Отзыв Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по правовым и судебным вопросам от 28 ноября 2005 г. N 3.2-01/967
на проект федерального закона N 222001-4 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (по вопросу исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества), внесенный Законодательным Собранием Красноярского края
Данный законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 10 октября 2005 года. 1 ноября 2005 года решением Совета Государственной Думы этот законопроект был принят к рассмотрению.
Принятие данного законопроекта, по мнению субъекта права законодательной инициативы, позволит устранить проблемы, возникшие в ходе исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
В соответствии с текстом Законопроекта, предлагается допустить исполнение наказания в виде обязательных работ по месту жительства осужденных не только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, но и на предприятиях, подведомственных органам государственной власти по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В условиях, когда количество предприятий, подведомственных органам местного самоуправления, сокращается, происходит уменьшение количества рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных работ. При сохранении такой тенденции может возникнуть ситуация, когда, из-за отсутствия рабочих мест, наказания в виде обязательных работ не будут исполняться. Предлагаемое в Законопроекте изменение уголовно-исполнительного законодательства позволяет расширить круг предприятий, где может исполняться наказание в виде обязательных работ, а, следовательно, предупредить возникновение вышеуказанной проблемы.
В Законопроекте предложено исключить признание осужденного инвалидом второй группы из числа оснований для освобождения осужденного от дальнейшего отбывания наказания в виде обязательных работ.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 года N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.
Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
Таким образом, в соответствии с Законопроектом предлагается продолжать исполнение наказания в виде обязательных работ в отношении осужденных, которые полностью неспособны к трудовой деятельности или же способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. Данное предложение в пояснительной записке авторы Законопроекта не обосновывают. По нашему мнению, аргументы в пользу подобного решения отсутствуют и поэтому, оно не может быть признано правильным.
В Законопроекте также предложена новая редакция части 3 статьи 42 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В соответствии с действующей редакцией данного положения УИК РФ, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам. Это, в определенной мере, не согласуется с другими положениями уголовно-исполнительного законодательства. Например, время болезни лица, осужденного к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок, засчитывается в срок отбывания наказания, несмотря на то, что в это время к нему не применяются все средства исправления, которые должны к нему применяться в соответствии с содержанием наказания, назначенного по приговору суда.
Предлагаемая в Законопроекте новая редакция части 3 статьи 42 УИК РФ, по нашему мнению, заслуживает одобрения и поддержки.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" поддерживает, при условии устранения высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Вавилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.