город Омск |
|
|
Дело N А46-15248/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-763/2010) открытого акционерного общества "Сервисный центр "Автомир" на решение Арбитражного суда Омсекой области от 22.12.2009 по делу N А46-15248/2009 (судья Суставова О.Ю.), по заявлению открытого акционерного общества "Сервисный центр "Автомир" к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области, Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска
о признании решений N 16517 от 12.05.2009, N 16-17/09132 от 06.07.2009, требования N 7088 по состоянию на 15.07.2009, недействительными,
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "Сервисный центр "Автомир" - Василенко Д.Э. (паспорт серия 5207 N 532644 выдан Отделом N 1 УФМС России по Омской области 27.09.2007, доверенность от 27.07.2009 сроком действия 3 года);
от ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска - Тимошенко Ю.В. (удостоверение N 339411 действительно до 31.12.2014, доверенность N 01-01/6602 от 02.03.2010);
от УФНС России по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 22.12.2009 по делу N А46-15248/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Сервисный центр "Автомир" (далее - ОАО "Сервисный центр "Автомир", общество, налогоплательщик) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (далее - ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска, инспекция, налоговый орган) от 12.05.2009 N 16517 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, Управление) от 06.07.2009 N 16-17/09132); решения Управления от 06.07.2009 N 16-17/09132 по апелляционной жалобе ОАО "Сервисный центр "Автомир"; требования N 7088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного использования, были утверждены Правительством Омской области постановлением N 174-п 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, при этом данный акт относится к актам, регулирующим правоотношения земельного законодательства, а не налогового. Следовательно, Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007. При таких обстоятельствах, судом первой инстанции признан неверным расчет земельного налога, произведенный обществом, за 2008 год.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Налогоплательщик указывает на то, что кадастровая стоимость должна быть определена каждого участка, а не усредненные показатели, то обстоятельство, что Управление взяло для расчета налога показатель кадастровой стоимости приведенный в постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, свидетельствует о неправомерности расчета в 2008 году по новым показателям.
ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска и УФНС России по Омской области в отзывах на апелляционную жалобу с ее доводами не согласились считают их необоснованными, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель ОАО "Сервисный центр "Автомир" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по делу N А46-15248/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что общество необоснованно привлечено к налоговой ответственности.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Сервисный центр "Автомир" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.07.1998 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г.Омска, о чем 04.12.2002 инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025500988072.
ОАО "Сервисный центр "Автомир" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 58017 кв.м с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1004.
Права заявителя на указанный земельный участок подтверждаются договором купли-продажи земельного участка N 1942/2007 от 29.12.2007, заключенным между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (продавец) и ОАО "Сервисный центр "Автомир" (покупатель), зарегистрированным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 29.12.2008 за N 55-55-01/012/2008-627.
ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска была проведена камеральная налоговая проверка на основании представленной ОАО "Сервисный центр "Автомир" налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой был составлен акт N 10238 от 11.03.2009.
По итогам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 11.03.2009 N 10238 и.о.заместителя начальника ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска было вынесено решение N 16517 от 12.05.2009 о привлечении ОАО "Сервисный центр "Автомир" к ответственности за совершение налогового правонарушения
В решении налоговый орган указывает на занижение ОАО "Сервисный центр "Автомир" налоговой базы по земельному налогу в отношении земельного участка, включенного в налоговую декларацию по земельному налогу за 2008 год, что повлекло занижение земельного налога за 2008 год на 1904441,00 руб. По мнению проверяющих, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ОАО "Сервисный центр "Автомир" на праве собственности, подлежала определению на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данным решением налогового органа ОАО "Сервисный центр "Автомир" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 380888 руб. 20 коп. - за неуплату (неполную уплату) земельного налога в результате неправильного исчисления налога.
Кроме того, ОАО "Сервисный центр "Автомир" начислены пени по состоянию на 06.05.2009 за несвоевременную уплату земельного налога - в сумме 74495 руб. 39 коп.
Также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в сумме 1904441 руб.
Заявителем в УФНС России по Омской области была подана апелляционная жалоба на решение ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска от 29.05.2009 N 16/1.
Решением УФНС России по Омской области N 16-17/09132 от 06.07.2009 решение ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.05.2009 N 16517 изменено в части, пункты 1, 2, 3 его резолютивной части изложены в следующей редакции:
"1. Привлечь ОАО "Сервисный центр "Автомир" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 369892 руб. 40 коп.
ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска в адрес ОАО "Сервисный центр "Автомир" в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование N 7088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009, согласно которому обществу предлагалось в срок до 07.08.2009 уплатить недоимку по земельному налогу по сроку уплаты 10.02.2009 в сумме 1849462 руб., пени за несвоевременную уплату недоимки по земельному налогу в сумме 72312 руб., штраф в сумме 369892 руб. 40 коп. за неуплату (неполную уплату) земельного налога в результате неправильного исчисления налога.
