Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)"
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об объединениях работодателей" и основополагающие законы в сфере образования - Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Законопроект направлен на обеспечение участия объединений работодателей, являющихся основными потребителями подготовленных в системе профессионального образования специалистов, в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах.
Действующее законодательство содержит отдельные положения, дающие право объединениям предпринимателей (работодателей) участвовать в разработке нормативных актов и вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы работодателей (Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"). Эти положения могут быть истолкованы как нормы, в том числе связанные с прогнозированием рынка труда и подготовкой квалифицированных кадров. Однако такие нормы неконкретны и не обеспечены механизмами реализации.
Законодательство в области образования не содержит прямых норм, относящихся к правам работодателей и их объединений в решении вопросов подготовки квалифицированных специалистов, имеющих принципиальное значение для состояния рынка труда и эффективности инвестиций.
Завершение переходного периода в экономике, консолидация общества, укрепление государства и постепенное становление социально ответственного бизнеса позволяют существенно увеличить ресурсное обеспечение системы образования за счет бюджетных и внебюджетных источников. Но одновременно возрастает и заинтересованность работодателей в формировании кадрового потенциала экономики, а также потребность сопоставления позиций сообщества производителей и потенциальных работодателей в определении направлений, содержания и структуры профессионального образования и соответственно совершенствовании нормативной базы, регулирующей участие общественности в решении этих вопросов.
Для решения поставленной задачи законопроектом решаются принципиальные вопросы:
устанавливается право объединений работодателей участвовать в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах, а также процедуру# учета информации работодателей о потребности отраслей в специалистах;
включаются в понятие системы образования как ее составляющей объединения работодателей, являющиеся основной заинтересованной стороной в подготовке квалифицированных кадров, что в свою очередь обуславливает обязанность государственных органов привлекать к участию в решении вопросов в сфере образования объединения работодателей;
делегируется полномочие федеральным органам государственной власти по установлению порядка участия общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей в решении вопросов, связанных с подготовкой профессиональных кадров.
При этом имеется в виду, что нормативное обеспечение участия работодателей в формировании кадрового потенциала экономики по ряду направлений либо урегулировано на законодательном уровне, либо не требует дополнительного правового регулирования, поскольку может быть решено нормативными актами Правительства Российской Федерации. В частности, законодательством Российской Федерации в области образования урегулированы вопросы участия объединений работодателей в разработке федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования, предоставлены полномочия Правительству Российской Федерации по установлению порядка разработки государственных образовательных стандартов, аттестации образовательных учреждений.
Принятие законопроекта создаст предпосылки для устранения несоответствия между спросом и предложением на рынке труда, положительно скажется на качестве профессионального образования, будет способствовать повышению социальной активности объединений работодателей, которые могут сыграть значительную роль в усилении адресности системы профессионального образования.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда)", не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.