Нужны ли в России постоянные сессии судов?
За десять лет существования ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" подвергался многочисленным попыткам ревизии. Опасность упразднений завоеваний судейского сообщества и демократического государства, нормативно закрепляющего основы статуса судей в Российской Федерации, органов судейского сообщества сегодня не исключена, поэтому к предложениям изменения содержания данного закона необходимо всегда подходить с особой осторожностью.
Общеизвестно, что применительно к судам общей юрисдикции судебная система объединяет Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, мировых судей.
Разнообразие форм судопроизводства, принципиальное изменение процессуального положения сторон в судебном процессе, значительное увеличение количества дел в судах и характера разрешаемых споров, десятки тысяч жалоб и представлений на судебные акты нижестоящих федеральных судов, поступающие в Верховный Суд РФ, захлестнули высшую судебную инстанцию. При этом граждане имеют право на личное участие в рассмотрении их жалоб, в том числе и в Верховном Суде РФ. Реализация такого права граждан - материально затратное действие и тяжелым бременем ложится на добросовестного налогоплательщика для обеспечения явки в суд, к примеру, осужденного на Дальнем Востоке страны.
Выход видится в принятии закона о Верховном Суде РФ, который предусмотрел бы создание постоянных сессий Верховного Суда РФ на всей территории России с внесением соответствующих изменений в статье 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", с закреплением за ними особого статуса.
Следующим звеном судебной системы судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. На наш взгляд, совершенно необъяснимо с точки зрения равенства судов субъектов РФ то, что в настоящее время одни субъектные суды называются Верховными, другие - областными (краевыми, окружными), хотя у них равнозначные полномочия. Представляется, что в государстве должен быть один Верховный Суд РФ, а суды данного звена судебной системы именоваться Высшими судами субъекта РФ.
В крупных субъектах РФ, в местах компактного проживания граждан также необходимо создание постоянных сессий данных судов с закреплением их особого статуса. Впервые эта необходимость реализована в Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации", которым предусматривается создание постоянных судебных присутствий вне места постоянного пребывания арбитражных судов всех уровней.
В статье 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что районные (городские) суды, образованные до введения в действие данного закона, считаются районными судами. Буквальное толкование данного закона предполагает считать, к примеру, Пятигорский городской суд Ставропольского края как районный суд города Пятигорска. Однако ныне судьи именуют себя в судебных актах по-разному: городские, районные, федеральные. Представляется правильным в соответствии с ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" называть районные и городские суды районными судами соответствующей административно-территориальной единицы, а судей - судьями данного районного суда. Существующее многообразие в названиях судов и судей порождает серьезные проблемы, связанные с исполнением выносимых ими судебных актов, с проверкой их законности в кассационном и надзорном порядке.
Европейской конвенцией о правах человека (п. 1 ст. 6) предусмотрено, что каждый в случае предъявления ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное рассмотрение дела беспристрастным судом, созданным на основании закона. Статья 30 УПК РФ предусматривает право граждан, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, на рассмотрение уголовного дела в составе трех профессиональных судей. Тем не менее, в Российской Федерации значительное количество районных судов имеют в штатах одного, двух или трех судей, и, следовательно, рассмотрение уголовного дела в составе трех профессиональных судей невозможно.
Возникла проблема: либо увеличить количество судей районных судов до пяти и более, либо укрупнить суды, объединив два суда и более в один общий суд. Первый вариант исключается, так как это приведет к значительному необоснованному увеличению штата судей в Российской Федерации, а служебная нагрузка судей будет явно недостаточной. При втором варианте следует внести соответствующее изменение в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", предусмотрев образование межрайонного суда и постоянных сессий данного суда с особым статусом.
Необходимость создания постоянных сессий районных судов диктуется требованием доступности правосудия гражданам. Существующие районные центры имеют транспортное сообщение с областным центром. Между районами и тем более между населенными пунктами разных районов прямые транспортные сообщения либо не существуют, либо оставляют желать лучшего. Объединение судов без образования постоянных сессий может вынудить граждан одного района, обратившихся за судебной защитой, первоначально приехать в свой райцентр, затем приехать в областной центр, а потом в другой райцентр, где будет действовать межрайонный суд.
Необходимость создания постоянных сессий районных судов в немалой мере диктуется кадровой и материально-технической проблемой, связанной с обеспечением зданиями и оборудованием межрайонных судов.
Опыт работы постоянных сессий судов уже имеется. В Ставропольском крае в 1994 г. в регионе Кавказских Минеральных Вод с территорией около двух тысяч квадратных километров, объединяющей города Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск и Георгиевск, а также районы - Георгиевский, Минераловодский и Предгорный, с численностью населения около 1 млн. человек, а также ежегодно отдыхающими в санаториях примерно 500 тыс. граждан, часть штата судей и аппарата краевого суда была размещена в Пятигорске.
