо важным является положение Конвенции об учреждении в Договаривающихся государствах Центрального органа для исполнения функций межгосударственных связей и принятия конкретных мер по возвращению незаконно захваченных и перемещенных детей.
Учреждение таких органов в нашем государстве повысит меры правовой защиты несовершеннолетних.
Участниками Гаагской конвенции являются около 100 государств, что говорит о всеобщем характере данного международного соглашения. Россия осталась в стороне от ее подписания, исключена из универсального правового механизма защиты детей, охватывающего практически все цивилизованные государства.
В связи с этим полагаем актуальным и отвечающим международным обязательствам России (Конвенция ООН "О правах ребенка" 1989 г.) скорейшее присоединение России к Гаагской конвенции и другим международным правовым актам против дискриминации человека, его прав и свобод.
И.А. Клипицкий,
доцент кафедры уголовного права
Российской академии правосудия
Г.П. Мелконян,
руководитель отдела обобщения судебной практики
и анализа законодательства Российской академии правосудия,
профессор кафедры уголовного права Российской академии правосудия,
судья Верховного Суда Российской Федерации в отставке
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Торговля людьми: законодательство и судебная практика
Авторы
И.А. Клипицкий - доцент кафедры уголовного права Российской академии правосудия
Г.П. Мелконян - руководитель отдела обобщения судебной практики и анализа законодательства Российской академии правосудия, профессор кафедры уголовного права Российской академии правосудия, судья Верховного Суда Российской Федерации в отставке
"Российская юстиция", 2006, N 12