город Омск |
|
|
Дело N А46-23823/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-270/2010) инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска; Инспекция)
на решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2009 по делу N А46-23823/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое
по заявлению департамента финансов и контроля Администрации города Омска (далее - Департамент)
к 1) ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления коммунального хозяйства администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - УКХ администрации ЦАО г. Омска)
о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска ? Двухжиловой Е.С. по доверенности от 16.11.2009 N 03/21020 (удостоверение УР N 640724 действительно до 31.12.2014);
от МИФНС России N 12 по Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом;
от департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Окишева К.В. по доверенности от 07.07.2008 N 4201, сохраняющей силу в течение трех лет (удостоверение N 634 действительно до 15.04.2010)
от УКХ администрации ЦАО г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с распоряжением Мэра города Омска от 29.07.2008 N 210-р "О проведении мероприятий по сокращению кредиторской задолженности муниципальных организации" на департамент финансов и контроля администрации города Омска возложена обязанность по проведению мероприятий по выявлению муниципальных организаций, фактически прекративших свою деятельность, и принятию возможных мер к их ликвидации и списанию кредиторской задолженности.
Во исполнение названного распоряжения департамент финансов и контроля Администрации города Омска провел ряд мероприятий, в результате которых было выявлено, что УКХ администрации ЦАО г. Омска, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1025500751737 и состоящее на учете в ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, с 2006 года деятельности не осуществляет, не имеет банковских счетов, а с марта 2007 года не представляет какую-либо отчетность в налоговые и иные органы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения департамента финансов и контроля Администрации города Омска в ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска с просьбой исключить данное юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В связи с тем, что УКХ администрации ЦАО г. Омска имеет задолженность по налоговым платежам в сумме 15 640 667 рублей 44 копейки, налоговый орган отказал Департаменту в исключении УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого реестра юридических лиц в административном порядке.
Полагая, что бездействия налогового органа, выразившиеся в непроведении процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц УКХ администрации ЦАО г. Омска, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы департамента финансов и контроля Администрации города Омска, последний обратился в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска и МИФНС России N 12 по Омской области, в котором просил:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в непроведении процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц УКХ администрации ЦАО г. Омска;
- обязать произвести процедуру исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено УКХ администрации ЦАО г. Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.03.2009 требования Департамента удовлетворены в части признания незаконным бездействия ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, выразившегося в непроведении процедуры исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а также в части обязания ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, МИФНС России N 12 по Омской области провести процедуру исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В удовлетворении остальной части заявленного требования департамента финансов и контроля Администрации города Омска отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 решение суда первой инстанции от 06.03.2009 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.09.2009 решение Арбитражного суда Омской области от 06.03.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 отменено в части удовлетворения требований Департамента, в данной части дело было направлено на новое рассмотрение.
Отменяя и направляя в данной части судебные акты, суд кассационной инстанции отметил, что при принятии судами первой и апелляционной инстанций судебного акта ими не была дана оценка довода налогового органа о том, что исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является не обязанностью налогового органа, а его правом.
Кроме того, в нарушение положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент должен был представить доказательства того, что бездействие Инспекции нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд кассационной инстанции также отметил, что в принятых судебных актах отсутствует оценка доводов налоговых органов о том, то бездействие не нарушало права и законные интересы именно Департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку функции Департамента не относятся к указанным видам деятельности.
При новом рассмотрении настоящего дела в отмененной судом кассационной инстанции части, суд первой инстанции признал незаконным бездействие ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, выразившееся в непроведении процедуры исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязал Инспекцию провести процедуру исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц.
В качестве правового обоснования принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на то, что УКХ администрации ЦАО г. Омска отвечает признакам недействующего юридического лица и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В апелляционной жалобе ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска просит решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2009 по делу N А46-23823/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указал, что исключение в административном порядке юридического лица, подпадающего под признаки, определяемые статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, является правом регистрирующего органа, а не его обязанностью.
ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска полагает, что оспариваемые Департаментом действия, не нарушают права последнего.
МИФНС России N 12 по Омской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, однако в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержала позицию ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска.
МИФНС России N 12 по Омской области также ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие, названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Департамент в письменном отзыве на апелляционную жалобу Инспекции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Отклоняя утверждение Инспекции об отсутствии нарушений прав и законных интересов Департамента, последний сослался на распоряжение Мэра города Омска от 29.07.2008 N 210-р, которым Департаменту прямо предписано провести мероприятия по ликвидации муниципальных организаций, прекративших свою деятельность в целях списания их кредиторской задолженности.
Департамент считает необоснованным утверждение ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска о том, что проведение процедуры исключения из Единого государственного реестра юридических лиц является правом, а не обязанностью налоговых органов.
УКХ администрации ЦАО г. Омска надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя УКХ администрации ЦАО г. Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
В судебном заседании представители ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, Департамента поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя МИФНС России N 12 по Омской области и УКХ администрации ЦАО г. Омска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, УКХ администрации ЦАО г. Омска обладает признаками недействующего юридического лица, определенными в статье 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Так, банковские счета данного юридического лица в кредитных организациях закрыты (т. 1 л.д. 21-23), последняя отчетность, предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, представлялась в налоговый орган УКХ ЦАО г. Омска в марте 2007 года.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Проанализировав положения приведенной статьи, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что регистрирующий орган вправе, а не обязан исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц при условии наличия всех признаков недействующего юридического лица.
Департаментом не приведено доводов о том, что рассматриваемая обязанность предусмотрена какими-либо иными нормативно-правовыми актами, положения которых были нарушены оспариваемым бездействием регистрирующих органов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит правомерной и поддерживает позицию ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска и МИФНС РФ N12 по Омской области о том, что у регистрирующих органов, при наличии совокупности признаков недействующего юридического лица, автоматически не возникает обязанности по инициированию административной процедуры исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с правовой позицией, формируемой Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (см., например определение от 06.06.2008 N 4810/08), судом кассационной инстанцией (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.2009 N Ф04-4567/2009(11942-А46-37)).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент указывает на нарушение бездействием заинтересованного лица его прав и законных интересов.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанного обстоятельства недостаточно для удовлетворения требования о признании бездействия государственного органа незаконным.
Обязательным условием для такового является также несоответствие оспариваемого бездействия нормам права.
Однако, как было отмечено выше, отказ Инспекции в проведении процедуры исключения УКХ администрации ЦАО г. Омска из ЕГРЮЛ не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к заключению об ошибочности вывода суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого бездействия налогового органа положениям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, как основанного на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, что влечет за собой отмену решения суда (пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.11.2009 по делу N А46-23823/2008 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требования департамента финансов и контроля Администрации города Омска о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска, выразившегося в непроведении процедуры исключения Управления коммунального хозяйства администрации Центрального административного округа г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска провести процедуру исключения Управления коммунального хозяйства администрации Центрального административного округа г. Омска из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23823/2008
Истец: Департамент финансов и контроля Администрации города Омска
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Третье лицо: Управление коммунального хозяйства администрации Центрального административного округа города Омска
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10506/10
26.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10506/10
25.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-23823/2008
25.02.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-270/2010
19.05.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2333/2009