Эта в определенном смысле обособленная часть краевого суда имеет единое руководство, единый президиум краевого суда и получила название: Постоянная сессия краевого суда на Кавказских Минеральных Водах.
Передача председателем краевого суда части своих полномочий своему первому заместителю никак не отразилась на эффективности общего руководства, а передача руководителем части своих полномочий подчиненному всегда рассматривалась одним из способов укрепления административной власти, способствовала улучшению качества работы.
Для примера можно привести практику работы первой постоянной сессии краевого суда в Российской Федерации или именуемую сейчас обособленной частью краевого суда в Пятигорске.
За это время краевыми судьями, работающими в Пятигорске, рассмотрено по первой инстанции 687 уголовных дел в отношении 1345 подсудимых, среди них дела о террористических актах в Пятигорске, Минеральных Водах, Ставрополе, на электропоездах Кисловодск - Минеральные Воды, Невинномысске, Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, сложнейшие дела о попытке насильственного захвата власти и изменения Конституционного строя Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе с дальнейшим созданием шариатского государства и отторжением данного региона от России, об участии в незаконных вооруженных формированиях и организованном преступном сообществе на Северном Кавказе.
Уголовные дела рассмотрены в установленные процессуальные сроки (за исключением пяти) по месту совершения преступления, с приглашением в суд более 25 тыс. потерпевших и свидетелей, с участием около 80 тыс. граждан.
Федеральными судами региона за это время рассмотрено 57 912 уголовных дел в отношении 66 374 подсудимых. На вынесенные приговоры поданы кассационные жалобы и представления в отношении 16 471 лиц, которые рассмотрены судьями краевого суда, работающими в Пятигорске.
В рассмотрении кассационных жалоб и представлений приняло участие большое количество осужденных и потерпевших, более 70 тыс. граждан.
По первой инстанции рассмотрено 157 гражданских дел (до изъятия этой категории дел в 2004 г. в Ставрополе), в которых приняли участие свыше тысячи представителей сторон, свидетелей и граждан.
Федеральными судами региона рассмотрено 189 589 гражданских и 80548 административных дел, третьим судебным составом судебной коллегии по гражданским делам краевого суда в Пятигорске рассмотрено 10 268 кассационных и частных жалоб и представлений, в которых приняли участие более 80 тыс. представителей сторон и граждан.
Какие положительные результаты работы постоянной сессии краевого суда достигнуты за это время?
Максимально обеспечен доступ граждан к правосудию, их возможности, касающиеся не только кассационного обжалования, но и непосредственного участия в рассмотрении кассационных жалоб и представлений.
Администрация Кавказских Минеральных Вод и Судебный департамент при Верховном Суде РФ создали надлежащие условия для отправления правосудия. Судьи обеспечены автоматизированными рабочими местами, залами кассационного рассмотрения, оборудованными видеоконференцсвязью, обеспечивающими связь с Пятигорским следственным изолятором, Ставропольским краевым судом, Верховным Судом Российской Федерации, некоторыми районными судами региона.
В течение восьми лет в краевом суде в Пятигорске существует пресс-служба краевого суда, сделаны сотни публикаций в СМИ, освещены судебные процессы по центральному и региональному телевидению, ежемесячно выпускается бюллетень, направляемый в суды региона и мировым судьям.
Проводимая работа не могла не отразиться положительно на качестве отправления правосудия. Стабильность судебных актов районных судов ежегодно составляет: по гражданским делам от числа вынесенных 98,9% и от числа обжалованных 82,6%; по уголовным делам от числа вынесенных 99,6%, от числа обжалованных 88,6%.
Значительно сократились сроки рассмотрения дел, в течение последних шести лет все уголовные дела в регионе рассматриваются в установленные процессуальные сроки, а удельный вес гражданских дел, рассматриваемых в процессуальные сроки, составляет 97,8%.
Примечательно, что за счет оперативного рассмотрения дел в районных судах и в кассационной инстанции время нахождения уголовного дела в производстве суда сократилось в среднем со 186 до 48 дней, что "разгрузило" следственный изолятор и обеспечило более эффективное достижение целей наказания.
Мы считаем создание постоянных сессий судов общей юрисдикции в Российской Федерации объективной необходимостью, их образование должно производиться на основании Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" и по решению Президиума или Пленума Верховного Суда РФ сопровождаться определением их особого статуса.
М.Т. Тащилин,
первый заместитель председателя Ставропольского
краевого суда, доктор юридических наук,
профессор, Заслуженный юрист РФ
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нужны ли в России постоянные сессии судов?
Автор
М.Т. Тащилин - первый заместитель председателя Ставропольского краевого суда, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ
"Российская юстиция", 2006, N 12