Полагая, что решение ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска от 12.05.2009 N 16517 (в редакции решения УФНС России по Омской области от 06.07.2009 N 16-17/09132), решение УФНС России по Омской области от 06.07.2009 N 16-17/09132, требование N 7088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.07.2009 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности ОАО "Сервисный центр "Автомир", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных правовых актов налоговых органов недействительными.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как было указано выше, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными ненормативные акты инспекции и Управления, мотивируя заявленные требования тем, что основания для доначисления земельного налога за 2008 год у налогового органа отсутствовали, так как кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 04:1004 не определена.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных им требований. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлено, что кадастровая стоимость названного земельного участка определялась с учетом положений постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
При этом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2008 год подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Так, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, в силу прямого указания статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
Кроме того, статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
Таким образом, субъект Российской Федерации наделен правом издавать ненормативные правовые акты о налогах и сборах, основными признаками которых является регулирование властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов.
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принято во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации; в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории; государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров; результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
По положениям пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость только используется при расчете налога на землю, в то время как налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае сам налог, порядок его исчисления, сроки уплаты и другие его обязательные элементы постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не установлены, в связи с чем закрепление в указанном ненормативном правовом акте кадастровой стоимости земельных участков не свидетельствует об установлении налога по смыслу статей 2 и 17 Налогового кодекса Российской Федерации и о возможности его отнесения к актам налогового законодательства.
Напротив, данный нормативный правовой акт, исходя из его преамбулы, регулирует земельные отношения.
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
На этом основании арбитражный суд полагает, что, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель должен был рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Относительно того, что постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в редакции, действующей до внесения изменений постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п, были утверждены только средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 15 видам разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов г. Омска и средний уровень кадастровой стоимости земель по г. Омску, но не кадастровая стоимость земельных участков заявителя и не удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков Общества, что не позволяет применить данные показатели при исчислении земельного налога в отношении земельного участка заявителя и дает основание констатировать тот факт, что кадастровая стоимость по земельному участку не была определена по состоянию на 01.01.2008, правомерно указал следующее.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно закреплена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы приведенного акта, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" приняло постановление N 174-п от 19.12.2007, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
К видам разрешенного использования согласно постановлению Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 были отнесены земельные участки, отмеченные в приложении к названному правовому акту.
Таким образом, постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Буквальное прочтение (толкование) указанного пункта Административного регламента означает, что под сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представляемой на утверждение, понимаются результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 4 Административного регламента определены административные процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель.
Управление Роснедвижимости по Омской области, руководствуясь постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007, внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельно взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области постановлением N 174-п 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года.
Суд апелляционной инстанции отмечает тот факт, что в ноябре 2008 в постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 были внесены изменения, не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008 с учетом, в том числе, того, что приложение N 2 к постановлению Правительства Омской области N 174-п, утвержденное в ноябре 2008 года, является прямым следствием приложения N 1 постановления Правительства Омской области N 174-п, утвержденного в декабре 2007 года. Доказательств обратного отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Изложенное также свидетельствует о том, что государственный кадастровый учет земельных участков, включающий в себя, в том числе, их кадастровую стоимость, осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель (но не земельных участков), утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права, суд первой инстанции обоснованно указал, что Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007.
В этой связи является неверным расчет земельного налога за 2008 год, произведенный обществом.
Суд первой инстанции верно указал, что оспариваемое решение Управления не носит властно-распорядительного характера, его исполнение не обеспечивается принудительно, не влечет возложения на налогоплательщика дополнительных обязанностей, ограничения использования им своих прав и имущественных интересов. Само по себе решение УФНС России по Омской области не порождает для заявителя каких-либо правовых последствий, следовательно, не может нарушать его прав и законных интересов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 по делу N 11346/08 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2009 по делу N ВАС-2997/09.
При этом, то обстоятельство, что решением N 16-17/09132 от 06.07.2009 УФНС России по Омской области изменило решение ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска, рассчитав налоговую обязанность общества с учетом имевшейся на тот момент судебной практики по вопросу определения кадастровой стоимости земельных участков, то таковое также не влечет нарушения прав ОАО "Сервисный центр "Автомир", поскольку своим решением УФНС России по Омской области уменьшило законно установленную налоговую обязанность общества по сравнению с тем, как эта обязанность была определена решением нижестоящего налогового органа, то есть положение общества не ухудшилось.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.12.2009 по делу N А46-15248/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15248/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Сервисный центр "Автомир"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-804/11
01.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10610/10
27.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10610/10
28.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-15248/2009
19.03.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-763/2010